Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Геннадий Прытков: 50 лет на Качаловской сцене
- Любовь Агеева
- 25 января 2018 года
25 января 2018 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В.И.Качалова поздравляли с 70-летнем юбилеем Геннадия Прыткова, народного артиста России и Татарстана, лауреата Государственной премии Татарстана имени Г.Тукая.
В свой день рождения артист показал одну из самых значимых своих работ – Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по повести Ф.М.Достоевского. Когда он вышел на сцену в первой сцене, зал встретил его бурными овациями. Поздравляли его с юбилеем уже после спектакля.
За полвека творческой деятельности на сцене одного из старейших театров России – первого и единственного театра в его жизни – им сыграно множество разноплановых ролей мировой и русской классической драматургии, созданы запоминающиеся образы современников. Такие его роли прошлых лет, как Базаров в «Отцы и дети» И.Тургенева, Пасынков в «Молве» А.Салынского, Эбин в «Любовь под вязами» О Нила, Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, Кинг в «Смотрите, кто пришел» В.Арро, Воланд в «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, Городничий в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Зорро в «Куриной слепоте» Н.Коляды, Угаров в «Провинциальных анекдотах» А.Вампилова вызвали интерес критики и любовь зрителей.
В настоящее время Геннадий Прытков – ведущий мастер сцены, активно занят в текущем репертуаре: Крутицкий в «Глумове» А.Н.Островского, Епископ Африкан в «Беге» и Бронский в «Роковых яйцах» М.Булгакова, Доктор Бартоло в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, Сен-Жермен в «Пиковой даме» А.С.Пушкина, Генерал Колошин в «Американская шлюха или путешествие по России с папой-алкоголиком» И.Квирикадзе, Смит в «Трехгрошовой опере» Б.Брехта, К.Вайля, Бургомистр в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Гремио в «Укрощении строптивой» У.Шекспира, Альфредо в «Филумене Мартурано» Эдуардо де Филиппо.
Ну, и Князь в «Дядюшкином сне», роль, которая позволяет актеру показать все, на что он способен. При всей гротесковасти создаваемого образа обезумевшего старца он остается актером русского психологического театра.
Спектакль смотрелся на одном дыхании. Актеры, как в таких случаях принято говорить, были в ударе. И дуэты были великолепны (особенно Князь и Мария Александровна Москалёва в исполнении Светланы Романовой), и массовые сцены. Словно в замочную скважину подглядываешь...
Не думаю, что присутствующие в зале не знают эту повесть Достоевского и не видели ее в постановке других театров или их телевизионных версиях. Но искренне, как в первый раз, реагировали на происходящее на сцене, кто-то в голос смеялся.
В Казани шел спектакль Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, поставленный Темуром Чхеидзе, с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих в главных ролях. Как заметил, поздравляя юбиляра, популярный актер Камаловского театра Равиль Шарафеев, спектакль в Качаловском театре ему понравился больше. Я тоже видела тот спектакль, и он показался мне скучным. Все «прелести» старости воспринимались там чересчур буквально, и смеяться над старческим скудоумием не хотелось. Тогда как Геннадий Прытков представлял и глупость, и немощность «жениха» в откровенно шаржированном виде. Не знаю, как другие зрители, но я все время ждала, что Князь лукаво подмигнет нам – провел, бестия, всех, провел!
Но нет, от первоисточника не уйдешь, и в последней сцене мы узнаём, что Князь от избытка переживаний на его голову умирает…
Качаловцы уже не в первый раз устраивают такие юбилейные бенефисы. Совсем недавно поздравляли Александра Славутского, Светлану Романову. Чуть-чуть биографии, слайдшоу из фотографий, краткие выступления... Так было и у Геннадия Прыткова.
Первой на сцену поднялась заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова:
– У нас сегодня праздник, у театра праздник, у города, у республики, потому что перед нами совершенно уникальная личность, которая 50 лет работает в этом храме искусства. Мы помним вас в замечательных ролях: я никогда не забуду вашего Воланда. Это было просто феерично, страшно и демонично. Прекрасны ваши и ранние, и поздние работы.
– Конечно, чиновники без бумаг не ходят, — с улыбкой заявила Камалова. Она зачитала указ Президента Татарстана Рустама Минниханова о награждении Геннадия Прыткова медалью медаль Республики Татарстан «За доблестный труд» – за доблестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства РТ.
Следующим на сцену вышел начальник Управления культуры Казанского исполкома Казани Азат Абзалов, который признался, что долгие годы жил по соседству с Геннадием Прытковым и, будучи еще ребенком, наблюдал, как артист репетирует роли на ходу. Он вручил юбиляру благодарственное письмо от Мэра Казани Ильсура Метшина.
Геннадий Прытков получил правительственную телеграмму от руководителя Аппарата Президента РТ Асгата Сафарова, от Союза театральных деятелей России, от Союза театральных деятелей республики.
Заместитель директора Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля Юрий Ларионов вручил актеру подарочный том Пушкина и по сложившейся уже традиции зачитал несколько сочиненных им шутливых строчек.
От Татарского академического театра имени Г. Камала артиста поздравили его прославленные актеры Наиля Гараева и Равиль Шарафеев, общаясь на сцене, как на дружеской вечеринке. Наиля Гараева призналась, что это у них традиция – поздравлять друг друга с юбилеями. Два старшейших казанских театра «дружат домами».
Поздравила Геннадия Прытков Любовь Лукина, и как руководитель труппа Казанского ТЮЗа , и как соученица по студии Качаловского театра. Она призналась, что на их курсе все были уверены, что Прытков станет большим мастером сцены.
Государственная филармония имени Г. Тукая прислала музыкальное поздравление – в исполнении Резеды Галимовой прозвучал популярный романс.
Завершала поздравления гостей я, как меня представили - главный редактор газеты «Казанские истории», заслуженный работник культуры РТ и РФ. Мы знакомы с юбиляром с 1979 года. Отношения у нас служебно-дружеские. Однажды юбиляр был даже моим подчиненным – Прытков руководил театром в школе №39, который работал в структуре Бауманского Дома пионеров, где я была директором.
Я видела актера во многих спектаклях, не раз брала у него интервью, знакома с его режиссерскими работами в театре «99», созданном Артемом Карапетяном. Кстати, московский гость Ян Арт (так сегодня зовут Артема) в неофициальной обстановке капустника, которым завершился для юбиляра день рождения, подарил Геннадию тираж сборника его эссе, театральных и путевых заметок «Все просто». Большинство миниатюр написаны Прытковым для его странички в Фейсбуке.
Как мне показалось, больше всего выходу сборника радовалась Ирина Чернавина. Это самые любимые мужчины в ее жизни – сын и муж.
В стесненных временных условиях слова не получили ученики Геннадия Прыткова и Ирины Чернавиной по Казанскому театральному училищу. Но они, воспользовавшись моментом, коллективно высыпали на сцену и на несколько минут парализовали юбилейное действо, облепив своего учителя со всех сторон.
Наверное, самым дорогим для Прыткова было поздравление родного Качаловского театра. На сцену вышла вся труппа во главе с художественным руководителем театра А. Славутским.
– У этого человека есть замечательное качество — преданность театру, любовь и жертвенное отношение к театру: болеет, не болеет — он всегда трудится и готовится к спектаклю. Он грамотный человек, и, несмотря на то, что у него нет высшего образования, у него есть высшие награды. Гена занят во всех моих спектаклях, за 23 года не помню ни одного, где бы он не играл. Характер у него не простой, но с каким артистом бывает легко? Мы все его любим, мы тебя ценим, — сказал Александр Славутский и предоставил слово юбиляру.
– Честно вам скажу, я не думал, что доживу до 70. Сегодня мне хочется сказать спасибо моей жене, спасибо Артему, нашему сыну, спасибо моим докторам, которые все эти годы поддерживают во мне здоровье. Спасибо за то, что я стою сегодня на сцене театра, спасибо тем, кто сегодня с нами – нашим зрителям. И, конечно, огромное спасибо, Александр Яковлевич, вам. Надеюсь, что я и дальше буду нужен и вы будете брать меня с собой».
Качаловцы подарили Геннадию Прыткову около сотни роз и под шумные аплодисменты проводили юбиляра со сцены.
А потом были неофициальные поздравления в узком театральном кругу, с бокалами шампанского и веселым капустником. Надо было видеть, с какой теплотой говорили о Прыткове молодые актеры. Поздравить его пришел еще один юбиляр – Владимир Высоцкий, конечно, с гитарой.
Скетчи, пародии и сценки были такими зажигательными и креативными, что все, включая юбиляра, смеялись от души.