Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Алексей Учитель: «Кинофестиваль для нас – часть профессии, а не праздник»
- Любовь АГЕЕВА
- 11 сентября 2016 года
Заключительной творческой встречей, которая прошла в рамках XII Международного фестиваля мусульманского кино в Центре «Эрмитаж-Казань», была встреча с известным режиссером, народным артистом России Алексеем Учителем.
Это один из самых именитых и успешных российских режиссеров. Алексей Учитель знаком зрителю по картинам «Прогулка», «Рок», «Дневник его жены», «Край», «Космос как предчувствие», «Пленный» и другим.
Встрече предшествовало открытие выставки фотографий Валерия Севастьянова со съемок нового фильма Учителя «Матильда». Наш земляк – известный кинооператор – входил в творческую группу этой картины, а в свободное время фотографировал творческий процесс. Режиссер смотрел выставку вместе с автором снимков, а также генеральным директором музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилей Валеевой и другими сопровождающими.
В ходе встречи фоторепортер «Казанских историй» Владимир Зотов попросил гостя представить автора снимков. Он-то, конечно, знал коллегу, но не знали другие. И Алексей Ефимович дал самую лестную характеристику Севастьянову, с которым работает уже на шестой картине.
Что касается отзыва на выставку, Учитель сказал коротко:
– На его снимках наша работа лучше, чем в реальности.
Зиля Валеева, Алексей Учитель, Валерий Севастьянов
Как сообщил Учитель, они планируют издать к премьере книгу о съемках, и там обязательно будут снимки Валерия Севастьянова.
Как удалось выяснить, Алексей Ефимович приехал на Казанский фестиваль мусульманского кино именно по приглашению Валерия Севастьянова. Так что биг зур рахмат за это нашему земляку.
В нашем городе Алексей Учитель впервые, естественно, мало что увидел, поскольку только что приехал, и всего на один день. Как он выразился, «устроители встречи совершили подвиг», вытащив его из монтажного процесса. В настоящее время завершается монтаж картины с рабочим названием «Матильда», на съемки которой ушло более трех лет. Премьера запланирована на 30 марта 2017 года. Сначала мы увидим ее в кинотеатрах, причем в формате IMAX, а потом – на экране телевизора. Для этого будет смонтирована четырехсерийная лента.
Посетители увидели на выставке кадры из фильма, актеров, занятых в нем. Одна из фотографий, снятых в Мариинском театре, наглядно показывает, какой величины была творческая группа.
Учитель уточнил, что это основной состав, без исполнителей главных ролей – человек 300. Постоянно было занято человек 100. А всего в массовых сценах участвовали до полутора тысяч человек. Однако в эпизоде на Ходынском поле нужно гораздо больше. Секрет полишинеля – остальных создадут на компьютере. Режиссер уточнил, что в день коронации Николая II на Ходынское поле пришли от 300 тысяч до 1 миллиона человек.
И всех надо было одеть в костюмы конца XIX века. Всего было сшито более 7 тысяч костюмов, для которых из Китая привезли целый корабль тканей.
Были построены уникальные декорации. Макет Успенского собора Московского Кремля возвели в огромном цехе закрытого военного завода в Санкт-Петербурге. Правда, сначала поискали другое помещение, в России и за рубежом, но не нашли.
«Удивительно, что люди, когда входили туда, крестились, хотя знали, что это не храм. Рабочие отказывались разбирать декорацию, говорили: «Разрушать храм не будем». Мы и сами хотели ее сохранить, но ни один выставочный комплекс его не вместил, даже ВДНХ, и сейчас декорацию высотой с пятиэтажный дом все-таки разбирают», – рассказал режиссер на встрече с казанскими зрителями.
– В Америке такую декорацию бы сохранили, водили бы туда экскурсии, билеты продавали бы, – сказал он.
Собор не только повторяет размера своего реального собрата. С огромной точностью воспроизведено его пышное убранство. Именно здесь снимали сцену коронации нового российского императора.
Главная гордость режиссера в случае с фильмом «Матильда» – это звездный актерский состав. Роли второго плана в фильме играют Евгений Миронов – директор императорских театров (наш гость назвал его самым талантливым актером в современной России), Сергей Гармаш – отец будущего императора (говорили – простоват он для такой роли, но режиссер не ошибся), Ингеборга Дапкунайте – его мать (страшно было предлагать ей возрастную роль, но она согласилась, не колеблясь). А вот главные роли отдали иностранцам – так получилось.
На роль императора пробовались многие российские актеры, в том числе Данила Козловский. Однако что-то режиссера не устроило и в нем, несмотря на то, что он очень высоко отозвался об этом актере. Однако Козловский в картине остался, сначала был мужем Кшесинской, а потом одним из ее поклонников – офицером Воронцовым.
Учитель был в поиске главного героя, когда увидел в Германии, куда поехал знакомиться с будущей Александрой Федоровной, Ларса Айдингера, хорошо известного в Европе как исполнителя Гамлета, Ричарда III. Он тоже работает в берлинском театре Shaubuhne. Познакомились. А вскоре знакомство продолжилось…
– Он приехал пробоваться на другую роль, и когда гример примеривала ему разные бороды, вдруг раздался крик. Я прибежал, смотрю: передо мной Николай. Это просто поразительное сходство! И я утвердил актера.
Алекс, невесту Николая, будущую императрицу Александру Федоровну, играет Луиза Вольфрам, актриса театра Shaubuhne. Как известно, ее героиня была немкой по национальности, так что тут Бог велел искать соотечественницу будущей жены российского императора.
Самая большая проблема была с главной героиней, признался режиссер. Съемки уже начались, а Матильды Кшесинской все не было. Искали не просто актрису, но исполнительницу, которая будет органична в кадре как балерина, известная всему миру.
– Пробы проходили более трехсот актрис из десяти стран. Я никак не мог выбрать достойную Матильду Кшесинскую. Пока мой друг, директор Варшавского фестиваля, не назвал имя польской актрисы Михалины Ольшанской.
Когда приехала на пробы никому не известная студентка последнего курса театрального института и встретилась в сцене коронации в Успенском соборе с Айдингером, я впервые увидел, как Ларс чуть растерялся – настолько она его подавила. Не темпераментом, а особым природным талантом. Я счастлив, что не ошибся», – сказал режиссер.
Michalina Olszańska, польская актриса, писательница, скрипачка и певица, родилась 29 июня 1992 года в Варшаве в семье актеров Агнешки Фатыги и Войцеха Ольшаньского. После окончания музыкального училища выступала как солистка с симфоническими оркестрами в Катовице, Жешуве, Ломже, Слупске и Берлине. В 2011 году поступила на актерский факультет Варшавской театральной академии. С 2013 года успешно снимается в кино. Издала две книги, пишет музыку и тексты песен, которые сама исполняет.
Такой масштабной роли в ее творческой биографии еще не было. Ее не испугало, что играть придется на русском языке.
Новая картина Алексея Учителя переносит зрителей на сто лет назад. Период пребывания при власти последнего правителя Российской империи был трагическим. Но в новом фильме будет рассказано не о политических событиях, в феврале и октябре 1917 года изменивших ход не только российской, но и мировой истории, и не о том, как нашей стране в те годы удалось достичь таких успехов в экономике, что мы до сих пор вспоминаем о 1913 годе.
Речь вообще не идет о государственных делах, хотя несколько эпизодов все-таки будут: коронация в Успенском соборе, трагедия на Ходынском поле.
Фильм рассказывает о пылкой влюбленности будущего монарха в балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую. Не зря рабочее название фильма – «Матильда». Однако режиссер признался, что его больше занимал образ Николая II. Он знаком с документами, которые подтверждают, что если бы та история завершилась по-другому, возможно, и жизнь в России случилась иначе. Так что фильм даст зрителю возможность увидеть исторический момент выбора, от которого зависела судьба многих поколений, включая наше.
Режиссер рассказывал о фильме, о съемках, об актерах довольно много. Охотно отвечал на вопросы о нем. Видно, что эта работа – еще в памяти.
Когда его спросили, какой фильм для него самый любимый, он сначала ушел от ответа, а потом уточнил: самый любимый – всегда последний. То есть на сегодня – картина «Матильда».
Наш гость не удержался и высказал свое отношение к обвинениям в его адрес, которые появились в Интернете. Фильма еще никто не видел, в сети пока только его трейлер, но оппонентов уже много. И уже есть официальная жалоба в Прокуратуру с требованием запретить фильм, аутодафе со сжиганием плаката картины.
Одним не нравится то, что о царственной особе режиссер рассказывает как о простом человеке, другим – то, что он выбрал темой картины не государственные дела императора, а его любовную интрижку с балериной Мариинского театра, третьи категорически возражают против того, что русский император – немец.
– Пишут, что мы хотим опорочить святого человека. Передергивают все. Мы не только не опорочили императора, скорее наоборот. Это ужасно!
Алексей Ефимович предположил, что часть обвинений будет снята, когда фильм выйдет на экраны. Ему лично было очень интересно работать с этим историческим материалом. В оценке последнего императора России нельзя обойтись без полутонов, считает он.
Он вспомнил один из эпизодов съемки давки на Ходынском поле. Для этой сцены на исторической территории выстроили грандиозную вышку, куда должен был подняться актер. Режиссер предложил Ларсу Айдингеру не ждать команд, камера снимет его реальное состояние. Его подняли над массовкой так, что он увидел все поле, усеянное людьми, в фильме – трупами. Ларс отреагировал на это не как актер, а как человек. Он на какое-то время застыл, пораженный увиденным…
– Я видел, что он не играет. Это было его естественное состояния. Он даже не услышал команды об окончании съемки и еще какое-то время стоял на коленях.
Это – главное в том деле, которым мы занимаемся. Только в этом случае зрители искренне поверят актеру.
Алексея Ефимовича спросили, как появилась задумка фильма. Он честно признался, что она ему не принадлежит. Снять фильм о балерине Кшесинской ему предложил Владимир Винокур, руководитель Фонда поддержки культуры и искусства. У него особое отношение к балету: у популярного артиста дочь – балерина Большого театра.
Судя по всему, у Алексея Ефимовича не было четкого плана встречи. Более того, он сказал, что не будет рассказывать о себе, не считает это возможным. Поэтому сразу предложил задавать вопросы. Но сначала наш гость предвосхитил стандартный вопрос о своей фамилии. Тем не менее в ходе встречи его опять об этом спросили.
Точного ответа у него нет. Можно предположить, что один из его предков (его отец из Тирасполя) был по профессии учителем. Кстати, отец Алексея по роду своей деятельности тоже был режиссером, сценаристом и оператором. За свою жизнь он успел снять 22 фильма. Среди известных и запомнившихся работ отца такие картины, как «Ленинград. Годы и свершения» и ее продолжение «Ленинград – город-герой».
Алексей Учитель родился 31 августа 1951 году в городе Ленинграде. Выбор будущей профессии для него был очевиден и не вызывал никакого сомнения. Маленького Алешу отец часто брал на съемки фильмов, и мальчик с раннего детства мог наблюдать за работой актеров и процессом создания кино. Именно отец, которым так гордится Алексей Учитель, влюбил сына в кинодокументалистику. В 7 лет родители привели мальчика в кинокружок Дворца пионеров. Позже Алексей увлекся фотографией и мог часами бродить по улицам с фотоаппаратом и снимать городские пейзажи. Увлечение оказалось временным, вскоре все вернулось на круги своя.
В 1969 году окончив школу, он, по совету отца, поехал в Москву чтобы поступить во ВГИК на факультет режиссеров-операторов документального кино. Однако Алеша провалил экзамены и целый год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Это дало возможность набраться опыта, который очень пригодился в дальнейшей учебе.
В 1970 году Алексей снова подал документы для поступления на факультет режиссеров-операторов документального кино и на этот раз стал студентом. В 1975 успешно окончив московский ВГИК, он вернулся в родной Ленинград, где устроился работать на студию документальных фильмов. В 1988 году снял ставший моментально популярным фильм под названием «Рок», который рассказывал о еще не известных рок-музыкантах Юрии Шевчуке и Борисе Гребенщикове. Этот документальный фильм сыграл поворотную роль в карьере режиссера.
Кстати, Учитель и сегодня порой вспоминает свой опыт документального кино, правда, эти его работы не так знамениты.
Началом работы Учителя в сфере художественного кино стала кинолента «Магия Жизели», снятая в 1996 году. Здесь он является не только режиссером, но и сценаристом. Работая над этой картиной, Алексей приходит к выводу, что режиссер документального кино и режиссер художественного кино – это две различные по сути профессии, хотя и очень близкие по духу. Фильм «Магия Жизели» получил главную награду на кинофестивале в Онфлере и был продемонстрирован на Каннском фестивале.
Позже был снят художественный фильм «Дневник его жены» о запутанной и сложной жизни русского писателя Бунина, роль которого сыграл популярный актер и режиссер Андрей Смирнов. Фильм был отмечен наградами «Ника – 2000» и миланского Международного кинофестиваля. В нем играли такие актеры, как Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Евгений Миронов.
В 2003 году вышедший на экраны фильм «Прогулка» завоевал главные призы международных фестивалей в Кливленде и Сиракузах. В 2005 году фильм Учителя «Космос как предчувствие» получил главную награду – «Золотого Святого Георгия», а также «Золотого орла» за лучшую режиссерскую работу.
В 2008 году Алексей снимает новый фильм под названием «Пленный». Идея этой картины была взята из произведения Владимира Маканина «Кавказский пленный». Суть картины в простой истине – в любой ситуации нужно пытаться найти общий язык и взаимопонимание. Даже заклятые враги могут договориться. Иногда это является единственным шансом на спасение. Летом 2008 года в Карловых Варах на 43-м международном кинофестивале фильм «Пленный» получил награду «Хрустальный глобус».
В 1990 году Алексей Учитель стал основателем киностудии «Рок», где и предпочитает снимать свои фильмы. А вот озвучивание картин, по уже сложившейся традиции, проводит на киностудии «Мосфильм».
Подробнее: сайт «УзнайВсе» http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksey-uchitel.html
Алексей Ефимович рассказал столько интересного, что, пожалуй, можно было опубликовать полную стенограмму. Например, о съемках фильма «Край», когда мы чуть не потеряли прекрасного актера Владимира Машкова – во время сцены на реке он мог утонуть.
Но более всего он говорил не о киношных событиях, а о более общих вопросах. Например, о коммерческом и авторском кино. По его мнению, по уровню авторского кино мы на одном уровне со США, в последнее время мало чем отличаемся по технической оснащенности, а вот содержательно наши картины беднее, мало хороших сценариев. Еще одна проблема – люди отучились ходить в кинотеатры – ждут, когда новый фильм появится на экране телевизора или скачивают в Интернете.
На день раньше Казанского фестиваля завершился Венецианский, где картина «Рай» Андрея Кончаловского получила приз «За лучшую режиссуру».
– Это прекрасный фильм, но я уверен, что он провалится в прокате, – отметил Алексей Учитель.
Естественно, не потому, что фильм плохой или неинтересный. Просто наша публика годами приучалась к другому кинематографу, и умные фильмы с учетом этого тиражируются в малом количестве копий. Соответственно, их мало кто видит.
Тем не менее, по его убеждению, режиссерам не стоит подстраиваться под публику, надо делать высокохудожественные картины, но снимать так, чтобы их смотрел широкий зритель. Режиссер должен снимать не просто картины, а хорошие картины, которые нравятся зрителю и с интересом воспринимаются критиками.
И для таких фильмов нужна особая система кинопроката.
Учитель поделился хорошей практикой доведения до аудитории авторского кино, подсмотренной на Западе:
– В Америке для авторского кино существует так называемый университетский прокат, когда фильмы показывают в вузах и продают билеты по низким ценам. Скажем, наш главный успех в США, фильм Александра Сокурова «Ковчег» – это был как раз университетский прокат. А у нас такая возможность почему-то не используется, хотя в каждом университете есть зал, а поставить кинопроектор сегодня не проблема.
Алексей Учитель, участвуя в каком-либо конкурсе, изначально настроен на победу. Но не потому, что награды тешат его самолюбие. По его мнению, фестивали являются неотъемлемой частью жизни актеров и режиссеров.
– Фестивали, на мой взгляд, – это часть нашей профессии. Нельзя к этому относиться только как к празднику, случайному событию. Каждый режиссер должен стремиться побеждать на фестивалях.
Но фестиваль не может быть объективным на 100 процентов, потому что члены жюри принимают решения отчасти субъективно... Так что это своеобразная лотерея. Если фильм не побеждает, это еще не значит, что он не самый лучший.
Алексей Учитель сам является руководителем фестиваля «Послание к человеку»: форум через две недели откроется в Санкт-Петербурге. Гость с гордостью признался, что в этом году установлен рекорд: на фестиваль было прислано 7 тысяч заявок из 80 стран.
Особое значение имеет фестивальная жизнь для людей, только входящих в профессию. По мнению Учителя, это очень правильно, что в стране проходят кинофорумы с ориентацией на молодых мастеров.
– Мы в вузах обучаем огромное количество режиссеров, а дальше эти люди теряются. Я давно предлагал создать центр дебютного кино, куда бы приходили молодые мастера. Но пока у них есть возможность только представлять картины на фестивалях. Сейчас открылся специальный форум в Омске, существует премия «Дебют» на «Кинотавре», очень хорошо, что и на Казанском фестивале есть программа молодых кинематографистов.
По его мнению, у нас много киношкол и, соответственно, выпускников, но человеку с дипломом трудно «зайти в производство». Кстати, он считает возможным приехать в Казань со своими учениками (на сегодняшнем этапе Алексей Учитель все-таки стал УЧИТЕЛЕМ). Он убежден, что зрители должны встречаться не только с именитыми актерами и режиссерами, но и с начинающими.
Вопросов гостю задавали много. Кого-то интересовало его отношение к исламу, кто-то спрашивал, есть ли сегодня цензура в кино.
Один из вопросов – думает ли он о том, кто будет смотреть его будущий фильм? – вызвал у Алексея Ефимовича улыбку:
– Если бы я думал о том, для кого снимаю, никогда не снял бы ни одного фильма. Хочется, чтобы смотрели все.
Он полагает, что та же «Матильда» может быть интересна людям любого возраста, даже 13-летнему подростку.
Завершая беседу со зрителями, Алексей Учитель высказал очень простую мысль: надо вспомнить традицию советского времени, когда ходить в кино всей семьей было обычным делом, и продолжать ее сегодня – смотреть российские фильмы, поддерживая тем самым отечественного кинопроизводителя.
Фото Владимира Зотова. Его же иллюстрации выставочных снимков Валерия Севастьянова