Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Когда профессия – божий дар

24 декабря 2017 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В.И. Качалова отмечали юбилей Светланы Романовой, народной артистки России и Татарстана, лауреата Государственной премии РТ имени  Г.Тукая и Литературной премии имени  М. Цветаевой.

Сначала был спектакль «Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо, где она играет Филумену Мартурано, главную роль, а после его завершения юбилярша  принимала поздравления, озорно улыбаясь возвышенным комплиментам.

Зрители, подогретые только что закончившимся спектаклем, в котором увидели звездный дуэт Светланы Романовой и Михаила Галицкого, поставленный Александром Славутским не только для развлечения, но и, как говорится, для морали, еще раз искупали актрису в аплодисментах.

Она вышла, нет, выбежала на сцену в нарядном черном платье, с победной улыбкой на лице. Эта женщина знала, что в зале собрались те, кто ее любит, что выглядит она для своих лет прекрасно...

На экран проецировались снимки, напомнившие ее биографию, ее творческие работы. В Качаловском театре она сыграла  Графиню Анну Федотовну Томскую в «Пиковой даме», Раневскую в «Вишневом саде», Марью Александровну Москалеву в «Дядюшкином сне», Целию Пичем в «Трехгрошовой опере», Турусину в «Глумове», Клару Цаханассьян в «Визите даме» и еще множество ролей. А до этого еще были театры Челябинска, Читы, Ростова-на-Дону. 

В день юбилейного бенефиса была выбрана легкая комедия про любовь. Не легкомысленную, юношескую, а проверенную годами и испытаниями. Коллеги по театру считают, что в этом спектакле Светлана Геннадьевна сыграла одну из лучших своих ролей. Впрочем, слово СЫГРАЛА для театра не годится. Каждый раз, когда в афише значится «Брак по-итальянски», она как бы заново проживает непростую жизнь своей героини, заслужившей счастье через 25 лет преданности и терпения. И жизнь ее вознаградила, и как жену, и как мать троих взрослых сыновей, которых она растила, так получилось, на расстоянии. 

… Атмосфера в зале была удивительно теплой, можно сказать, семейной. В данном  конкретном случае это не только метафора. Можно сказать, что зрителей пригласили на семейный праздник. Вели церемонию сын Светланы Геннадьевны – актер Илья Славутский и актриса Елена Ряшина, его жена, а в завершение торжества на сцену поднялся глава семейства  – Александр Славутский, он же художественный руководитель Качаловского театра и его директор.

Такая вот семейственность. Замечу, что в Казани не так много людей, которым она не по душе. Поскольку каждый в этой семье представляет большую ценность сам по себе. И тут лучше говорить не о семейственности, а о театральной династии.

Александр Славутский возглавил Качаловский театр в 1994 году. Светлану Романову казанцы увидели только на следующий год. И не сразу узнали, что она – жена нового руководителя театра. Когда я посмотрела премьерный спектакль «Пиковая дама», поставленный Александром Славутским, я, признаюсь, этого тоже не знала. Было это в 1999 году. Такие были тогда у меня времена, что в театр я  вообще не ходила.  А потому увидела дуэт Славутских уже через несколько лет их жизни в Казани.

Коллеги по театру, мать и сын Светлана Романова и Илья Славутский

Светлана Романова тогда поразила меня, и я не пожалела добрых слов в рецензии, опубликованной в газете «Республика Татарстан». До сих помню, что она, как говорят, театралы, перетянула все одеяло на себя: из второстепенной для главного действия роли сделала роль, по сути, центральную. Возможно, не без помощи режиссера-постановщика, но наверняка главным образом сама.  Как актриса, она уже в то время владела всей гаммой сценических средств. И от такого преображения выиграл весь спектакль, он стал глубже, значительнее, история про любовь стала историей про жизнь и ее смыслы.

Сразу нашлись знакомые, которые ехидно поставили меня в известность о родственных связях Славутского и Романовой. Конечно, в истории искусства можно найти примеры, когда примой театра становится супруга главрежа, не обладающая особым талантом. Но есть примеры, и их гораздо больше, когда семейный союз дает поразительный творческий результат.

Почему я о супругах, ведь поздравляли Светлану Романову? Да потому что в ноябре с 70-летним юбилеем поздравляли Александра Славутского. Меня на том торжестве не было. Как всё происходило, узнала от коллег. Так же после спектакля – комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» – вышли на сцену друзья-коллеги.

Чтобы поздравить художественного руководителя театра, приехал мэр Казани Ильсур Метшин.

Поздравлений в адрес обоих юбиляров было очень много. Телеграммы Славутскому размещены на сайте театра, их так много, что нужно время, чтобы прочитать все. Я скачала некоторые, так что могу сообщить, что Александра Яковлевича поздравляли на высоком уровне: Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, Президент РТ Рустам Минниханов, Премьер-министр РТ Алексей Песошин, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин... 

Светлане Геннадьевне многие, и прежде всего коллеги по театральному цеху (театры имени Г. Камала и М. Джалиля, ТЮЗ, кукольный),  засвидетельствовали свое почтение лично. Первым на сцену поднялся министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин, спровоцировал продолжительные аплодисменты зала, предложив таким образом поздравить юбиляршу, а потом бережно прикрепил к ее праздничному платью медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». 

Мужчины, а их было среди поздравлявших большинство,  дарили цветы, читали стихи, целовали в щечку, один даже преклонил колено, а художественный руководитель оркестра La Primavera  Рустем Абязов запел под гитару.  И дело не только в юбилее.

Как заметил кто-то шутливо: женская красота – страшная сила. Я записала часть комплиментов в адрес Светланы Романовой: Яркая звезда, Бриллиант в короне театрального искусства, Неповторимая, Фееричная… Евгений Царьков из Театра юного зрителя заметил, что есть профессии, которые и не профессии вовсе, а божий дар. И именно такая профессия – у примы Качаловского театра.

Подарки преподносились в основном в конвертах или в виде поздравительных писем в рамочке (сегодня такая мода). Был  также подарок-приглашение на гастроли в Сочи – повторить успех 2013 года. Светлана Геннадьевна в этот момент выразительно указала на руководителя театра, который был в зрительном зале  – это область его компетенции.

Поздравление официальное, от мэра Казани Ильсура Метшина. Выступает начальник отдела культуры Казанского исполкома Азат Абзалов

Но было несколько подарков, так сказать, со смыслом. Гости из Елабуги преподнесли Светлане Геннадьевне  натюрморт с рябиной, поблагодарив ее за любовь к Марине Цветаевой.  Рустем Абязов был оригинален и в подарке – он преподнес метровую цаплю, напомнив, что эта птица, по учению фен шуй, – защитник семьи от влияния разной нечисти. «Так что теперь Качаловскому театру ничто не угрожает», – так завершил он свое поздравление.        

Ведущие зачитали телеграммы от коллег из театров Москвы, Санкт-Петербурга Ульяновска, Самары, Ростова-на-Дону,  председателя СТД Александра Калягина (от СТД была Почетная грамота), президента театра имени Ермоловой Владимира Андреева. Одна телеграмма особо заинтересовала зрителей. Они узнали, что скоро увидят любимую актрису в новом спектакле – знаменитую пьесу Островского «Лес» собирается ставить в Казани известный российский режиссер Игорь Коняев.   

Поздравления неофициальные: от Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля (заместитель директора Юрий Ларионов)...

... и Татарского академического театра имени Г. Камала (актер Ильдар Хайруллин)

В самом конце торжества на сцену вышла вся труппа Качаловского и поздравила приму театра общей песней. Зал уже отбил ладошки аплодисментами, и прервать приятный момент единения актеров и зрителей мог только опустившийся занавес.

Снимки предоставлены пресс-службой театра

Дополнительная информация

РОМАНОВА-СЛАВУТСКАЯ Светлана Геннадьевна родилась 24 декабря 1952 года в  семье военного, и произошло это в г. Потсдаме (ГДР). В 1975 году окончила факультет культпросветработы Челябинского института культуры и была принята актрисой в Челябинский областной драматический театр. В 1981-1986 годах –  актриса Читинского театра, в 1986-1995 годах – Ростовского академического театра им. М. Горького.

С 1995 года работает в Казанском русском Большом драматическом театре им. В. И. Качалова.  Занимается педагогической работой.

Она автор многих литературных композиций, на основе которых в театре проводились театрализованные представления в связи с юбилейными датами: 100-летием со дня рождения народного артиста СССР Н. И. Якушенко, 210-летием русского театра в Казани, 120-летием со дня рождения народного поэта Г. Тукая. Как мастер художественного слова, выступает с большими литературными программами. За спектакль «Последний день» в 2017 году награждена премией им. Марины Цветаевой.

Заслуженная артистка РСФСР (1986). Народная артистка РФ (2002) и РТ (2007).
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2010).

 

СЛАВУТСКИЙ Александр Яковлевич родился 24 ноября 1947 года  в г.Челябинске. В 1968 году окончил студию при Челябинском драматическом театре им. С. Цвиллинга, в 1968-1969 годах –  актер Челябинского ТЮЗа, в 1969-1974 годах – режиссер молодежного театра при горкоме ВЛКСМ, одновременно учился на режиссерском факультете Высшего театрального училища им. Б. Щукина (Москва). В 1974-1975 годах – режиссер Новокузнецкого драматического театра им. С. Орджоникидзе, в 1975-1979  и  в 1980-1981 годах — режиссер Челябинского областного драматического театра, в 1981-1987 годах  — главный режиссер Читинского театра, в 1987-1993 годах  — художественный руководитель Рос­товского академического театра им. М. Горького.

С 1994 года –  главный режиссер, с 2007 года – художественный руководитель-директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова.

Депутат Государственного Совета РТ.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986), народный артист РФ (1998), РТ (2011).
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2000), премии Правительства РФ им. Ф. Волкова (2010), награжден орденом Дружбы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить