Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Наследие и наследство Василия Аксенова
- Любовь Агеева
- 19 августа 2017 года
11-й музыкально-литературный фестиваль «Аксенов-фест», посвященный 85-летию нашего земляка Василия Аксенова, начался 19 августа с пресс-конференции в Доме-музее писателя.
Впрочем, то, что происходило утром в уютном зале Дома Аксенова, трудно назвать пресс-конференцией. Здесь были не только журналисты, а потому случившееся вполне можно назвать открытием Аксенов-феста. Тем более что в традиции этого праздника официально такой церемонии нет.
Модератор пресс-конференции – Ирина Барметова, главный редактор журнала «Октябрь» и главный заводила «Аксенов-феста», если можно так сказать, представила участников фестиваля и своих коллег по журналу, и это заняло довольно много времени.
Поскольку присутствовали практически все, и гости, и казанцы – был как бы официальный президиум и еще примерно ползала. А дальше, за частоколом камер, размещались все остальные.
В связи с присутствием публики пресс-конференция сразу потеряла деловой настрой. И не только потому, что аудитория аплодировала после каждого выступления, что вообще-то не принято на такого рода мероприятиях, и не потому, что наши гости не могли не ориентироваться в первую очередь на публику, а это несколько смещало акценты нашего профессионального общения.
Как мне кажется, вопросов было бы гораздо больше, если бы журналисты могли их задать. Нет, их задавать не запрещалось, мало того, Ирина Николаевна не раз обращалась к представителям СМИ с предложением задавать вопросы. Но как-то не хотелось разрушать идиллию праздника.
Дуэль в публичном пространстве
Поэтому вопросов было немного. В основном отвечали на один – от корреспондента сетевой газеты «БИЗНЕС Online» – по поводу претензий к фестивалю и его организаторам правоприменителя по доверенности Александра Змеула, сына сестры второй жены знаменитого писателя. Как заметил потом Олег Платонов в отчете с пресс-конференции, ответ занял 20 минут из часа, отведенного для общения с журналистами.
Кому интересно, прочитайте две публикации: статью «Позиция наследников Аксенова по поводу проведения «Аксёнов-феста» и обстоятельный материал в «БИЗНЕС Online» (видео с пресс-конференции – https://www.business-gazeta.ru/video/354954?utm_campaign=main-page&utm_source=video). Я же ограничусь несколькими суждениями на этот счет.
Во-первых, конфликты вокруг авторских прав стали происходить все чаще, и это неплохо, поскольку наконец-то наши люди стали осознавать свои гражданские права и бороться за них не с помощью парткомов и редакций, как было раньше, а в суде или в публичном пространстве.
Но я бы не называла такие конфликты скандалами. Скандалами их чаще всего делают мои коллеги, поскольку всё скандальное повышает рейтинг СМИ. Не хочу бросать упрек журналистам «БИЗНЕС Online», поскольку там опубликованы все мнения, в том числе и Александра Змеула. И теперь я и другие читатели можем спокойно взвесить все ЗА и ПРОТИВ сами.
Во-вторых, как мне кажется, в этом конкретном случае уязвимы позиции обеих сторон.
Вначале было спокойное сообщение Ирины Барметовой, которая вспомнила, как зародился фестиваль (это случилось в 2007 году, и вы можете прочитать в «Казанских историях» подробный репортаж о первом «Аксенов-фесте»), какое участие в рождении этой идеи принимал Василий Аксенов.
– Сама идея возвращения Аксенова в Казань принадлежала мэру Казани Ильсуру Метшину, – сказала Ирина Николаевна. – Мы подхватили ее, поскольку идея показалась нам интересной, и решили создать этот фест. Это абсолютнейший акт гражданского общества. Никакие государственные организационные структуры в этом не участвовали.
Василий Павлович сказал, если это будет посвящено только ему и будет рассказываться только о нем – «Ребята, полный досвидос».
Он хотел, чтобы это был фестиваль в развитии, с расширительными функциями, чтобы было больше молодых, чтобы это была культурная субстанция, а не просто исследовательский центр по изучению наследия Аксенова. Это можно сделать, но пусть это делает кто-то другой.
Но тут же говорится не о наследии Аксенова, а о его наследстве. На это мы никак не претендуем. Мы работаем с наследием. С одной стороны, оставляем за собой право памяти об Аксенове, с другой – насыщаем этот фест как можно больше другими мероприятиями. И это самое ценное в нашем фестивале.
Не могу не заметить – что касается участия государственных структур в организации фестиваля, оно, конечно, есть. И инициатива была от человека государственного – казанского Мэра, и целевые средства на фестиваль выделяются, и среди модераторов пресс-конференции был начальник Управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов, в адрес которого сказали много лестных слов.
Но кто сказал, что присутствие государства – это плохо? Как не похвалить Ильсура Метшина за внимание к культуре?! И Аксенов-фест при всей государственной поддержке всё равно остается мероприятием некоммерческим.
Эмоциональные комментарии в адрес Александра Змеула с очевидными обвинениями, прозвучавшие потом, были уже явно лишними. К тому же искажалась позиция оппонента. Он вовсе не призывал закрыть фестиваль в Казани. Другое дело – что Александр Змеул, на мой взгляд, слишком расширительно трактовал права наследников Василия Аксенова. К тому же идеи, любые идеи (а Аксенов-фест – прежде всего идея) не являются объектами авторского права.
Александр Змеул пристрастно подошел к оценке «Аксенов-феста», ставшего в Казани популярным музыкально-литературным праздником, и его организаторов, несомненно, приобщивших к творчеству Василия Аксенова тысячи новых поклонников. Как сказала на пресс-конференции представительница библиотечных работников, число читателей в таких случаях неизменно растет.
Могу привести конкретный случай. После встречи с Вадимом Абдрашитовым в кинотеатре «Мир», которая состоялась 19 августа, я совершенно случайно попала на мини-экскурсию по саду рядом с садом двух Аксеновых: Алевтины Аксеновой, сестры писателя по матери – Евгении Гинзбург (она живет в Германии и в эти дни находится в Казани) и Ирины Аксеновой, директора культурного центра «Дом-музей Василия Аксенова». В саду уже установлены металлические стулья, которые будут в торжественной обстановке предъявлены участникам фестиваля 22 августа.
На одном из стульев восседала молодая женщина, как выяснилось, сорока лет, которая гуляет в саду с годовалым ребенком.
Разговорились. Наша собеседница не представляла, с кем говорит, а потому совершенно искренне сообщила, что книг Аксенова не читает – пробовала, но ничего не поняла. Правда, про «Аксенов-фест» она знает. Захотела узнать больше. Ей рассказали немного про Аксенова, про стулья, на которых она теперь может сидеть постоянно, поскольку это не музейные экспонаты, а часть садового «интерьера». Я потихоньку шепнула ей, с кем она разговаривает, что ее слегка смутило.
Сдается мне, что молодая мама обязательно попробует еще раз открыть книгу нашего земляка...
Завершая тему, скажу: с наследниками лучше дружить, чем ссориться. Тем более публично.
Дружить не по вертикали, а по горизонтали
Ирина Николаевна Барметова довольно подробно рассказала о задумках организаторов фестиваля, который на этот раз получился очень представительным и насыщенным разноплановыми событиями. Они учили пожелания, высказанные после 10-го фестиваля, очень камерного по своей аудитории, и увеличили число площадок, где они будут происходить. Нет необходимости повторять эту информацию – «Казанские истории» подробно прокомментировали программу Аксенов-феста» 2017 года («Аксёнов-фест» 2017 года посвящается 85-летию Василия Аксенова).
Новшество нынешнего фестиваля – заявленное Литературное собрание с оригинальным названием – «Россия – множественное число», организованное Союзом писателей Москвы и журналом «Октябрь». Ирина Николаевна расшифровала эту задумку. Разговор пойдет о межрегиональных связях, связях не через центр, а на горизонтальном уровне. Аналогичное писательское собрание уже прошло в Петрозаводске. Впереди собрания в других федеральных округах. Редакция «Октября» задумала большое и важное дело.
Многонациональная Казань – второй регион, где проходит Литературное собрание, на которое пригласили авторов из всех регионов Приволжского федерального округа. Помимо выступлений, на собрании запланированы прения, то есть состоится живой диалог о судьбах региональной и не только литературы.
Сначала мне показалось странным участие Союза писателей Москвы в организации собрания с такими задачами, но потом подумалось, что как раз это и хорошо. После распада Советского Союза Москва как-то сильно сконцентрировала на себе всю творческую жизнь России. Мало издавалось книг литераторов из регионов, редкими стали гастроли и концерты, представляющие все многообразие искусства в России, исчезли театральные постановки местных театров, даже широко известных, на больших телеканалах. Сужу по Татарстану и сравниваю с советскими временами.
Правда, в последнее время обозначился радующий поворот: возвращаются некоторые ранее существовавшие формы. Однако чаще по инициативе самих регионов. Татарстан тут – известный закоперщик. С 16 по 19 августа в Москве проходили ставшие уже традиционными Дни культуры Республики Татарстан. Это уже седьмое пришествие деятелей культуры нашей республики на московские сцены.
Президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов так сказал о задачах Литературного собрания:
– Это очень важное событие, потому что, кажется, государственный руль чуть-чуть поворачивается в сторону литературы и в сторону регионов. Но не с тем, чтобы в литературе разводить цензуру, а регионам спускать директивы непосредственно из Кремля, а для того, чтобы в рамках добытой свободы в стране существовала и ее искусство, и литература.
Жаль, что на пресс-конференции не были названы проблемы, которые выносятся на обсуждение, А Ирина Барметова подчеркнула, что они ждут не самоотчетов литераторов, а размышлений о современном литературном процессе. По программе могу назвать несколько тем, которые найдут отражение в дискуссиях:
Шамиль Идиатуллин – «Сами мы местные: почему регионам нужны книги и фильмы о современности?»
Вадим Абдрашитов – «Проблемы национального киноязыка»
Владислав Отрошенко – «Литература места и ее место на карте российской литературы»
Евгений Попов – «От Самиздата к Самиздату. Опыт выживания региональных культур в постсоветском пространстве»
Алексей Саломатин – «Сквозь зеркало перевода»
Галина Нерпина – «Роль литературы в образовании общероссийской нации».
Представляет интерес круглый стол «Год экологии. Экология литературы – экология языка. Сохранение национальных языков и литературных традиций», он состоится в конференц-зале Союза писателей РТ 22 августа.
– Когда мы говорим об Аксенове, о творчестве его друзей-шестидесятников, мы отстаиваем реальную историю оттепели и шестидесятничества в отличие от того, что делается на федеральных каналах, – отметил в своем выступлении кинорежиссер Вадим Абдрашитов.
В жизни и на экране
Позднее выяснилось, что имелся в виду сериал «Таинственная страсть», снятый по незавершенной работе Василия Аксенова. Судя по всему, сериал не понравился всем нашим гостям. Кому-то не пришлась по душе гламурность жизни шестидесятников, показанная на экране, а кто-то усмотрел в сериале попытку опорочить само это движение, после развенчания культа Сталина громко заявившее о необходимости гражданских свобод, соблюдения прав человека, о праве на индивидуальность, прежде всего в творчестве.
У меня тоже есть претензии к этому сериалу, прежде всего к фактическим неточностям. Но сам Аксенов не раз писал, что его произведения нельзя считать документальными, хотя довольно часто речь идет об известных событиях и персонах. В предисловии к «Таинственной страсти» он предупреждал, что испытывает недоверие к мемуарному жанру. Даже в мемуарах он стремился создать «условную среду», как Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец».
Я нашла в Интернете интересный сравнительный анализ жизненных и киношных коллизий. Как отмечает автор этой статьи, к обрисовке портретов современников и воссозданию обстоятельств их жизни Аксенов и Катаев подходили по-разному:
«Ирония у Катаева не в пример более тонкая, прозвища друзьям и знакомым он раздавал с нескрываемой нежностью и старался воздержаться от муссирования слухов и сплетен. Аксенов же словно бил наотмашь, обнажал самые неприглядные черты характеров Евтушенко, Ахмадулиной, Высоцкого, превращая их в карикатуры на самих себя».
Думается, что при всем при том сериал «Таинственная страсть» свое дело сделал. То, что он гламурен, – да. Но не отголосок ли это некоторых писаний о Евтушенко, Ахмадуллиной, Вознесенском, Рождественском, Аксенове и других, когда на первый план выходили не их идеи и стремления, а их нарочитая богемность? К тому же сегодня «пипл хавает» не идеи.
В любом случае, нашей молодежи полезно знать, что это было такое – время шестидесятников. Наиболее любознательные и мемуары Аксенова прочитают, и другую литературу о том времени. Пока еще не скрылись за горизонтом те, кто в нем жил: Рождественский, Ахмадуллина, Вознесенский, Аксенов…
Фото Розы Садриевой