Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Каторга, усыпанная цветами...»
- Дарья Белова
- 17 сентября 2016 года
Именно так сказала великая и легендарная актриса Фаина Раневская. Но есть и другое представление: балет – это красота, легкость, изящество, воздушность? Возможно....
И все-таки балет – это еще и колоссальный труд, огромная работа над собой, над своим телом, пот, избитые в кровь ноги, травмы, изнурительные репетиции, отсутствие выходных и праздников.
Работа, работа, работа... В этом и заключается главный секрет балета: зритель не должен видеть, что артисту на сцене это даётся нелегко, что каждое отдельное движение, каждое па доставляет огромное физическое напряжение. Каждые эмоции продуманы и проработаны. Балет – это одна из немногих профессий, которая требует оставить за бортом всё, не касающееся ее.
Люди привыкли думать, что балерины и танцовщики – сумасшедшие фанаты, которые ничего в жизни не видят да и не хотят видеть. И это одержимость, ведь балет практически само эстетическое совершенство.
Каждая девочка хоть немного мечтает стать балериной. Существует мнение, что страсть к балету у русских в генах. Какая-то хромосома делает ноги и руки наших людей «пригодными» для этого искусства.
Так ли это на самом деле? Русский балет – мировой балет, русский балет – самый лучший балет. Это так. И одержимость, и фанатизм у наших балерин закладывается с детства и это наверно и хорошо, потому что без дикой любви к своей профессии, без желания танцевать, учиться не любить себя мало, ч то может получиться. Но всё должно быть в меру, амбиции должны быть правильными, приносящими нужный результат.
Училище
В 10 лет мальчики и девочки приходят поступать в балетное училище. Здесь им предстоит первое испытание – отбор. Будущая балерина или танцовщик должны быть стройными, узкокостными, в частности, нужно узкое колено, тонкая щиколотка, иметь высокий подъем. Мальчика или девочку просят присесть, разведя колени в стороны – это показывает подвижность тазобедренных суставов, так называемую выворотность. Ребенка просят согнуться – и смотрят на гибкость и форму позвоночника.
Вообще, в балете свой язык. Например, шаг – это то, насколько высоко поднимается нога. И счастливчики, которые обладают от природы легким, хорошим шагом, имеют гораздо больше шансов поступить в училище. То же самое можно сказать про прыжок. Чем он выше (особенно у мальчика), тем лучше. Конечно, бывают редкие исключения, когда дети с не очень подходящими данными столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем одолевают природу.
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
На втором туре к работе приступают врачи. Балет, как известно, это изнурительные физические нагрузки, справиться с которыми может лишь здоровый организм. А потому медики обследуют состояние позвоночника, зрение, сердце, почки и т.д. И уже после всего этого дети проверяются на музыкальность и танцевальность. Предложив им двигаться под музыку, педагоги наблюдают и пытаются строить прогнозы относительно профессиональной пригодности. Ведь даже имея идеальные данные, можно не слышать и не чувствовать музыку, не уметь координировать движения – а тогда в балете делать нечего.
Большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Поступив, будущие артисты начинают осваивать две программы. Одну, общеобразовательную, вторую – специальную. Хореографические дисциплины – это классический танец, исторический танец, музыка, история балета и т.д. Поскольку уже со второго класса многие ученики участвуют в спектаклях, то до вечера продолжаются репетиции. А потом – спектакль.
Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок, а главное – не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное – в девятом. То есть практически перед выпуском.
А виновны в этом порой гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить. В итоге из 40 поступивших к моменту выпуска остается человек 10.
На государственные экзамены собираются представители разных театров. Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.
Какие они?
Артисты балета – какие они? Некоторым кажется, что они немножко надменные. На самом деле все дело в осанке. Высоко поднятая голова и развернутые плечи придают им такой вид.
Еще кажется, что они ведут богемный образ жизни, чувствительны, нежны и хрупки. Педагоги считают, что те, кто оканчивает училище, имеют большое терпение, крепкие нервы, устойчивую психику и дисциплинированность. И действительно, артисты отличаются от других представителей театральных профессий именно железной дисциплиной, выдержкой и умением заставлять себя трудиться.
