Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
В оперной студии консерватории – «Дон Жуан» Моцарта
- Ксения Мурашова
- 11 апреля 2016 года
11 апреля 2016 года оперная студия Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова представила публике новый спектакль.
В Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». Композитор назвал свою оперу «drama giocoso», что означает «веселая драма», или, в свободном переводе, трагикомедия. В произведении сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. По мнению великих композиторов Джоаккино Россини, Шарля Гуно и Рихарда Вагнера, «Дон Жуан» – это величайшая из когда-либо написанных опер.
В спектакле приняли участие солисты оперной студии, симфонический оркестр под управлением Лео Кремера, вокальный ансамбль актеров музыкального театра консерватории, хор Казанского музыкального колледжа и балетная труппа Казанского хореографического училища.
Постановка оперы в Большом концертном зале сопряжена с определенными трудностями. Одной из них является то, что помещение не предназначено для постановки театральных представлений – концертный зал не имеет оркестровой ямы. На небольшой сцене должны разместиться и оркестр, и исполнители партий, и дополнительный реквизит. Следует заметить, что при всех возникших затруднениях сцена не выглядела ни загроможденной, ни пустой. Для постановки некоторых эпизодов были задействованы «хоровые» балконы над сценой, а на протяжении всей оперы транслировался видеоряд для воплощения недостающих декораций.
Конечно, в таких непростых условиях требования к качеству исполнения повышаются – внимание зрителей целиком сосредоточено на солистах. Артисты должны убедить зрителей и как вокалисты, и как актеры. Но не будем забывать, что наши исполнители еще учатся этому мастерству и, по моему мнению, с задачей они справились неплохо. Арии, дуэты, хоровые сцены пропевались на одном дыхании.
Наблюдать за развитием образов героев было интересно: главного ловеласа Дон Жуана исполнил Айтуган Вальмухаметов, его покорного слугу Лепорелло – Ильнар Давлетшин, Командора – Сервер Кадиров, дочь Командора Донну Анну – Сюмбель Ситдикова, Дона Оттавио (жениха донны Анны) – Айрат Имашев, Донну Эльвиру – Айсылу Нуруллина, Церлину (крестьянку) – Айсылу Сальманова, и ее жениха Мазетто – Дмитрий Босов.
Постановка режиссера Рустема Фаткуллина заслуживает высокой оценки. Спектакль был оснащен красочными декорациями, костюмами и дополнительной атрибутикой. В некоторых моментах оперы артисты были настолько увлечены своей ролью, что порой возникало ощущение переигрывания. Например, в заключительной сцене, когда на ужин к Дон Жуану является статуя с намерениями заставить молодого аристократа покаяться в совершенном убийстве и изменить свою жизнь, Дон Жуан сопротивляется, и явившиеся «узники смерти» затаскивают Дон Жуана в ад. Герой всячески пытается вырваться из их сетей и при этом иллюстрирует на своем лице настолько выразительную панику, что создается впечатление комичности. Впрочем, возможно, именно это соседство серьезного и комичного в полной мере соответствует жанровому обозначению оперы.
Опять же, по причине того, что сцена не предназначена для оперных постановок, в некоторых эпизодах инструментальное звучание не было сбалансировано с вокальным – оркестр временами заглушал солистов. Но, впрочем, студенческий оркестр в очередной раз отличился своей мобильностью, яркими красками и точным стилистическим «попаданием».
Необычным показалось лингвистическое решение оперы. Исполнение арий осуществлялось на итальянском языке, а речитативы – на русском. Возможно, таким образом артисты попытались донести смысл до русскоязычного зрителя, не теряя при этом итальянский колорит сольных арий и ансамблей.
И все же, несмотря на перечисленные условности, впечатление сложилось яркое: долгожданная премьера удалась. «Дон Жуан» – сложнейшая опера и для солистов, и для оркестра. Наши артисты покорили зрителей артистичностью, красивыми, сочными голосами, прекрасными внешними данными. Спектакль заинтересовал немалое количество людей – слушатели на протяжении всей оперы поддерживали артистов бурными аплодисментами после арий, хоровых сцен.
Источник: сайт Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова