Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Петербургский модерн в моде – это воплощение женственности
- 05 октября 2016 года
5 октября 2016 года в центре «Эрмитаж-Казань» состоялось открытие выставки «Петербургский модерн. 1890-1910-е годы. Стиль и светская мода».
Среди ее первых посетителей были студентки КНИТУ-КАИ Ирина Русинова и Анна Бочкарева.
Рада, что у меня была возможность посетить это невероятное событие, узнать больше о столичном стиле и моде эпохи XIX-XX веков. Атмосфера выставочного зала позволяла собравшимся погрузиться в мир светских дам Петербурга на рубеже ХIХ – ХХ веков. Петербургский модерн – это воплощение женственности.
Перед церемонией открытия организаторы выставки ответили на вопросы журналистов.
Модераторами на пресс-конференции выступили: главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора Светлана Борисовна Адаксина; куратор выставки, заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Эрмитажа Наталья Гусева; старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и специалист по истории костюма Юлия Валерьевна Плотникова; директор Музея-заповедника "Казанский Кремль" Зиля Рахимьяновна Валеева.
Новый художественный стиль конца XIX – начала XX века, называемый по-русски «модерн» (Art Nouveau во Франции, Modern Style в Англии и Jugendstil в Германии) совпал по времени с правлением последнего российского императора Николая II. К началу XX столетия модерн достиг наивысшей точки своего развития не только в Европе, но и в России.
Согласно замыслу этого стиля все предметы, окружавшие «человека будущего», начиная с мебели, штор и посуды и заканчивая платьем, шляпкой и веером, должны были быть одинаково значимы и ответственны перед общим законом гармонии и красоты. Главной идеей модерна было преобразование обыденной жизни с помощью художественного творчества.
Этот стиль был традиционно связан с определенными художественными клише – мягкими, текучими, извилистыми линиями, нежными цветами, необычными колористическими сочетаниями. Исходя из этих внешних образов, модерн был определенно очень женственным стилем. И, конечно же, он не мог не коснуться одной из главных областей жизни своей героини и музы – костюма, в котором его черты прослеживаются так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора Светлана Адаксина о «Петербургском модерне» и выставочных экспонатах сказала так:
– В Эрмитаже такой выставки еще не было. Мы, конечно, много показывали платьев, разного периода выставки у нас были, но такого подбора мы еще не показывали.
«Петербургский модерн – это совершенно удивительное время, которое всегда беспокоит душу, сознание. Конечно, много потеряно, ушло, исчезло. Такие хрупкие материалы, как кружево, стеклярус, долго не живут. И то, что в Эрмитаже сохранилась такая удивительная, очень большая, одна из крупнейших коллекций – это, вообще, большое счастье. То, что мы имеем возможность сейчас это выставить, показать – это тоже очень здорово.
Мне кажется, что выставка будет иметь большой-большой успех. Думаю, каждая жительница Казани точно должна посетить эту выставку.
Посмотреть, действительно, есть что. Выставленные костюмы в стиле модерн были созданы фантазией лучших модельеров Парижа. В выставочную коллекцию входят предметы туалета, созданные Чарльзом Вортом, Жанной Пакен, сестрами Калло, Полем Пуарэ, а также их российскими коллегами из Москвы – Августом Бризаком и Надеждой Ламановой.
Как сказала заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Эрмитажа Наталья Гусева, «появилась возможность поговорить о модерне, о Петербургском модерне, и выставить эксклюзивные образцы, которые были востребованы среди самых богатых и знатных женщин Петербурга. Это те костюмы, которых не может быть ни в каких других коллекциях».
В целом коллекция насчитывает около 200 комплектов, часть представленных экспонатов показывается впервые. Большинство – из Аничкова и Зимнего дворцов, а также особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых. То, что нельзя было продать и уже невозможно носить, попали в театральные костюмерные, частично – в Музейный фонд, откуда предметы дореволюционного быта впоследствии были переданы в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Помимо невероятно изящных и легких, отделанных различной фурнитурой и аппликациями, женских платьев, представлены элегантные мужские фраки. Стоит отметить, что все наряды имеют равнозначную ценность, но все-таки более всего взгляд привлекают платья императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также костюмы императора Николая II. Конечно же, с каждым экспонатом связана определенная история. Одной из них поделилась внучка фрейлины – Александры Алексеевны Раткевич, наша гостья Надин Гринуа Бестужева. На выставке представлено подвенечное платье, в котором в 1910 году в церкви Зимнего дворца венчалась ее бабушка.
– Для меня это платье – честь моей бабушки, которая многое пережила. Оно одно из немногих, которое удалось сохранить, потому что во время революции бабушка убегала из России всего с двумя чемоданами и малолетними детьми. А сейчас, благодаря моей матери, платье находится в Эрмитаже…
Можно заметить, что мужские костюмы представлены в экспозиции не в полном комплекте.
Почему отсутствуют некоторые детали, объяснила куратор выставки Юлия Плотникова:
– Не забывайте, что у нас была революция, во время которой многие вещи подверглись уничтожению. У 90 процентов экспонатов отсутствуют брюки, потому что именно они вынашивались в первую очередь. Многое прямо из дворцовой гардеробной было украдено.
Отдельную коллекцию представляют наряды артистки московских театров Веры Карахан (Дженеевой), приобретенные Эрмитажем в 1971 году.
Костюмы и платья дополняют аксессуары – веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших петербургских и парижских мастерских.
На своем примере они демонстрируют те изменения, которые претерпевала мода на протяжении трех десятилетий в общем контексте стиля, начиная с исторических реминисценций века уходящего и заканчивая революционными моделями наступающего нового столетия.
Каждый костюм – редкое художественное явление, отражающее не только вкусы своего владельца, но и основные стилевые тенденции времени. Благодаря кропотливому труду музейных реставраторов они и по сей день сохраняют свою первозданную красоту, позволяя по достоинству оценить высокое искусство мастериц давно ушедших эпох.
На выставке можно увидеть туалеты, которые предназначались для самых разных событий, будь то свадьба или придворный бал, летняя прогулка или прием в кругу близких друзей.
Великолепные работы модельеров дополняют живописные и фотографические портреты Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского, предметы прикладного искусства. Интересными образцами графической продукции, исполненной в стилистике модерна, являются работы французского художника Поля Сезара Эллё (1859-1827), исполненные в технике сухой иглы. Его искусство пользовалось огромным успехом в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Особенно знамениты его утонченные и элегантные женские образы, ставшие своеобразными символами эпохи модерн.
Представленные на выставке фотографии, выполненные в самых разных фотографических ателье Российской империи – Петербурга, Москвы, Киева и Владикавказа – показывают дам в туалетах, сшитых по последнему слову моды. Запечатленные на фотографиях мужчины демонстрируют умение офицеров и джентльменов с блеском носить как штатский костюм, так и военный мундир.
Значительная часть экспонируемых работ принадлежит одному из лучших петербургских ателье Helene de Mrozovsky, открытому в конце 1893 года ученицей известного французского фотографа П. Надара Еленой Лукиничной Мрозовской (1864-1941). Ателье пользовалось популярностью среди столичной аристократии и у отечественной художественной элиты.
Пройдя по залам, осмотрев все экспонаты, невольно переносишься в эпоху последних лет существования Российской империи. Пред глазами появляются образы прекрасных дам и их кавалеров, их прогулки и светские мероприятия, которые они посещали в представленных нарядах.
Стоит ли посетить эту выставку? Полагаю, ответ очевиден: однозначно стоит! Особенно тем, кто интересуется модой, дизайном, да и не только этим. Потому что даже сегодня представленные наряды впечатляют. Это стильно, современно и просто очень красиво. Посещение выставки оставит приятный шлейф воспоминаний, ощущение соприкосновения с историей Российской империи.
Побывать в центре «дамского мира» можно до 9 апреля 2017 года.
Часть фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Казанский Кремль"
Дополнительная информация
Казанский Кремль, Выставочный центр «Эрмитаж-Казань».
Режим работы:
Вторник-четверг, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30);
Пятница – с 11:00 до 20:00 (касса работает до 19:30)
Понедельник – выходной
Стоимость билета:
Для индивидуальных посещений
Взрослые — 200 руб.
Студенты, пенсионеры — 100 руб.
Школьники — 80 руб.
Для организованных групп:
Взрослые — 150 руб.
Студенты, пенсионеры — 100 руб.
Школьники — 80 руб.