Привыкшие за годы учебы к строгости, ежедневным однообразным упражнениям для поддержания формы, артисты балета знают, что их карьера зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках. Каждый артист делает себя сам, как скульптор. Закачивание подъема, разработка шага и выворотности в будущем дает ту базу, которой можно гордиться.
Козлотуры. Балет «Спартак» А.Хачатуряна
Всем известно, что балерина не может позволить себе полнеть. Но питание – это одна из основных вещей человеческого организма. И питаться нужно грамотно. (Есть девочки, которые во время учебы пытались похудеть перед экзаменами при помощи таблеток, доводили себя до нервных срывов и больничных коек). То же самое можно сказать и про ежедневные занятия, которые нельзя прекращать. Даже самые знаменитые примы, безупречное мастерство которых является аксиомой, каждый день несколько часов проводят у балетного станка.
Выносливость, терпеливость, собранность – вот первые качества этой профессии. Именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца. И лишь потом идут эмоциональность, одухотворенность и внутренний огонь. Без которых, конечно, невозможно стать настоящей звездой балета, но которых все же недостаточно...
Таланты и поклонники
Что уготовано выпускнику училища, в дипломе которого значится «артист балета»?
Во-первых, конечно, мечта каждого мальчика и каждой девочки – это театр. Лишь единицы, самые талантливые сразу получают сольную партию. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Большинство зачисленных в труппу, что называется, «встают у воды». Это выражение означает попросту кордебалет. А дальше – как распорядится судьба. Многое, если не все, в судьбе любого, а балетного в особенности, артиста, зависит от стечения обстоятельств, репертуара театра, мест на конкурсах, личного обаяния, наконец. Выпускников российских хореографических училищ можно встретить практически везде, где необходима серьезная балетная подготовка, как в России, так и за границей. Они танцуют в «Мулен Руж» и на Бродвее, в маленьких театриках Западной Европы и в театрах Америки.
Маленькая Машенька «Шелкунчик» П. Чайковского
Уже в 38-40 лет артист балета, как правило, выходит на пенсию. К этому возрасту он имеет обычно поясничный или шейный остеохондроз, изуродованные стопы и абсолютную психологическую растерянность. После того, как тридцать лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала.
Конечно, как и везде, есть исключения. Майя Плисецкая на концерте в честь пятидесятилетия сценической жизни танцевала, и еще как. Марго Фонтейн собиралась в 42 года уйти на покой, но Рудольф Нуриев «задержал» ее на сцене на десяток лет. Уланова, Васильев, Максимова танцевали гораздо больше положенных по закону двадцати лет.
Но большинство балетных все же, не достигнув сорока лет, становится пенсионерами. И это, по признанию их самих, самая ужасная и болезненная жизненная точка. Некоторые, имеющие склонность и способности, становятся хореографами, педагогами в театре или в училище, из которого, казалось, они выпустились совсем недавно.
Справедливости ради надо сказать, что в последние годы ситуация несколько меняется. Перестают быть столь жесткими рамки, в которых существует артист балета. Например, женщины уже не боятся рожать детей.
Более прагматичное поколение пришедших в балет понимает, что век на сцене очень короток, а потому нужно найти свое место в жизни раньше, чем тебя забудут зрители. Они ищут новые формы и придумывают новые образы для себя самих.
Правда, некоторые специалисты считают, что при этом русский балет становится менее академичным и одухотворенным, а ведь именно эти два качества отличали его многие десятилетия. Но другие на это возражают, что балет, как и жизнь, должен меняться.
Жрица. «Баядерка» Л. Минкуса
А маленькие девочки в разных городах нашей страны все так же встают перед зеркалом на цыпочках, представляя себя в белых пачках и белых пуантах на огромной сцене. И у их родителей сладко замирает сердце: «А вдруг?». И никакие эстрадные звезды не могут заслонить манящую красоту балета. Может быть, это действительно гены?
ПОСТСКРИПТУМ
Автор публикации – Дарья Белова (Шарыпова), артистка балета Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Она написала эти размышления как учебное задание в рамках журналистской практики: Даша учится профессии специалиста по связям с общественностью в КНИТУ-КАИ. Но нам показалось, что они представят интерес для читателей «Казанских историй».
На снимках: Дарья Шарыпова в балетах Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля