Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
2000 – Президент М. Шаймиев, поддерживая инициативу республиканских общественных объединений, объявил 2001-й Годом молодежи в Республике Татарстан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
О времени прошедшем. О времени неопределенном?
- Татьяна ЛЕТОШЕВА
- 02 марта 2017 года
2 марта в Центре современной культуры «Смена» открылся поп-ап-выставка-аттракцион «Билгесез үткән заман: проект музея новейшей истории Татарстана».
Само название выставки «Билгесез үткән заман» переводится с татарского языка как «неопределенное прошедшее время». При использовании такой формы глагола подразумевается, что говорящий не был свидетелем данного события, или он только что узнал об этом факте прошлого. Неопределенное прошедшее часто употребляется при описании исторических фактов, свидетелями которых мы не были.
Серьезно, не были? Да, бесспорно, среди посетителей имеются и те, кто не застал жизнь в девяностых в Казани в силу своего возраста или места жительства за пределами столицы Татарстана. Однако такой ли неопределенной осталась эта эпоха для большинства? Скажем даже, для целевой аудитории выставочного пространства? Стоит учесть и то, что многие экспонаты щедро предоставлены из своих личных коллекций, собственно, самими казанцами, жившими в ту пору.
Первые посетители выставки «Билгесез үткән заман» в Центре современной культуры «Смена»
Торжественное открытие выставки состоялось 2 марта, в этот вечер вход на экспозицию был бесплатным для всех желающих. Более того, после приветственного слова главного редактора интернет-издания «Инде» Феликса Сандалова состоялся небольшой фуршет, угощали фруктами, закусками и шампанским. У присутствующих была возможность перед началом экскурсии по выставке-аттракциону «достичь нужного градуса», как выразился Феликс Сандалов.
Главный редактор интернет-издания «Инде» Феликс Сандалов выступает с приветственным словом
Четырнадцатилетняя эпоха
Экспозиция «Билгесез үткән заман» не посвящена исключительно девяностым годам двадцатого века. Выставочное пространство затрагивает четырнадцатилетний период – с 1991 года, когда произошел распад Советского Союза, до 2005 года, примечательного празднованием тысячелетия Казани.
Аттракцион из нулевых
А при входе на чердак «Смены», где и расположилась экспозиция, каждому давали в руки по две пятирублевых монеты. «Это зачем?» – спрашиваю. «Для игры в «столбик»», – отвечают мне. Здесь мой мозг предпринял отчаянную попытку оживить память былых лет, припомнить игру из детства с подобным названием, где бы использовались монеты. Кажется, да, уже что-то припоминается. Точно-точно, в памяти эта информация соседствует с игрой в «ножички» и «слепого козла», подумала я. Правил, к сожалению, уже и не вспомнить. Вроде бы, класть монеты друг на друга, что дальше – не припоминаю.
Прохожу по лабиринтам выставки и понимаю, какая искусная проделка-самообман произошла в моей голове минуту назад: вижу в конце экспозиции искомый параллелепипед-«столбик», «однорукого бандита», уличный игровой автомат. Закинул монету – вынимай из лотка выигрыш (если таковой имеется), вот и все правила.
Вокруг «столбика» толпятся, как и в былые времена, жаждущие выигрыша азартные игроки. Одни играют и проигрывают, другие «пасут»: чем больше проигрышей один за другим, тем больше шанса получить награду с малым вложением собственных средств.
Я, к сожалению, проигрываю свои десять рублей, но более удачливая посетительница выставки-аттракциона срывает куш, о чем мы узнаем по характерному продолжительному звону падающих монеток.
Атрибутика лихих девяностых
«И у меня был такой пиджак, даже помалиновее будет. Надевал его лишь на самые большие праздники», – слышу рядом комментарий некого мужчины. Он говорит про один из выставочных экспонатов – пиджак малинового цвета, непременный атрибут «новых русских» наравне с первыми мобильными телефонами и золотой цепью на шее.
Малиновый пиджак – ключевой элемент «нового русского» убранства
Кстати, на пейджеры и кнопочные «мобилы» Nokia и Motorola тоже можно посмотреть на чердаке «Смены», но только через стекло.
Сотовые телефоны и пейджеры разных лет, а также купюры 1991, 1993 и 1995 годов
А вот некоторые книги, бумажные издания, например, выпуск журнала «Чаян», можно полистать.
Журнал «Чаян», июль, 1994 год
Еще на входе можно набрать себе открыток с Минтимером Шаймиевым, улыбающимся с сеновала.
Минтимер Шаймиев на открытках
Вообще интерактивных экспонатов не так уж и много, как хотелось бы и как обещало нам слово «аттракцион» из названия. Есть парочка старых добрых кинескопных телевизоров и подключенных к ним «DVD»-шников, на которых транслируются воспоминания татарстанцев о тех временах.
Телевизор с кинескопом марки «Panasonic»
Есть стеллажи с типичной для девяностых и нулевых одеждой и аксессуарами: здесь и ремень типа «Версаче», и спортивная олимпийка Adidas, и шапка-ушанка производства Казанской меховой фабрики «Мелита». В общем, всё, что мы видели, покупали, носили. Примечательно, что на некоторых стендах представленные вещи соседствуют с табличками-воспоминаниями. «Помню парней в этих отвратительных турецких свитерах с надписью BOYS – вместе с джинсами-«пирамидами» и неоновыми шапками-петушками», – гласит одна из табличек, слова принадлежат предпринимательнице Алесе Ивашкевич: «Никакой теплой ностальгии у меня по этим вещам нет – это было ужасно тогда и сейчас ужасно». Вообще на выставке много любопытных текстовок вдоль стендов и непосредственно рядом с выставочными экспонатами. Есть что почитать.
По словам организаторов выставки, планируется доработка и дополнение экспозиции.
Путешествие по памятным вещам
Конечно, интересно присутствовать на подобной выставке, ощущая себя частью того времени. Ощущать дух былых времен! Эдакая выставка-бродилка по закоулкам своей памяти. Приятно ностальгически глядеть на жестяные банки из-под газировок, этикетки от напитков, выпускаемых пивоваренным заводом «Красный восток», которых ныне уже не увидишь в супермаркетах. Может, даже с восхищением вспоминать прошедшие годы чудесной молодости или детства, обрамленные безработицей и отсутствием большого выбора продукции на прилавках магазинов.
О тех временах напомнят такие элементы выставки как упаковка сигарет «Идель», мыло «Алсу», произведенное на химкомбинате имени М. Вахитова. Знакомые всем купюры, выпущенные в 1991-1995 годах. Но, конечно, я бы не стала использовать такую конструкцию, как «билгесез үткән заман», если бы появилась необходимость выразиться на татарском языке о том десятилетии. Только глаголы прошедшего определенного времени. Ведь всё это с нами было по правде, рядом с нами и в нас.
В этой эпохе есть для нас некая романтика, бесспорно. Мы с трепетом относимся к тому, что случалось нами, что прошло, чего не вернуть. Говорим мы зачастую: «А вот раньше было»... Перебираем воспоминания, знания, вздыхаем. Да, ностальгируем, бывает. Жили – помним. И нет для нас никакой неопределенности.
Этикетки от пива «Красный восток»
Выставка будет работать с 12:00 до 21:00 ежедневно и продлится до 26 марта.
Фото автора