Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Юрий Федотов: актер с фотоаппаратом
- Любовь Агеева
- 20 августа 2017 года
17 августа 2017 года Юрию Степановичу Федотову, народному артисту РТ и РФ, ведущему актеру Качаловского театра, исполнилось бы 79 лет.
Он вполне бы еще мог жить среди нас. В этом возрасте некоторые актеры, бывает, выходят на сцену. Если их любят руководителя театра. А Юру любили. Художественный руководитель театра Александр Славутский давал ему роли даже тогда, когда актер начал забывать текст. 31 марта 2008 года в театре давали «Визит дамы». «Это мой последний спектакль», – сказал Федотов Вадиму Кешнеру в гримерке. Так оно и случилось.
Сегодня мы представляем Юрия Федотова не как актера. Об этом в «Казанских историях» уже есть публикации. Есть возможность представить Федотова как фотографа. Нет, пожалуй, это не точное определение. Потому что он был фотомастером.
В его снимках жизнь остановлена всего на мгновение, как это может сделать только фотокамера. Но только тогда, когда ее в руках держит неравнодушный, наблюдательный человек. И тогда у него даже разбитая дорога после сильного дождя покажется прекрасной картиной, и он заставит тебя залюбоваться картинкой, хотя его объектив увидит всего лишь двух спящих мужиков на уличной скамейке.
К сожалению, в моем личном архиве сохранилось не так много снимков Юрия Федотова. Как оказалось, в первом номере газеты «Казанские ведомости», который вышел 15 марта 1991 года, мы опубликовали его замечательный снимок, полный оптимизма – нам всем в ту пору очень не хватало веры в счастливую или хотя бы нормальную жизнь. Юра, каким-то образом оказавшись у стройплощадки-долгостроя вблизи пересечения улиц Чистопольской и Декабристов, в начале улицы Короленко, не прошел мимо забора, на котором чья-то добрая рука написала: «Люди, все будет хорошо!»
Фото воспроизведено в книге «Республика Татарстан: новейшая история», 1 том
Как этот снимок оказался в редакционном архиве, не знаю. Наверное, принес кто-то из фотографов. Автор был неизвестен. О том, что он мог принадлежать Юрию Федотову, я узнала уже после того, как его не стало.
Есть еще один снимок, которым я дорожу. Его мне подарила актриса и педагог Юнона Карева. Юра сфотографировал ее сына Сережу еще маленьким мальчиком. Она сказала, что у Юрия Степановича и Сережи Говорухина были очень теплые отношения. Отсюда удивительно доверчивый взгляд ребенка в объектив.
Его мама и тем более он сам еще не знает, как сложится жизнь Сергея, какая судьба ему уготована, какую профессию он выберет, чем будет заниматься… Когда она отдала мне этот снимок, их обоих уже не было в живых, ни Юрия, ни Сергея. Но если Юра умер в 70 лет, то Сережа – совсем молодым. Ему было чуть за 50.
Кстати, Сергей Говорухин родился 1 сентября, и в этот день в Казани планируется традиционный вечер памяти. Он будет проходить в Доме-музее Василий Аксенова и начнется в 18.30.
На днях большую радость всем, кто знал Юрия Федотова, доставил Валерий Павлов, известный казанский фотомастер, который выложил на страничке сообщества Kazan.nostalgique/ на Фейсбуке несколько снимков Юрия Федотова. Он разрешил мне опубликовать их в фотогалерее «Казанских историй», в рубрике «Вернисаж» в рубрике «Вернисаж».
Заодно я решила разместить на сайте газеты еще одну нашу беседу с Юрием Федотовым, которую наконец-то нашла в подшивке «Вечерней Казани». На этот раз мы говорили о его увлечениях. Как известно, он был человеком увлеченным. Был известен как фотолюбитель даже среди профессионалов руководил самодеятельным театром и очень ценил людей, у которых творчество – не профессия, а состояние души.
Разговор состоялся в 1983 году. Интервью было опубликовано в газете «Вечерняя Казань» 10 июня 1983 года.
Любитель – от слова «любить»
Пространством человеческого развития назвал свободное время Карл Маркс. Как реализовать это утверждение в жизни? Такой вопрос мы решили задать нескольким известным казанцам, чье мнение наверняка будет авторитетным для читателей.
Сегодня наш собеседник – ведущий актер Большого драматического театра им. В.И. Качалова народный артист ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая и премии комсомола Татарин им. М. Джалиля Юрий ФЕДОТОВ.
В театре стояла непривычная тишина. Так бывает лишь в межсезонье: еще не уехала на гастроли своя труппа и не прибыли гости.
С Юрием Степановичем Федотовым мы встретились в его гримерной. Везде – на диване, на туалетных столиках – лежали фотографии. Он рассортировывал их по большим черным пакетам.
– Вот, к поездке готовлюсь. Как всегда, оформляю там, где гастролируем, свою выставку. Пусть посмотрят на Казань и казанцев. Приготовил более ста работ на самые разные темы. Стараюсь, чтобы ни одна экспозиция не повторялась. Для зрителей-то все равно, они и старые фотографии увидят впервые, но я привык новые работы показывать.
Как отнесутся? Очень важен зрительский отклик: он дает эмоциональный заряд...
– Выходит, жители других городов знают вас как фотолюбителя лучше, чем казанцы? Ведь дома вы выставляете свои работы не так часто.
– А теперь решил показаться. В нынешнем сентябре, например, оформил выставку в Доме ученых, на будущий год запланировал экспозицию для своего театра, выставку для ВТО (Всесоюзное театральное общества – Ред.), скорее всего она будет в Доме актера. Хочу сделать галерею из детских фотоснимков в театре юного зрителя.
– Но как вы все это успеваете? Артисты обычно утверждают, что у них свободного времени совсем нет.
– Артисты, действительно, народ занятой. Днем – репетиция, вечером – спектакль. И так каждый день. А ведь есть еще другие дела: записи на радио и телевидении, встречи со зрителями, общественная работа в театре...
И все-таки свободное время, как и у всякого человека, есть. Правда, специфика нашей профессии такова, что порой трудно разделить работу и досуг. Скажем, иду за продуктами на рынок. Стою в очереди, непроизвольно наблюдаю за людьми – и вдруг нахожу что-то важное для решения характера своего героя.
Да, свободное время есть, важно, чтобы оно не было временем пустым. Я боюсь таких минут. Надо что-то постоянно делать, что-то познавать. Заболоцкий правильно сказал: «Не позволяй душе лениться»... Мозг должен все время быть в работе. Бывает, сидишь в кресле вроде бы без дела – и вдруг в голове складываются строки стихов...
– Вы еще и поэт?
– Пишу для себя. Возможно, со временем обнародую – когда буду убежден, что это интересно и для других. Так и с фотографией было. Снимал для себя, пока меня не убедили, что нужна выставка. Я ведь фотографирую давно.
– И что это вам дает!
– Фотосъемка – это постоянное разгадывание загадок. Она позволяет мне познавать мир. С ростом театрального опыта, например, очень важны стали психологические портреты: стараюсь уловить в человеке что-то главное – в его душе, мироощущении.
Ни один снимок не появляется просто так. Трудно предугадать, каким он будет, но ты уже к нему готовишься, ловишь момент. Импульс поиска бьется в тебе постоянно. Сейчас вот горю желанием проявить последнюю пленку: как там вышел вчерашний кадр?
Интересна его история. Иду с работы, как всегда, с фотоаппаратом. Я его, кстати, везде с собой ношу...
– И на гастролях?
– Конечно. Так вот, вижу: идет мне навстречу школьница, за спиной – ранец, а в руках... кукла. Такая трогательная девчушка. Я вдруг увидел в ней будущую маму – так бережно несла она свою куклу.
Прошел было мимо, но потом вернулся. Наблюдал за ней долго. Девочка остановилась и присела на обочину. А я все никак не решу, как ее лучше снять. Надо, чтобы в кадр вошли и ее нежная улыбка, и ранец, и кукла. И вдруг она обернулась ко мне. И в этот момент щелкнул затвор фотоаппарата.
Конечно, кто-то снимает лучше меня, Но я не стремлюсь к профессионализму. Для меня главное – не высокая техника, а непосредственный, искренний взгляд на окружающий мир. Фотография дает возможность видеть необычное в обычном, будит фантазию. А для актера это так важно.
На мой взгляд, заблуждается тот, кто хочет в самодеятельном творчестве слыть профессионалом. Любитель, по-моему, – это звучит гордо. Ведь любитель – от слова «любить».
Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто три раза в неделю находит время, чтобы встретиться со мной и своими собратьями по увлечению в народном театре «Современник» Дома ученых. Они – тоже любители. Любят театр, многим во имя этой любви жертвуют. Я делюсь с ними всем, что умею. Стараюсь учить их не только театральным приемам, но и расширять общее представление о мире. Мы говорим на самые различные темы, читаем стихи, обсуждаем книги... Стремлюсь создать на занятиях атмосферу творчества.
Кто-то из мудрых сказал: чем больше отдашь, тем больше возьмешь. Стараюсь следовать этому принципу и как человек, и как актер. Иначе нечего будет сказать зрителю.
У человека должна быть потребность поделиться с другими тем, что он имеет, потребность отдать, чтобы стать свободным для нового обогащения.
Один хороший человек учил меня, что каждый раз надо выходить на сцену так, будто играешь последний раз. Так, наверное, и жить надо. Каждый день – как последний. Если не сделаешь сегодня, то не сделаешь вообще.
– А по какому «ведомству» у вас проходит руководство самодеятельным театром? Это работа или свободное время!
– Трудно сказать. С одной стороны, режиссер – это все-таки не моя профессия, с другой – руководство театром дает мне многое как актеру. Скажем лучше так: для меня это – проба сил, а точнее – творческая мастерская. Впрочем, в мастерскую эту входит все: и народный театр, и фотографии, и резьба по дереву, которой я тоже уделяю много времени, и рисование... Мастерская – это и рыбалка на рассвете, и чтение любимой книги.
Кстати, я очень люблю бывать на природе. Вместе с женой сколотили на берегу Волги домик. У меня там есть даже знакомые цапли. Люблю приходить на одно и то же место и наблюдать, какие происходят вокруг изменения. Самое благодатное время для этого – раннее утро. Сидишь с удочкой, смотришь, как величаво встает солнце. Кругом – тишина, над рекой – туман...
Наверное, кто-то оценивает рыбалку количеством пойманной рыбы. А мне важно настроение, которое возникает у реки. В лес ведь тоже ходят по разным причинам: набрать как можно больше грибов или полюбоваться совершенством кружев, сотканных пауком...
– Вряд ли стоит противопоставлять эти два занятия...
– Я к тому, что каждый находит свое, именно ему интересное и нужное. Точно так же, как один прочитает горы книг и останется невеждой, а другого единственный том Чехова чутким к людям сделает, – смотря как читать...
О многом мы еще говорили: о литературе и ее влиянии на человека, о роли мужчины в современной семье (чтобы сходить в прачечную, помочь жене вымыть посуду, тоже ведь время надо), о том, как важно, чтобы супруги понимали друг друга, о Тинке – собачке породы тон-терьер, которая ждет не дождется хозяина, чтобы пойти на прогулку...
Юрий Степанович уверял меня, что каждый человек талантлив, но не каждый стремится реализовать себя до конца, а то и не умеет разгадать в себе спрятанных до поры до времени тайн. И с ним трудно не согласиться. Потому что своей жизнью, своим отношением к миру он на деле доказывает справедливость того, что декларирует.
Он мог бы не стать актером, но человеком ищущим был бы при любой профессии. Ведь творчество – это не профессия, а состояние души.
Интервью взяла Л. АГЕЕВА
«Вечерняя Казань», 10 июня 1983 года
Читайте в «Казанских историях»: