Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Жизнь за тех, кого любишь...

Государственный симфонический оркестр РТ начал новый сезон с необычного концерта. Впрочем, вряд ли то, что мы увидели 24 октября в Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева, можно назвать концертом. Здесь состоялась премьера оратории «Жанна д' Арк на костре».

Первое исполнение в Казани – скромно оповестили зрителей. Хотя это был тот случай, когда можно и поднять планку в определении важности события.

Весьма амбициозный музыкант и руководитель Александр Сладковский, более пяти лет назад приехавший в Казань, чтобы возглавить оркестр, который к тому времени потерял не только слушателей, но и веру в себя, шел к этой премьере постепенно. Через восстановление былой мощи оркестра Натана Рахлина, поиск новых форм общения со слушателями, завоевание авторитета не только в Казани, но и в музыкальном сообществе России, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. И вот теперь творческая вершина, в которой сконцентрировалось всё – и умение выбрать сочинение, которое привлечет внимание, и возможности оркестра, и способность заразить своей энергией других. Не зря на вопрос журналиста, что ее более всего «зацепило» в этом проекте, наша землячка, актриса театра «Современник»  Чулпан Хаматова ответила: «Сладковский, оркестр, Казань». Как видим, Сладковский – на первом месте.

– Мне очень нравится работать с казанским оркестром и с Александром Сладковским, – сказала Чулпан Хаматова в интервью газете «Казанские истории» (Вадим Кешнер и Чулпан Хаматова – учитель и ученица).

Хотелось узнать о проекте как можно больше, но пресс-конференции не получилось. На этот раз Чулпан Хаматова была щедра на общение с журналистами, и телевизионщики съели все время до концерта. Другие журналисты успели задать всего три вопроса, каждому по одному – Александру Сладковскому, Чулпан Хаматовой и Илье Глинникову, приглашенным на главные роли – Жанны и монаха-исповедника Доменика.

Фото Аяза Хасанова

Александр Сладковский подметил, что идея такой постановки возникла у него после прошлогоднего проекта, в котором участвовала Чулпан: «после нашего, на мой взгляд, очень удачного прочтения лирических сцен из «Евгения Онегина» Пушкина и Чайковского».

Выбор пал на ораторию «Жанна д’ Арк на костре». Это сценическое произведение, но не опера. В основе поэма «Орлеанская дева» французского поэта-драматурга и эссеиста (1868-1955) Поля Клоделя. Музыку написал французский композитор Артюр Онеггер (1892-1955). Текст поэмы специально для исполнения в Казани перевели с французского языка на русский, и каждый зритель мог получить брошюрку с либретто.

Фото Аяза Хасанова

Главная героиня и ее собеседник – монах Доминик не поют, а говорят, но при всей значительности их диалога в сценическом воплощении поэмы Поля Клоделя главенствует музыка, и прежде всего необычайно важны хоровые сцены. Хор – это своего рода камертон к тому, что происходит на сцене. В представлении принимал участие Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. «Фантастический хор», по оценке А. Сладковского. После завершения представления зрители тепло отблагодарили дружными аплодисментами его художественного руководителя Льва Конторовича.

Фото Аяза Хасанова

Почему-то на спектакле в БКЗ вспомнились герои Михаила Булгакова – Понтий Пилат и Иешуа. И толпа, которая тоже кричала: «Распни его!». Оратория, впервые поставленная в 1938 году, и сегодня необычайно современна. То, что толпе противостоит конкретное историческое лицо – Жанна д' Арк, делает этот конфликт не локальным событием, во времени и пространстве, а философским обобщением на все времена. Только сегодня я бы не считала поэму Поля Клоделя «пламенным обвинением тирании», хотя этот мотив там есть. Нет тирана, если нет подобострастных подданных.

В оратории роль массы, точнее сказать – толпы, выявлена очень ярко. Музыка позволяет сказать то, что не скажешь словами. Да и не слова это, а сплошное «Бе-е, бе-е, бе-е, бе-е-е-ееее!».

Жанне тяжело понять, почему она не находит сочувствия у людей, ведь она спасла Францию!

Концертное исполнение драматургически напряженного сюжета – тяжелый труд для актера. Он без костюма и декораций, один на один с текстом, который надо наполнить не только смыслом, но и живыми эмоциями. Тем более что в оратории Онеггера Жанна – это главный стержень всего действа.

«Мы все волнуемся», – сказала Чулпан Хаматова, завершая пресс-конференцию. И наверняка в этой фразе не было артистического кокетства. «Все волнуемся…» И она тоже. Это было видно по ее напряженной позе, когда она «обживала» место, на котором ей предстояло подняться на костер.

Наверное, восприятие ее героини было у людей разным. Мне хаматовская Жанна показалась беспомощным ребенком, который никак не возьмет в толк, что происходит. В памяти долго стоял ее трогательный голос: «Неужели я причинила столько зла? Неужели вы так ненавидите ее, вашу бедную Жанну?»

Только в финальной сцене, когда Орлеанская дева разрывает цепи на руках, мы видим народную предводительницу, за которой в бой за свою страну шли тысячи французов. И мы слышим с небес слова Святой Екатерины: «Нет больше любви, чем отдать свою жизнь за тех, кого любишь!»

Специалисты лучше смогут оценить исполнительское мастерство певцов, которые были заняты в оратории. Композитор почему-то распределил их роли по гендерному принципу: женские голоса: Надежда Гулицкая – сопрано, Полина Шамаева – меццо-сопрано, солистка хора, представляющая образ Девы Марии, – это добрые силы; мужские: Вячеслав Воробьев – тенор, Павел Червинский – бас, олицетворяют зло.

Как мне представляется, если бы композитор не ввел в свое сочинение текст (это не только диалог Жанны и Доменика, но и другие сцены, в которых были заняты актеры Марк Бурлай и Арсений Тополага), оратория была бы менее понятна зрительской аудитории. Музыка Онеггера довольно сложна для восприятия. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыкантов», – утверждал композитор (источник – http://www.belcanto.ru/or-honegger-darc.html).

Я видела в зале людей, которые следили за развитием действа по либретто.

26 октября в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, пройдет второе представление музыкально-сценического спектакля «Жанна д’ Арк на костре».

Напоминаем, что премьерой оратории начался VI Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia». В его программе юбилейный вечер в честь Софии Губайдуллиной с участием выдающегося российского альтиста Юрия Башмета (28 октября), концерт Александра Чайковского, «Стан Тамерлана» которого стал визитной карточкой Государственного симфонического оркестра РТ (2 ноября). И завершит фестиваль концерт 5 ноября, когда в исполнении оркестра прозвучит музыка Хуана Хосе Коломера, Арама Хачатуряна и казанского композитора Елены Анисимовой.

 Фото предоставлены пресс-службой оркестра

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить