Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…
- Людмила КАРТАШОВА
- 30 августа 2017 года
Его предыдущий юбилей в 2012 году праздновали в НКЦ «Казань», поскольку в помещении на улице Баумана, выделенного для его работ, еще шел ремонт. Тогда картинная галерея художника располагалась в малолюдном районе Казани, на улице Гвардейской.
Новоселье справили в 2013 году, и с и тех пор дни рождения художника отмечаются в его музее, открытом при поддержке Мэра Казани Ильсура Метшина. В том же 2013 году его решением была учреждена премия имени К.Васильева для лучших преподавателей художественных школ города, и ее торжественно вручают 3 сентября.
Как-то гуляя по улице Баумана в Казани, забрела в музей Константина Васильева. К этому художнику, рано ушедшему от нас (Константин Алексеевич трагически погиб в 1976 году, когда ему было всего 34 года) у меня с юности особое отношение.
Увидев его картины в первый раз, была настолько восхищена и потрясена, что ни о чем другом, как о Васильеве, красоте и мужестве героев его полотен долго говорить не могла. И вроде ничего особенного – этакий былинно-васнецовский стиль на острие кисти, а в душу запало на всю жизнь. И сколько бы ни говорили о Васильеве разного, не очень лестного порой – для меня он всегда оставался русским героем, как и герои его полотен.
Константин Алексеевич Васильев с 1949 года жил в посёлке Васильево Зеленодольского района под Казанью. Учился в Казанском художественном училище, работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.
Автопортрет Константина Васильева в музее
Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы церковной росписи. В своем творчестве художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам. Создал произведения на мифологические сюжеты, посвятив их славянскому и скандинавского эпосу, писал о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине»). Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», «Северный орёл», «У колодца», «Ожидание», «Человек с филином»). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович», «Бетховен», «Скрябин», «Римский-Корсаков» и др.
Константин Васильев трагически погиб – был сбит на железнодорожном переезде проходящим поездом 29 октября 1976 года. Похоронен в поселке Васильево, в той самой берёзовой роще, которую очень любил.
И вот хожу по музею, любуюсь красотой природы, написанными в неповторимой васильевской манере портретами. Возле одного стою особенно долго: молодой статный военный в форме смотрит открытым юношеским взглядом. Читаю мелкий шрифт – портрет создан в 1969 году, значит (невольно произвожу в уме расчеты), герой с полотна Васильева постарел сегодня на сорок шесть лет. Интересно, как сложилась его судьба?
Заметив мой интерес, подошла смотрительница музея и сказала, что на картине изображен друг художника Геннадий Васильевич Пронин, и он тут, в музее… Не хочу ли пообщаться с ним? Конечно!
… Он встал в ту же позу, одел ту же фуражку, которая была на нем много лет назад, когда счастливый молодой офицер при полном параде заскочил к другу Косте после окончания военного училища. Константин взглянул на товарища и тут же схватился за карандаш: «Вставай сюда, буду тебя рисовать».
Геннадий Васильевич Пронин у картины своего друга Константина Васильева
Но уже через несколько минут бросил занятие, почесал затылок, произнес задумчиво:
– Нет, что-то не так, выражение твоего лица мне не нравится, – объявил Константин другу и замер в нерешительности.
Но через несколько мгновений направился к кипе грампластинок, вытащил одну из них (Васильев всегда предпочитал классику), включил проигрыватель. Это была героическая симфония Бетховена.
– Я стоял и слушал музыку как завороженный, – рассказывает Геннадий Васильевич. – А Костя схватил свои кисти, краски и принялся за работу. Она продолжалась с перерывами несколько дней, и каждый раз под музыку Бетховена. Васильев говорил, что у меня лицо полностью менялось, как только начинали звучать торжественные звуки симфонии, и это ему как раз надо. Рисовал он меня в помещении, а уж потом пририсовал небо – неспокойное, в облаках и тучках. Было моему приятелю в ту пору 26 лет, и жить ему оставалось меньше семи лет…
Не думал тогда и Геннадий Васильевич Пронин, что его судьба очень тесно переплетется с судьбой гениального друга. Отдав должное армии, офицерству, уйдя в запас, Пронин какое-то время работал инженером на одном из предприятий, а в 90-е годы буквально заболел идеей создания в Казани музея Константина Васильева. Вместе с единомышленниками по крупицам начал собирать картины художника, обивал высокие пороги, искал инвесторов.
Галерея Константина Васильева была открыта в 1996 году на улице Гвардейской, ее директором стал Геннадий Пронин. На этом посту пробыл много лет. Сегодня Геннадий Васильевич по-прежнему работает рядом с картинами Константина Васильева, но уже в музее на улице Баумана, в качестве научного сотрудника.
Фото: Михаил КОВАЛЕВ
Читайте в «Казанских историях»:
Первые лауреаты премии имени художника Константина Васильева
Русь былинная художника Константина Васильева
Васильев Константин, художник (1942-1976)
Картины, которые превращают homo sapiens в человека духовного - репортаж с открытия музея Васильева в Казани