Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Артем Силкин: «Мы предлагаем «меню а ла карт», а вы выбирайте
- 20 августа 2016 года
Наш собеседник – Артем СИЛКИН. В данном случае, один из соучредителей фонда «Живой город», который начал работать год назад в здании бывшей фабрики одежды «Киемнер».
У Любови Агеевой было два повода пообщаться с ним. Первый связан с Днями уличных искусств, которые проходили в Казани 13 и 14 августа.
Их организаторами стали Центр современной культуры «Смена» и Фонд поддержки современного искусства «Живой город», зарекомендовавшие себя в работе с молодежной аудиторией, известные креативным подходом к выбору форм досуга.
Как сообщалось на пресс-конференции в преддверии Дней, проект двухдневного праздника на свежем воздухе рождался длительное время. Это совершенно неформатное мероприятие как для организаторов, так и для горожан, что повлекло за собой большое количество дискуссий и прений. Был задуман непривычный уровень коммуникации со зрителем, совсем другой формат общения с ними, поставлены совсем другие цели и задачи, не те, которые обычно ставятся организаторами досуга.
Мы попросили подвести итоги соучредителя фонда «Живой город» Артема Силкина.
– Все ли задуманное вами удалось, все ли планы выполнены?
– К нашему счастью, «всё нами задуманное» осуществить вряд ли удастся – обычно воплощается процентов пять из того, что задумывается. В этом году, наверное, получилось шесть процентов.
С одной стороны, мы провели первый фестиваль уличных искусств и получили очень ценный опыт. Кроме того у нас были очередные ежегодные мероприятия, такие, как: «Город Арт-подготовка» и «Свияжская Артель». Мы полностью спродюсировали постановку в «Углу» спектакля Дмитрия Волкострелова; начали сотрудничество с Польским культурным центром; реализовали большой образовательный проект «Медиация культуры».
С другой стороны, у нас не получилось привезти несколько очень интересных швейцарских спектаклей, как мы планировали изначально. Не успели (или, точнее, не нашли финансирования) сделать несколько запланированных мероприятий.
– Что вы скажите об аудитории, которая собиралась в Лядском саду? Вам было трудно с ней или легко? Кого больше ждали?
– Любая аудитория, которая приходит в то или иное место, – это именно те люди, которые должны были прийти – и пришли. Такого понятия, как «трудно с аудиторией», пока мы не обнаруживали в своей практике.
Мне кажется, трудная аудитория – это если бы Ахматова начала читать стихи Жданову или что-то в этом роде. У нас прекрасная отзывчивая публика, и мы очень любим казанцев, и то, что они с интересом относятся к тому, что мы делаем.
Кого мы больше всего ждали? У нас городское мероприятие – и мы ждали горожан. Горожане пришли. Пожилые и молодые, с детьми и без, и все, как нам кажется, смогли найти что-то интересное для себя, ведь такие мероприятия и рассчитаны на все возрасты и на любые уровни подготовленности и восприятия.
– Как вы считаете, что более всего способствовало тому, что народу пришло много (сужу по воскресенью) – реклама, авторитет организаторов, интересная программа?
– Успеху мероприятия сопутствуют несколько факторов, я думаю. Прежде всего, это интересная программа и, конечно, помощь средств информации в том, чтобы эта интересная программа попала на глаза людям.
Авторитет организаторов, на мой взгляд, состоит в том, чтобы на уровне кураторском и организационном делать хорошие мероприятия. Это большая и невидимая, в основном, работа. Я не думаю, что все, кто пришел на Дни уличных искусств, пришли именно в гости к нашему фонду «Живой город». Но те, кто про нас знают, я думаю, в курсе, что у нас есть определенные «стандарты качества» – мы не занимаемся поп-культурой, во всяком случае, в ее крайних проявлениях, которыми заполнены телевидение и обычные массовые городские мероприятия.
– Из чего вы исходили, когда составляли программу выступлений: из интересов публики, из личных связей, из финансовых возможностей?
– Как вы понимаете, все названные факторы имеют определенное значение. Лимитирующим фактором всегда являются финансы – мы не можем выходить за рамки бюджета, как бы нам ни хотелось. Но благодаря личным связям, иногда удавалось сократить затраты на гонорары или райдеры. Потому что все знают, что мы просто группа городских сумасшедших, в хорошем, надеюсь, смысле этого слова, для которых главное – делать то, что задумано. Мы не зарабатываем на этом ни копейки.
Что касается интересов публики, то они учитывались, но главным в таких случаях является некий отбор артистов: мы предлагаем «меню а ла карт», а уж дело зрителей оценить этот набор или раскритиковать. При определенном уровне активности в области культуры понятие «личные связи» практически исчезает, потому что людей, занимающихся продвижением культуры в регионах, можно сосчитать по пальцам, и все про всех знают. Так что если ты лично кого-то не знаешь, это значит, что через один-два дружеских звонка ты будешь разговаривать с новым партнером по культурному проекту, как со старым знакомым.
В этом, кстати, и проявляется наша «прибыль» от подобных занятий: будучи организатором, ты оказываешься в кругу очень разных интересных людей и обмениваешься с ними идеями, опытом и эмоциями.
Не все из того, что мы хотели включить в программу Дней уличных искусств, туда вошло. Например, я в последнее время являюсь активным сторонником непрофессиональных и даже «дворовых» видов спорта, потому что профессиональный спорт окончательно дискредитировал себя в последние годы по известным причинам. Большой спорт сегодня – это пьянки в ночных клубах, подкуп спортсменов и судей, допинг, травмы и забвение к концу жизни.
Я считаю, надо возвращать спорту его доброе имя и пропагандировать самые банальные виды спорта для занятий в парках и дворах – бадминтон, лапту, любительский баскетбол и волейбол, городки, свайки и так далее. Это и для здоровья полезно, и удовольствия больше, чем на диване смотреть на суету нанятых миллиардерами, а чаще оплачиваемых из наших налогов прохвостов. По причинам, так скажем, организационным, в этот раз у нас не было блока уличного спорта, но в следующем году он обязательно будет.
– Вам известно – гостям казанская публика понравилась?
– Нам известно – гостям всё очень понравилось.
– Одновременно работало несколько концертных площадок. Из каких соображений так задумали? Не боялись, что из-за конкуренции где-то зрителей вообще не будет?
– Мы хотели уйти от эффекта «большой сцены», когда 500 человек на дорогостоящей конструкции развлекают 1000 человек слушателей. Наша идея – и театральных лабораторий, и Дней уличных искусств – состоит в том, что культура и искусство должны быть доступны не только в храмах искусств, таких, как академические театры и музеи, а должны пронизывать все городское пространство и, незаметно или заметно, присутствовать в жизни горожанина, вовлекать его в разговор, вызывать личное отношение.
Практически на всех наших площадках зрители были: люди гуляли, перемещались от одной площадки к другой и могли увидеть самые разные жанры, разных артистов, а иногда и посмотреть на знакомые городские уголки с новой точки зрения. Поэтому, конечно, так и было задумано – ты двигаешься и смотришь, как всё двигается вокруг. Это же интереснее, чем сидеть в кресле напротив людей на высоких котурнах. Тем более в парке это было бы и вовсе неуместно, правда?
– Каким образом вышли на главного спонсора и в чем конкретно компания «Просто молоко» вам помогла?
– «Просто молоко» – наш постоянный партнер и давний друг. Это меценат в полном смысле слова. Компания помогла нам профинансировать часть мероприятий. Вообще, без помощи частных структур и личного участия самых разных людей – финансового, организационного и так далее, мы бы навряд ли могли что-то сделать в принципе.
– Мне сказали, что Дни уличных искусств теперь будут традиционными. Какие уроки нынешнего года будут учтены?
– Мы надеемся, что Дни уличных искусств будут традиционными. Говоря об уроках – мы с сожалением поняли, что в Казани, по сути дела, нет больших городских парков. Даже наш главный парк имени Горького ничтожно мал для Казани, тем более после усыхания его территории в последние годы из-за строительства самых разнообразных объектов, которые не только уменьшили его площадь, но и разрушили четкую и хорошо продуманную классическую структуру. Сейчас он выглядит скорее инвалидом, чем полноценным объектом инфраструктуры миллионного города.
В следующем году, я думаю, мы проведем мероприятие в более крупном парке, чтобы расширить возможности и для артистов и для зрителей.
– Пользуясь случаем, хочу задать вам несколько вопросов по поводу культурного пространства с названием «Угол».
На пресс-конференции год назад Инна Яркова сказала, что непризнание новых форм в искусстве зачастую объясняется неготовностью к их восприятию. «Я не понимаю», – говорит в таком случае зритель. Значит, ему нужно объяснить. Что и собирались делать в «Углу».
