Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1955 – В Казани начал работу малый телевизионный центр, созданный группой энтузиастов-радиолюбителей и специалистов. С 1959 в городе начал функционировать и «большой» – государственный телецентр.

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Людмила Чурсина: «Все свои роли надо полюбить, чтобы хорошо сыграть»

10 сентября 2016 года в Центре «Эрмитаж-Казань» в рамках XII Международного фестиваля мусульманского кино состоялась творческая встреча с народной артисткой СССР Людмилой Чурсиной.

Людмила Чурсина с большим интересом познакомилась с фотовыставкой Валерия Севастьянова о съемках фильма «Матильда», открытой в Центре «Эрмитаж-Казань»

Зал был полон, и зрители буквально замерли еще до появления главной героини встречи. На экране шли кадры из фильмов, ставших не только классикой кинематографа, но и страницами истории жизни нескольких поколений: «Олеся», «Любовь Яровая», «Журавушка».

Людмила Чурсина попала, как говорится, «с корабля на бал»: в Казань она приехала незадолго до начала встречи, но по дороге успела вдохновиться впечатлениями от нашего города и выразила восхищение новой, изменившейся Казанью.

Гостья передала зрителям поклон от москвичей и лично от великого актера Владимира Михайловича Зельдина, который в свои 102 года продолжает играть в спектаклях театра Российской армии (ЦАТРА), где служит и Людмила Чурсина.

В 1959 году Людмила Чурсина, дочь кадрового военного,  окончила школу с золотой медалью в Великих Луках. Поехала в Москву поступать в МАИ.

   «Я любила предметы серьезные, собиралась или самолеты строить, или на мостике корабля стоять — мечтала о чем-то крупном. Сама была длинная, нескладная, по моему ощущению — некрасивая, даже стыдилась смотреться в зеркало. Однажды попробовала сыграть в школьном драмкружке какую-то роль — напутала текст…»

Это цитата из статьи об актрисе в Википедии

За компанию со школьной подругой она неожиданно для себя поступила сразу в три театральных вуза: ВГИК, ГИТИС и Театральное училище имени Щукина. Работала в двух московских театрах, одно время – на «Ленфильме». С 1984 года  – в Центральном театре Советской Армии.

Дорогим подарком для поклонников таланта актрисы стали стихи: в ее исполнении прозвучали строки Уильяма Шекспира, Бэллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и других поэтов.

Она особо остановилась на творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, которые, как известно, с достаточной ревностью относились друг другу, но в какие-то минуты забывали про это. Чурсина прочитала поразительное стихотворение Ахматовой «Есть три эпохи у воспоминаний, написано в 1945 году, когда Анне Андреевне еще рано было думать о смерти, но она хорошо передала настроение тех, у кого прошлого уже больше, чем будущего. Не могу удержаться, чтобы не процитировать большой его фрагмент, который особо близок мне, как и Людмиле Алексеевне:

Но тикают часы, весна сменяет
Одна другую, розовеет небо, 
Меняются названья городов,
И нет уже свидетелей событий,
И не с кем плакать, не с кем вспоминать.
И медленно от нас уходят тени,
Которых мы уже не призываем,
Возврат которых был бы страшен нам.
И, раз проснувшись, видим, что забыли
Мы даже путь в тот дом уединенный,
И задыхаясь от стыда и гнева,
Бежим туда, но (как во сне бывает)
Там все другое: люди, вещи, стены,
И нас никто не знает - мы чужие.
Мы не туда попали... Боже мой!
И вот когда горчайшее приходит:
Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире,
Что тех, кто умер, мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог послал, 
Прекрасно обошлись без нас - и даже
Все к лучшему...

Эти строки вызвали у актрисы личные воспоминания о том, что она не может уже приехать в город, который она любит – Ленинграда уже нет на карте нашей страны; о том, что нет улицы, которая ей дорога – она тоже называется по-другому…

И было в этих воспоминаниях столько щемящей горечи, которая так понятна мне, но наверняка не понятна молодым зрителям, которые пришли на встречу.

Кстати, зрителей было так много, что многие стояли. Где-то в середине встречи пришли дети, учащиеся детской художественной школы. Она прервала монолог о поэтах, поприветствовала их, а потом, когда они осмелели и начали задавать вопросы, ответила на них.  

Одна девочка спросила актрису про ее любимую роль, и Людмила Чурсина ответила по-взрослому – все свои роли надо полюбить, чтобы хорошо сыграть. А потом призналась: как первая любовь, самой дорогой ее сердцу является роль Дарьи в фильме «Донская повесть». Она рассказала, как долго ее не утверждали на нее, и даже когда она приехала на съемки, режиссер сказал, что дает ей 10 дней испытательного срока. Необходимо было полностью погрузиться в атмосферу жизни деревенской девушки: «никаких городских костюмов, причесок и маникюра, только костюм Дарьи, чернозем под ногтями».

Действительно, довольно трудно соотнести некоторые ее роли с Чурсиной настоящей, статной элегантной дамой, «с породой», как сказал бы герой одной из оперетт. Она мне всегда казалась мало доступной особой, но то, как она вела себя на встрече в Казанском Кремле, начисто опровергло это предположение. Она установила с залом поразительно близкий контакт, на который не все актеры решаются. И когда в конце встречи исполнительный директор фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова подарила ей какое-то женское украшение, она обрадовалась так, как будто ей до этого ничего не дарили. Маленькая хитрость хорошо воспитанного человека. Но она была такой искренней в эту минуту, что никто бы не упрекнул ее в игре, что для актера, впрочем, – естественное состояние.

Миляуша Айтуганова, поздравляя гостью, отметила, что нынешняя  встреча со зрителями в Казани больше была похожа на моноспектакль, и пообещала, что в ближайшем будущем Людмилу Чурсину обязательно пригласят в Казань вместе с ее театром.

За плечами актрисы множество ролей в театре, 140 фильмов, в которых она снялась. И многие ее роли вошли в золотой фонд кинематографа.

 «Сняться плохо – значит плюнуть в вечность», – вспомнила Людмила Чурсина слова Фаины Раневской и произнесла с чуть грустной улыбкой:

«Наверное, и я… Господи прости. Сейчас ведь много сериалов и фильмов, и среди них разные встречаются…».

Зрители не дали продолжить, зал загудел, стремясь заверить актрису: каждая ее роль стала шедевром, полюбилась и запомнилась. А Людмила Алексеевна рассказала, что есть великолепный сценарий, написанный специально для нее. Сейчас идет поиск источников финансирования проекта.

 

Гостья рассказала, что многие роли давались ей не с первой пробы. Одно время у нее была тройка по актерскому мастерству, но окончила вуз с красным дипломом.

В 1984 году артистка переезжает в Москву. С Ленинграда ее «переманили» в Театр Советской Армии, предложив роль, о которой Людмила Чурсина грезила многие годы. Ради Настасьи Филипповны из «Идиота» она готова была сменить не только театр, но и город. О сделанном актриса не пожалела. Работа над образом была изнурительной, но чрезвычайно увлекательной. Передать противоречивый характер героини, словно воплотившей в себе все существующие пороки и добродетели, и при этом быть естественной – титанический труд.

Но Людмила Алексеевна с этим нелегким заданием справилась отлично. Каждый раз ее Настасья Филипповна была иной. Каждый раз что-то добавлялось и трансформировалось в этом образе, вызывая сопереживание зрителей и сильнейшие эмоции от увиденного.

Сегодня Чурсину также можно увидеть в постановке «Дуэт для солистки», где она играет всемирно известную скрипачку Стефани Абрахамс, прикованную к инвалидной коляске. Весь спектакль героиня находится в кабинете психоаналитика, с которым ведет беседу. Сделать монотонную пьесу такой, чтобы зрители весь спектакль пребывали в напряжении – эта задача посильна только для талантливой актрисы. Такой, как Людмила Чурсина.

Героини Чурсиной величественные и царственные. Екатерина II и императрица Мария Федоровна в исполнении артистки выглядят естественно, ведь аристократизм – врожденная черта самой Чурсиной.

https://24smi.org/celebrity/1765-lyudmila-chursina.html

К сожалению, я не видела Чурсину на сцене. В Интернете нашла интересный очерк о ней, откуда взяла эту цитату. Рассказывать о ее киноролях, думаю, не стоит. Во-первых, их много, во-вторых, и без меня все знают ее поразительных героинь.  Фильм «Журавушка» принес ей международную славу и Гран-при на кинофестивале в Сан-Себастьяно. Этот приз Людмиле Чурсиной вручила сама Одри Хепберн.

Людмила Алексеевна Чурсина так поразила западного зрителя, что удостоилась приглашения в Голливуд. Ей предложили 3-летний контракт и работу в 15-ти фильмах. Препятствием на пути к «фабрике грез» оказалось незнание языка и нежелание властей отпускать отечественную звезду для работы в «буржуазном кино».

Она стала народной артисткой СССР в 1981 году, когда  ей было всего 40 лет. В нынешнем году актриса отметила 75-летний юбилей. До сих пор принимает поздравления. В Казани ее тоже поздравляли, и здесь, на встрече, и на церемонии торжественного закрытия фестиваля. Она пошутила на встрече:

 «Я повзрослела».

Искренне, по-женски призналась, что иногда чувствует усталость, но уже на следующий день вновь готова петь и танцевать.

Удивительно, но ей не задали ни одного вопроса о личной жизни. С большим трудом организаторы встречи прервали общение актрисы со зрителями. В Центр «Эрмитаж-Казань» уже пришла Анна Каменкова, а Людмилу Чурсину все не отпускали… И она не скрывала, что это ей нравится.

Использован пресс-релиз пресс-центра фестиваля

Фото Розы Садриевой и Владимира Зотова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить