Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Фестиваль Jadidfest под занавес старого года
- Любовь АГЕЕВА
- 25 декабря 2016 года
Громко заявивший о себе в апреле нынешнего года фестиваль новой татарской культуры возвращается. 25 декабря 2016 года молодых казанцев пригласили в Центр современной культуры «Смена», где во второй раз проходил фестиваль Jadidfest («Джадидфест»).
Каждому – по душе
Организаторы фестиваля – Всемирный форум татарской молодежи. Его программа была составлена так, кто каждый мог найти для себя что-то интересное: поучаствовать в тематических мастер-классах, стать слушателем лектория о татарской Казани, посетить открытую экскурсию об исчезнувших озерах города, попробовать вкусные лакомства, посмотреть кино о европейской татарской эмиграции oт Yummy Music, послушать акустический концерт татарской рок группы Oscar & c7c5 и поэтический перформанс от Йолдыз Миннулиной и Радифа Кашапова, найти на третьем этаже для себя и своих любимых новогодние подарки. И еще фестиваль интересен тем, что помогает людям знакомится. Например, в лектории собравшимся представили тех, кто изучает татарские слободы Казани.
На дизайн-маркете были представлены работы дизайнеров с национальным татарским компонентом из разных городов России. Здесь можно было посмотреть и купить сувениры, изделия ручной работы, аксессуары, детскую литература, национальную обувь, посуду, предметы интерьера и многое другое. Была показана и новая коллекция стилизованной татарской одежды.
Был здесь и «вкусный уголок». На фудкорте коллектив Vegan Day, наряду с фирменным фалафелем, представил публике специальную, приуроченную к событию, линейку татарской кухни, адаптированную под вегетарианство – и это всеми любимые бэлеш и треугольники! А коворкинг-кофейня «Диван» предложила горячие, холодные напитки, десерты и имбирные печенья с татарским мотивом от Delee.
Также можно будет отведать лакомство «Балдан» – нежный крем-мёд из мёда и разнотравья с экологически чистых краев Татарстана.
Тайны татарской Казани
Большой интерес вызвал лекторий. Собрались люди всех возрастов, кого интересует история родного города. Ведь объявили, во-первых, интересные темы, во-вторых, авторитетных лекторов.
Многие из них с утра сходили на экскурсию. Вместе с историками-краеведами, экологами, старожилами поговорили об исчезнувших озерах Казани, о том, как выглядят ныне сохранившиеся городские озера. По ходу движения вспомнили старую Казань.
Экскурсоводы: Марат Шишкин и Айрат Файзрахманов, кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, рассказали о ее природном ландшафте и о том, как он влиял на жизнь казанцев.
В 12:30 председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин после небольшого рассказа о том, как появился фестиваль Jadidfest, предоставил слово Сергею Саначину, градостроителю и известному краеведу, заслуженному архитектору Татарстана.
Тема сообщения Сергея Павловича – «Возникновение и формирование татарских слобод в Казани». Опираясь на обширный фактический материал, на специальные знания в области картографии, он ответил на 8 вопросов, которые задал себе сам. Информация была новой не только для тех, кто, возможно, впервые решил познакомиться с древней Казанью, но и для людей сведущих.
Сергей Павлович вспомнил оборону Казани в 1552 году, обратив внимание слушателей на то, что вообще-то лучше говорить о 1553 годе, поскольку в то время Новый год начинался с 1 сентября. Повторил уже знакомые сведения о том, что воины Ивана Грозного истребили все взрослое мужское население, уточнил, что среди нападавших на столицу Казанского ханства было много татар.
По его версии, факты о том, что за Булак после этого сослали из города всех татар, не получают подтверждения. Поскольку первые татарские поселения появились не за Булаком, а ближе к озеру Кабан. Собравшиеся узнали, как расширялось поселение, как появилась Ново-Татарская слобода. Более подробно лектор говорил о строительстве мечетей. На плане старой слободы показал отдельные участки. Интересно, что каждый участок был подписан.
Сергей Павлович пригласил желающих сделать такой же план Ново-Татарской слободы, для чего придется посидеть в архивах.
Карты показывались на большом экране, так что сказанное дополнилось визуальными картинками: картами, планами, фотоснимками. Причем, рассказывая о снесенных мечетях, Саначин показывал, что стоит на этом месте сегодня.
Вопросов было немного, поскольку на очереди уже был другой лектор. Но кое-кто пообщался потом с гостем отдельно.
«5 забытых фактов о Бишбалте» – так называлось сообщение Айрата Файзрахманова, одного из активных организаторов фестиваля. К этому времени он уже успел отогреться после экскурсии по зимней Казани. Эта история сегодня сверхактуальна, поскольку Казань готовится к юбилею Адмиралтейской слободы, и молодые исследователи хотели бы, чтобы в ее истории была глава о старинной слободе Бишбалта. По мнению Айрата, совсем не случайно Петр I решил создать в Казани адмиралтейство, поскольку здесь уже был опыт строительства малых судов.
Лектор вспомнил о лашманах – тех, кто заготавливал лес для адмиралтейства. Посетовал на то, что молодежь мало что знает о татарской истории Казани.
К этому времени народу на втором этаже «Смены» было уже много. Мест всем не хватало, и многие стояли.
Выступление Ильдара Шафикова, ассистента кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ, было третьим.
Его тема – «История повседневности Старо-Татарской слободы» – вызвала много вопросов, поскольку речь шла о знакомых всем фактах жизни татарских слобод.
Интересно, что все лекторы выступали на русском языке, что расширило аудиторию лектория. Но по презентации Айрата можно было проверить свое знание родного языка. Впрочем, в зале много было и нетатар.
А ближе к вечеру в «Смене» оставалась преимущественно молодежь. В поэтическом перфомансе участвовали уже знакомые многим лица. В прошлом году на презентации альбома «Тамгалар» Радифа Кашапова в парке «Черное озеро» его песни естественно сплелись со стихами Йолдыз Миннулиной. На фестивале они презентовали совместную пластинку, где городские рифмы Миннулиной сочетаются с подвижной электроникой Кашапова.
На фестивале было много детей. Площадка для них была организована детским центром «Сабыйлар». Это единственный в Татарстане центр раннего развития, который предлагает занятия для детей на татарском языке. Именно в «Сабыйлар» все современные методики раннего развития работают в синтезе с татарской ментальностью. Работницы центра предложил увлекательную и многогранную программу для детей разных возрастов.
Диск «Сэлам, дустым!» с татарскими песнями по мотивам методики Железновых уже вдохновили тысячи мам заниматься со своим ребенком на татарском языке
Динамичная и в то же время поучительная интерактивная сказка-притча по книжке «Добро и зло» о добром и смышленом мальчике понравилась детям разных возрастов. А родителям наверняка пригодятся советы о том, как прививать любовь к книге на родном языке.
Занятий в детском уголке было много. Так что родители могли спокойно походить по залам, заглянуть в книжный магазин «Смены», послушать кулинарные советы в лектории.
Еще в рамках фестиваля была презентация фильма «ТУҢГАН ЯК» - о том, как Ильяс Гафаров и Радиф Кашапов ездили в Европу, чтобы пообщаться с простыми татарскими эмигрантами новой волны – от молодых до пожилых; акустический концерт группы Oscar & с7с5.
Вход на фестиваль был платный, но 100 рублей за билет никого не испугали.
Уметь помнить прошлое, думая о будущем
Второй фестиваль «Джадидфест» получился востребованным, и это главное. Молодежь узнаёт о своих корнях на фоне потребностей сегодняшней жизни, и одно другому не мешает. Табриса Яруллина как-то спросили, отстает ли городская татарская культура от русской? Он ответил так:
– Сложно сравнивать. Дизайн-маркет не придуман в Казани, это общемировой тренд, все делают эти гараж-сейлы, ярмарки. Есть понятие «глокал» - когда соединяется глобальное и локальное – это то, чем мы занимаемся. Мы хотим апробировать общеизвестные форматы.
Вы заходите и чувствуете себя в привычной обстановке, но содержание татарское. Нам важен культурный код, важно сделать его модным, а не то, сколько заработаем. Нельзя сказать, что это «тусовка» татарских хипстеров. Мы открыты для всех, независимо от национальности.
В Интернете мы нашли несколько отзывов о фестивале 2016 года. Думаем, авторы публикации не обидятся на «Казанские истории» за то, что мы повторим несколько отзывов.
Айсылу Зайнеева, декоратор:
Я декоратор: довольно давно пришла к созданию декоративных тарелок. Я расписываю их вручную акриловыми красками и контурами. Ручная работа несет в себе совершенно другое настроение и другую энергетику — наличие уникальных изделий говорит об их владельцах как о творческих и выделяющихся людях.
Мои тарелки сделаны с большой любовью, они украшают интерьер и могут служить отличным подарком в преддверии Нового года.
В подобном мероприятии принимаю участие в первый раз: мне нравится атмосфера, это что-то яркое и впечатляющее. Вокруг очень много одежды, орнаментов и предметов декора с татарскими мотивами — все прекрасно.
Тахир Тайсин, продавец старых книг:
В моем ассортименте представлены самые разные и универсальные книги: я занимаюсь покупкой и продажей подержанных, редких и старинных книг и других печатных изданий. В моем архиве в одном месте можно найти редкие издания, брошюры, открытки, журналы, билеты, афиши — благодаря старинным изданиям можно прочувствовать дух ушедшего времени, понять, как жили и о чем думали наши предки.
У меня нет любимой книги, потому что мне интересны все старые книги. Но если все-таки говорить конкретнее, то больше интересует татарская книга —ведь она более редкая.
А в подобном мероприятии я участвую не в первый раз. Больше всего мне нравится, что здесь все вместе собираются — и молодежь, и люди гораздо более зрелые. Это хорошо, когда вокруг столько молодежи, которая по-прежнему интересуется татарской культурой.
Раушания Минуллина, экскурсовод:
На подобном фестивале я в первый раз. Для нас, экскурсоводов, фестиваль – это информационный продукт. Мы, как голодные люди, стараемся брать всё из первых уст, чтобы правильно разговаривать с туристами. Также мы смотрим, как выступают другие, и тоже учимся выступать – для людей нашей профессии это очень важный момент.
Айрат Файзрахманов и Табрис Яруллин – такие энтузиасты! Они проводят много экскурсий по Татарстану, и, когда у меня нет работы, я стараюсь на них ходить. Например, территория меховой фабрики для нас была закрыта и не изведана, а они провели экскурсию сначала для городских жителей, а потом уже для экскурсоводов. И сегодня они проводили экскурсию по исчезнувшим озерам Казани.
Спасибо им за их работу. Еще я собираюсь послушать лекцию о Татарских слободах, которую читает Сергей Саначин. Это тоже для меня полезно, потому что историю Новой Татарской слободы мы уже знаем, а историю Старой – нет.
Эмиль Шайдуллин, учитель истории и обществознания:
Я давно интересуюсь татарской музыкой и татарским народом. А фестиваль является концентрацией всего этого: проходят очень интересные лекции и маркет. Татарские открытки и одежда на сегодняшний день очень актуальны. Люди, которые продают что-либо на маркете, пытаются привнести что-то новое в народ. Я очень рад, что идет популяризация всего этого среди татарской молодежи.
Мне особенно интересны книги про татарский народ: история людей и города Казани. Татарская культура, к сожалению, пока мало изучена. Даже про Бишбалте, о которой рассказывается сегодня на лекции, мало кто знает. Очень много забытого. Если спросить детей, каких они знают ученых, скорее всего будет минутная пауза. Только с подсказками вспоминают. Не зная языка, культуру и традиции – у нас нет будущего, а я хотел бы видеть будущее в других окрасках.
Текст: Елена Заглядкина
Хочется сказать несколько слов и мне. Я опасалась, что на фестивале будет звучать в основном татарская речь, а я в ней не мастак. Спасло только то, что планировалось выступление Сергея Саначина, а я стараюсь не пропускать такие встречи с ним. Тем более что на этот раз я точно знала, что будет много новой информации.
Татарский язык звучал, но много говорили на русском. Это и понятно: многие татары знают свой родной язык плохо, если вообще знают. Как я поняла, для организаторов язык - не самое главное на фестивале. Они и задумали его как акцию без языкового барьера, полагая, что когда юноша или девушка заинтересуются национальной культурой, непременно придут к родному языку.
К языкам у молодежи довольно прагматичное отношение. Им и татарский, и русский, и английский нужны.
Как отметил Сергей Саначин, активисты Фонда татарской молодежи не замечены в критике выдуманного антитатаризма, которой отличаются представители старшего поколения.
Им полезно общение с людьми других национальностей. В отличие от старших, молодые не склонны замыкаться в рамках татарской культуры. Да, они хотят знать, как возникли татарские слободы, чем была примечательна слобода Бишбалта, но в познании истории Казани они открыты любой информации. Причем, относятся к такой информации не потребительски: знать - чтобы просто знать. Это не про них. Эти знания стимулируют их на конкретную деятельность по возрождению татарской Казани.
Это хорошо видно по стремлению активистов Фонда татарской молодежи принять деятельное участие в поиске решений при возрождении татарских слобод. Они создали рабочую группу, которая изучает не только историю слобод, но и историю их возрождения. На нашей памяти было уже несколько попыток спасти татарскую Казань, но, к сожалению, пока удалась только последняя. Некоторые дома за Булаком и Кабаном напоминают театральные декорации. И не всем это нравится.
На страничке Сергея Саначина в Фейсбуке я нашла его пост о посещении диспута «Час слободы» (Ново-Татарской) в НКЦ «Казань», которую тоже организовал Фонд татарской молодежи совместно с Центром прикладной урбанистики.
«Мероприятие понравилось, хоть и не пришлось открыть рта. Ну, и правильно: это был молодежный энергичный, плотно и разнопланово организованный слет. Крепкие, интеллигентные ведущие с хорошими словесностью и звучанием русского языка. Все по существу, никакой привычной в подобных случаях критики выдуманного антитатаризма. Ребята озабочены судьбой этого куска Казани, ищут его культурный код, взволнованы. Наметили продвижение, задумали сайт, «где все собрать», призвали «приносить информацию: кто что имеет» и даже провести проектный семинар.
В этот момент стало немного грустно. Вспомнились аналогичные порывы по судьбе Старо-Татарской слободы. Тогда закоперщиками были архитекторы, и решающей виделась проектная картинка. Она ей и осталась.
Сайт. Это – по-современному. Но не дисциплинирует, не гарантирует участие компетентных людей. Думается, что стоит чуть сбавить скорость и провести широкую посиделку (конференцию), где получить ответы на многие вопросы...
Сергей Павлович и свое выступление в «Смене» подготовил с учетом этих вопросов.
Видно, что инициаторы варятся на уровне википедии, много неясностей. Нет понимания различия Плетеней, Поповки, Н-Т слободы, удивляются почему Поповские считают себя слободскими, почему меховые фабрики сели в слободу и т.п. История слободы богатая, ее надо, не комкая, вскрыть.
Видно было, что все ждут откровения, которое в декабре представят малазийские проектировщики. Это сейчас модно. Ну-ну. Но стоит собрать и проанализировать уже имеющееся. Например, материалы международного семинара 2008 года «Градостроительная реорганизация приволжских территорий Казани»; анализ провала подобного начинания в Старо-Татарской слободе.
Что произошло? Все вроде было: добро властей, мечты жителей, организация заповедника, его префектура, программы Возрождения, Стратегия развития, Особый статус и даже фонды «Казанское наследие» и «Старо-Татарская слобода», - а толк юк!».
Вот что я прочитала в пресс-релизе, приглашающем на доклад-лекцию-дискуссию «Час слободы» (к сожалению, посетить столь необычное мероприятие не удалось):
«По плану властей и проекту малазийских компаний APUDG и IBFD Fund слобода должна превратиться в международный финансовый центр. К сожалению, подробных исследований, чем является для города и жителей слобода сейчас, проведено не было.
Поэтому в течение осени Форум и центр изучали слободу, фиксируя ее жизнь во всех проявлений и общаясь с жителями.
Наши цели:
– расшифровать культурные коды территории;
– выявить активных местных жителей;
– изучить историю слободы в человеческом измерении;
– представить независимое градостроительное заключение и рекомендации для проектантов;
– предложить свои варианты развития территории.
Также мы провели две экскурсии по Ново-Татарской слободе – одна была посвящена основным точкам притяжения, другая – меховой фабрике. Также мы провели экскурсию еще по одной татарской слободе – Адмиралтейской (Бишбалте). Каждое мероприятие вели не только гиды, но и местные жители. В планах – слободы Ягодная и Пороховая».
В НКЦ «Казань» показали фильм «Ново-Татарская слобода. Какое будущее ожидает?». Айрат Файзрахманов познакомил с хронологией развития слободы. Социолог Марья Леонтьева выступила с сообщением на тему ««Исследование Ново-Татарской слободы и его выводы». Все вместе подумали о том, какие есть предложения по развитию Ново-татарской слободы.
И, наконец, третье суждение. Татарская молодежь не видит наследие своего народа в музееподобныхформах. Для них главное - не внешнее проявление национального. Я удивилась оригинальности национальных элементов в одежде, обуви, предметах быта. Все самобытно, но современно. Как и все остальное, что я видела и слышала в этот день в «Смене».
Фото: – https://vk.com/jadidfest, https://www.facebook.com/jadidfest