За год прошло много интересных по форме событий, связанных с современным искусством. За это время в «Углу» сформировалась своя публика. И какая она – по возрасту, по социальному статусу? Или пока основной зритель – человек любопытный, который хочет узнать, что тут, в «Углу?»
– К счастью для нас, в «Углу» сложилась как постоянная аудитория, которая уже понимает, что примерно ее ждет на спектаклях или других мероприятиях, есть и большое число зрителей, которые приходили на несколько наших мероприятий.
Постоянно появляются новые лица в зале. И это очень хорошо – у нас не замкнутый клуб снобов-интеллектуалов, а открытая площадка. Мы всегда рады рассказать всем пришедшим, почему происходит у нас то или иное событие и почему мы считаем важным его провести.
По возрасту и социальному статусу у нас очень разная публика, выделить какие-то группы очень сложно.
– Что конкретно оценили ваши зрители?
– Мне кажется, на этот вопрос невозможно ответить. Мы работаем не с абстрактной зрительской массой, а с конкретными людьми. Кому-то это понравилось, кому-то – другое. И то, что какой-то конкретный спектакль понравился одному человеку, а 99 его не поняли, совсем не умаляет ни достоинства спектакля, ни вкусов конкретного зрителя, ни способности к восприятию других 99 человек.
Если говорить о массовости мероприятий, то наряду с Днями уличных искусств, конечно, больше всего посетителей на театральных лабораториях «Свияжск АРТель» и «Город-арт-подготовка». Ну, и на книжной ярмарке в «Смене», которую мы также поддерживаем.
– На пресс-конференции перед открытием «Угла» говорилось, что здесь деление на сцену и зрительный зал будет условным, то есть пребывание на ваших мероприятиях требует активного участия.
Готов ли оказался к этому ваш зритель? В чем конкретно проявляется интерактивность в общении сцены и зала?
– Наш зритель – обычный человек. Когда вы предлагаете другому человеку пообщаться, он редко отказывается, особенно в случае, если этот человек уже специально пришел к вам в театр и таким образом уже выразил некий интерес к тому, что будет происходить. Такое общение может выражаться по-разному: это могут быть обсуждения спектакля, творческие встречи, непосредственное влияние зрителя на ход спектакля, как было, например, в спектакле по «Божественной комедии» Данте, когда зрители путем выбора случайных строк направляли действие спектакля.
Это могут быть спектакли, когда зритель сам становиться «спектаклем», и может, если захочет, принять в нем самое непосредственное участие, причем это не просто банальное исполнение неких ролей, как это происходило в «Молчании на заданную тему» в постановке Дмитрия Волкострелова. В общем, вариантов взаимодействий очень много.
– Что чаще всего обеспечивает успех: тема общения, имя модератора или что-то еще?
– Очень важно создать атмосферу вовлеченности – тогда и имена, и темы будут вторичны. Потому что все-таки я лично за примат содержания, даже когда кажется, что решается формальная задача.
И, конечно, одной из важнейших задач является построение коммуникации между зрителем и театром путем обсуждений. После большинства спектаклей и проектов мы устраиваем обсуждения, где каждый может задать вопрос, поспорить, не согласиться.
– Ну и, наконец, последний вопрос: каким сложится второй сезон творческой лаборатории? Какие проекты будут продолжаться, что будет новым?
– Сейчас «Угол» находится в стадии активного формирования репертуара. К зиме будет, как минимум, пять постоянных спектаклей, это с одной стороны. С другой – мы продолжаем работу с приглашенными командами. Планируется привоз спектаклей из Санкт-Петербурга, из Уфы, Москвы. Кроме того, продолжает свою работу лекторий. Активно ведет свою работу на площадке «Угла» Центр Драматургии Первый.
Возможно, в новом сезоне будем плотнее работать с музыкой. Планируется выпуск пластического спектакля.
Читайте в «Казанских историях»:
Дни уличных искусств – «совершенно неформатное мероприятие»
Кирилл Маевский: мы пытаемся бросить якоря в истории
В выходные дни в Лядском саду музыканты сыграют на пиле, швабре и стиральной доске
«Угол» – пространство, которое предстоит наполнить содержанием
«Центр «Смена» – это запрос на определенный культурный досуг»