Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Как маленькие фотографии стали большими
- 19 декабря 2016 года
15 декабря 2016 года в Галерее современного искусства состоялась встреча с одним из авторов книги-альбома «Казань-66. Место и время» - известным казанским журналистом Владимиром Герасимовым.
«Это издание по своему уникальное, которое надо читать долго, разглядывая фотографии, постепенно вплывая в атмосферу полувековой давности. В атмосферу, по сути, другой страны, сожалеть об исчезновении которой – это значит не иметь головы, но не вспоминать которую – не иметь сердца», – цитата из пресс-релиза музея.
Тираж книги небольшой – всего 700 экземпляров. Продают книгу Анна Миллер и Владимир Герасимов своими силами, поскольку магазины определяют слишком большую наценку. Нет сомнений, что даже при небольшой рекламе труд двух журналистов легко найдет своего читателя. В этом легко было убедиться на встрече – все, что коллега принес с собой, было продано.
Замысел книги скорее журналистский, чем научный. Анна Миллер и Владимир Герасимов решили вернуться сами и вернуть своих читателей в 1966 год. Историю Казани того времени, привязанную к конкретным казанским улицам и событиям, они показывают на фоне жизни большой страны, в которой было и много хорошего, и много того, из-за чего позднее случилась перестройка.
Вот лишь несколько тем, так сказать, параллельной истории по мере их размещения на страницах книги:
В Казани создано казанское кожевенное объединение, в которое вошло несколько предприятий.
29 марта в Москве открылся очередной съезд КПСС, и город заполонили призывы «Встретим XXIII съезд КПСС новыми трудовыми победами!; «Планы партии – планы народа» и т.д.
5 марта умерла Анна Ахматова, и казанцы узнали об этом от «вражеских голосов».
Открытое письмо против реабилитации Сталина, частичной или косвенной, подписали 25 деятелей советской науки, литературы и искусства, в том числе еще мало кому известный Андрей Сахаров.
А рядом подробности нашей жизни в то время:
СССР переходит на 10-классное среднее образование; 31 марта в Советском Союзе осуществлен запуск космической ракеты-носителя «Молния» в сторону Луны с автоматической межпланетной станцией «Луна-10», которая 3 апреля была выведена на селеноцентрическую орбиту и стала первым искусственным спутником Луны; 29 июня американские ВВС впервые бомбили Ханой и Хайфон; Франция вышла из НАТО.
1 июля в колхозах введена ежемесячная зарплата; в Казани появился Дом политического просвещения; строится цирк, но пока еще казанцы не знают, каким оригинальным будет это здание; девочка упала с шестого этажа – и не разбилась; у кондитерской фабрики «Заря» появился новый многоэтажный корпус.
Сегодня уже нет фабрики «Заря». Сегодня много чего нет из того, что было в 1966 году. О чем-то печалится не стоит, но какие-то потери не приемлют ни ум, ни сердце.
Почему в названии 1966 год? – спросит любознательный читатель. Полвека назад Анна Миллер и Владимир Герасимов, в будущем супруги, окончили среднюю школу и, выдержав огромный конкурс, стали студентами историко-филологического факультета КГУ. Конкурс 1966 года был огромный, поскольку аттестаты о среднем образовании получили выпускники сразу двух лет – те, кто учился 11 лет, и десятиклассники.
Владимир Герасимов рассказал, как появился замысел книги, вспомнил Льва Попова, чьи снимки стали основой фотопортрета Казани 1966 года (ниже – полный текст предисловия). Он сообщил, что фотоконтрольки появились у него случайно – в то время он работал в редакции газеты «Комсомолец Татарии», и после смерти Льва Николаевича ему принесли этот бесценный дар в надежде тем самым сохранить снимки. Однако много лет Герасимов не знал, что делать с этими крошечными, в спичечный коробок, контрольками, и только став свободным журналистом (до этого он возглавлял пресс-службу Национального банка РТ), решился отцифровать наследие Льва Попова.
Одновременно вместе с женой Анной Миллер, которую казанцы знают по публикациям в газете «Вечерняя Казань», подбирали материалы. Конечно, в книге рассказывается не обо всех событиях 1966 года. Авторов привлекли прежде всего события и их герои, которые интересны им. Они внимательно разглядывают на карте Казани 1966 года в основном улицы центра, поскольку именно здесь они жили, учились, работали.
На улице Щапова инстинктивно ищу свой дом под номером 23, где жила как раз в эти годы. К сожалению, на фото другие дома. Зато узнаю, что на одной улице со мной жил профессор КГУ Борис Лукич Лаптев, с которым я познакомлюсь позже и побываю у него в гостях уже по новому адресу.
Некоторые статьи представляют улицы, некоторые – отдельные дома. Интересно разглядывать снимки, поскольку многих домов сегодня уже нет. В том числе и на моей улице Щапова. Дома остались только в нашей памяти.
Анна и Владимир вспоминают отдельные школы и вузы, учреждения, Казанский цирк еще строится. Магазин «Балык» на «Кольце». Его потом снесут. И есть еще само «Кольцо», не магазин, а самый центр города, где сходилось несколько транспортных маршрутов, где начиналась улица Баумана, казанский Брод. О ней, конечно, в книге есть отдельный разворот.
Авторы книги воскресили в нашей памяти не только дома и старые улицы, но и приметы того времени, забытые сегодня. Вот темы некоторых зарисовок о быте того времени: «Большая стирка», «Генеральная уборка», «Большой дефицит», «Банный день». Из предприятий повезло вертолетному заводу – Лев Попов там работал, а потому в его коллекции были снимки
Есть разворот «Что читают». Да, в 1966 году мы еще жили в самой читающей стране мира, читали журналы «Юность», «Москва»...
Книга начинается с площади Свободы, и, на мой взгляд, это не только территориальный центр нашего города. Авторы – журналисты, а мы по-особому относимся к этому слову. Анне и Владимиру с помощью своей книги удалось сохранить в нашей памяти прежде всего факты, которые определяли пограничные территории подцензурной жизни. Еще далеко было решение Съезда народных депутатов, отменившее шестую статью Конституции СССР о ведущей роли Коммунистической партии, еще не пришло время «Вечерней Казани», которая существенным образом раздвинула рамки дозволенного еще в советское время. Но в недрах прежней жизни уже вызревали ростки новых потребностей советских людей.
Да, не в Казани жили герои «оттепели», но именно в нашем городе, да еще в Чистополе содержались политзаключенные.
Вообще наш город был, как сегодня говорят, в тренде. Если не по части политики, то в части культуры – точно.
В книге «Казань-66. Место и время» можно прочитать о Семене Каминском, кумире молодой казанской публики, создателе СТЭМА – студенческого театра эстрадных миниатюр Казанского авиационного института; о Булате Галееве и его «Прометее», тоже каёвце; о Натане Рахлине и его симфоническом оркестре; о Габдельхаке Умеркине и Эвире Брусиной; о Марселе Салимжанове, который именно в 1966 году возглавил Татарский театр имени Г. Камала (до этого он работал в театре юного зрители); о художнике Алексее Аникеёнке (в Казани его не замечали, и «Комсомолец Татарии» воспользовался публикацией АПН); о семействе Бренингов и конкретно об Ольге Арнольдовне. Один из разворотов называется «Авторитеты»: Лаптев, Норден, Козырев, Альтшулер. Далее разворот о наших бардах: Володя Никонов, Володя Муравьев (и этот молодой человек – ныне известный медик?), Боря Львович, Эдуард Скворцов.
Целый разворот посвящен поэтам Казани, и каждого авторы представят одним-двумя стихотворениями. Не могу не назвать их имен, поскольку большинство из них знаю лично: Николай Беляев, Владимир Рощектаев, Лидия Григорьева, Рустем Кутуй, Роман Солнцев, Константин Бердичевский.
Отдельно представлены театры: Камаловский, Качаловский, юного зрителя. В них хорошо знали корреспондента «Вечерки» Анну Миллер. Но это будет уже позднее, после 1979 года... Даже мне, человеку, который профессионально интересуется историей культуры Казани, а значит много знает, было очень интересно читать эти статьи, поскольку в них дается очень много новой информации.
В своем выступлении Владимир Герасимов особое внимание уделил поэту Леониду Топчему, «одноглазому пирату», как его называли. У него и в самом деле не было одного глаза. Без этого «скандально и сильно пьющего человека», бывшего зэка, «Казань шестидесятых трудно себе представить».
Есть в книге и люди совсем безвестные в городе, но много людей хорошо их знали. Как, например, продавца магазина радиотоваров «Экран» на улице Ленина Алика Розенталя.
Володя начал с воспоминаний о концерте казанских бардов, организованном 50 лет назад Борисом Львовичем в актовом зале Казанского университета. Потом вспомнил Семена Каминского, который и сегодня сочиняет музыку. Вспомнив КАИ, назвал Артема Айдинова, именем которого названа улица в центре города…
Он постоянно увлекался, и курсор компьютера надолго замирал на какой-то странице. Увидев в зале много молодых людей с фотоаппаратами (студенты пришли на открытие фотовыставки «История России в фотографиях. 1946-1964 гг.), вспомнил о том, как работали фотографы в 1966 году. Рассказал о премьере художественного фильма «Взятие Бастилии», который снимался в Казани, и многие казанцы потом увидели себя на экране.
Володя поделился впечатлениями о беседах с читателями их книги. Люди звонят, узнают, как купить книгу. Каждый ищет в книге свой дом, своих знакомых, порой кто-то находит себя.
Молодые слышали то, что скорее всего не знали: о том, что стихи надо было литовать, то есть показывать до печати работникам цензурного ведомства; что в центре города туалеты были во дворах...
Собравшиеся слушали с огромным вниманием, хотя в зале была в основном молодежь.
(Замечу в скобках, что в начале встречи подумала, что со временем народ «рассосется». Но ушли лишь некоторые, и скорее всего потому, что встреча затянулась.
Увидев, как неумолимо бежит время, Володя отказался от желания показать всю книгу, и стало понятно, что его выступление приближается к концу.
Слово взял известный казанский фотомастер, профессор КФУ Эдвард Хакимов, но аудитория уже заволновалась. Желающие сорвались с места, чтобы успеть купить книгу...
Лев Николаевич Попов и его снимки
Предисловие авторов
В основу этой книги легли фотографии казанских улиц, сделанные в 1966 году. Их автор, Лев Николаевич Попов, окончил Московский авиационный институт и приехал по распределению в Казань, на Вертолетный завод. Работал зав. сектором в конструкторском бюро КВЗ, увлекался шахматами и фотографией. Тогда ему было 34 года.
Его фотографии попали к нам случайно – их передала нам его коллега и друг Юлия Павловна Терентъева. Ей хотелось что-то сделать в память о хорошем человеке, жизнь которого оборвалась много лет назад. Но мы не знали, как ей помочь.
Делом в том, что это не обычные фотографии, а так называемые «контрольки», фотоотпечатки небольшого формата. Фотографы после проявки пленки иногда печатали с нее снимки на фотобумаге контактным методом.
В коллекции Попова они разрезаны на отдельные карточки, аккуратно подписаны на обороте, завернуты в тетрадные листы – по улицам.
Должны были пройти годы, чтобы этим случайным, казалось бы, любительским снимкам исполнилось полвека – срок, превращающий просто прошлое в факт истории, а в обычных и знакомых вещах проявляющий таинственную субстанцию времени.
А еще появилась техническая возможность их оцифровать в хорошем разрешении и увидеть город полувековой давности, как на обычных фотографиях. Что мы и сделали.
Попов снимал то, что казалось ему интересным – историческую часть города, старые улицы, старые дома, много лет не знавшие ремонта.
Все это было в те годы еще не тронутым, за немногими исключениями, массированной современной застройкой. Улицы почти без машин, с пешеходами, пересекающими мостовые где попало, не опасаясь попасть под колеса. Женщины в платочках, многие в резиновых сапогах, скромно одетые, с авоськами в руках. Улицы без рекламы, без ярких афиш.
В общем, на фотографиях – город, коренным казанцам привычный и близкий.
Нынешний, конечно, чище, наряднее, респектабельнее. Но тех деревянных улочек и неброских домов с характерным казанским обликом все-таки жаль. Они говорили нам о прошлом, а теперь ушли безвозвратно. Смотришь на эти снимки – и вспоминаешь старый город, лица, события, факты.
Есть в книге фотографии и других авторов. Если они известны, имена их указаны под снимками. Хроника событий 1966 года составлена из открытых источников, прежде всего, из газет «Советская Татария» и «Комсомолец Татарии».
Своими воспоминаниями и фотографиями из своих альбомов поделились В. Ю. Муравьев, Э. Д. Брусина, А. Г. Привин, В. Ф. Новиков, Э. В. Скворцов, Г. Л. Эйдинов, Р. С. Мухаметзянов, Э. Г. Трескин и Г. В. Свинцова, Б. А. Львович, А. В. Казанцев, Л. Н. Талманов, Е. А. Маноха, В. Ю. Соломахин, Г. Н. Прытков и И. И. Чернавина, Г. Е. Котельникова, И. А. Волокитин, Т. Р. Фосс, В. А. Никонов. Им отдельное спасибо.
Фото Рамины Абиловой (сайт Музея изобразительных искусств РТ)
МИЛЛЕР Анна, ГЕРАСИМОВ Владимир
КАЗАНЬ 66. Время и место. Казань. Издательство «АННА»
ООО «Казанская газета «КОПЕЙКА». 2016-288 стр.
Фото ПОПОВА Льва