Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шумим! О чем шумим? О фильме «Матильда»

Самый скандальный фильм 2017 года – историческая мелодрама «Матильда»  – об отношениях балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича, в будущем императора Николая II, наконец-то вышел в широкий прокат.

24 октября в московском кинотеатре «Октябрь», под усиленной охраной полицейских, сотрудников ФСО и ЧОП, состоялась премьера фильма Алексея Учителя «Матильда» — костюмированной драмы о взаимоотношениях наследника русского престола и придворной балерины. На московскую премьеру Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Томас Остермайер и исполнительница главной роли Михалина Ольшанска не приехали. Ограничились тем, что  Айдингер и Ольшанска прислали видеообращения с пожеланиями приятного просмотра.

Днем раньше, 23 октября, состоялась петербургская премьера — она прошла на Новой сцене Мариинского театра в Петербурге. В широкий прокат картина, ставшая самым резонансным российским фильмом года, выйдет в четверг, 26 октября.

Кампанию за запрет «Матильды» депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская начала осенью 2016 года, когда работа над картиной еще продолжалась. Она опиралась на письма возмущенных активистов промонархических и православных общественных организаций, а также на размещенный весной 2016 года в Интернете трейлер фильма. По ее запросу было проведено исследование картины на предмет оскорбления чувств верующих (Николай II канонизирован РПЦ как страстотерпец). Прокуратура пыталась найти в «Матильде» нарушение законов, а у ее создателей, студии Учителя «ТПО «Рок» — финансовые нарушения. Общее число запросов Поклонской в прокуратуру за год — более сорока, но ни одна из проверок никаких нарушений не выявила.

Премьере фильма «Матильда»  предшествовало широкое общественное обсуждение, угрозы со стороны православных активистов, многочисленные акции протеста и сопровождающие всё это регулярные публикации в СМИ.

Первый вопрос, который возникает при анализе конфликта вокруг фильма «Матильда»: кто же был главным провокатором, главным инициатором спора?

Часто утверждается, что это – сам режиссер Алексей Учитель, снявший фильм на такую спорную тему. Однако с его стороны любые действия по продвижению фильма обусловлены коммерческими интересами. При этом, бесспорно, скандал сыграл на руку раскрутке картины. Но зачинщиками спора все же стали именно православные активисты.

Первое, о чем говорили общественники – фильм оскорбляет чувства верующих. Говорили они это, основываясь на трейлере. Но что можно сказать сейчас, когда фильм вышел? Может ли он оскорбить чувства верующих?

Мой ответ – не более, чем любой из тех, что десятками выходят на экраны кинотеатров каждый месяц. Разрушение семейных и традиционных ценностей, на котором так настаивали активисты, явлено тут не в большей, а скорее даже в меньшей степени, чем в любом из голливудских блокбастеров, даже в некоторых детских мультфильмах.

В том же, что касается историчности, у экспертов сразу появилось множество вопросов. Однако если говорить о «Матильде», как о мелодраме не «исторической», но «костюмированной» (то есть, наделенной лишь знаками эпохи, но не более того), то все эти вопросы снимаются сами собой.

При этом определенный интерес с исторической точки зрения картина все-таки представляет. Фильм снят с большим уважением к русской монархии. И меня, как человека, от любви к монархии далекого, некоторые сцены поразили. Было очевидно, что они сняты для того, чтобы внушить уважение к царской семье.

Кому и для чего мог понадобиться скандал вокруг фильма «Матильда»? Если отбросить коммерческий интерес (связь между протестующими активистами и создателями фильма доказать не представляется возможным). Если отойти от мысли о том, что фильм действительно мог кого-то оскорбить (тем более до его официального выхода, как будто вся православная общественность занимается только тем, что смотрит и анализирует трейлеры). Если пытаться найти главного субъекта данного конфликта, то это именно православные активисты. Не РПЦ, не депутат Наталья Поклонская, а несколько общественных объединений. Кстати, часть из них ранее не существовала.

Кто именно стоит за данным субъектом (природе которого уже посвящен ряд научных работ), гадать не будем, хотя грубый подход к организации некоторых акций и использование террористических методов намекают на определенную природу этого скрытого «заказчика». Однако оставим этот вопрос за кадром и перейдем к не менее важному: какую именно цель преследовали организаторы скандала?

Если проанализировать публичные высказывания всех участников конфликта, а это и сами православные активисты, и представители Русской православной церкви, и режиссер Алексей Учитель, и другие деятели культуры, выступавшие в защиту фильма, и депутаты, и общественные деятели, можно найти одно общее звено. Все они вводят обсуждение фильма в контекст юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции. И это при том, что сам сюжет фильма никакого отношения к этой дате не имеет! В нём рассказывается о совершенно другом историческом периоде, в нем поднимаются совершенно другие проблемы и даются другие художественные образы. Однако обсуждается он именно в этом контексте.

Почему? Возможно (и, конечно же, лишь гипотетически), что главной целью конфликта было – отвлечь внимание широкой общественности от 100-летия революции, переключить его на что-то другое.

И если это, действительно, так, то это удалось…

 

Послесловие

В рамках творческой встречи с Алексеем Учителем, которая прошла 11 сентября 2016 года в рамках Международного фестиваля мусульманского кино, в Центре «Эрмитаж-Казань была организована фотовыставка о съемочном процессе фильма «Матильда». Зрители увидели работы Валерия Севастьянова. Наш земляк – известный мастер кино – входил в качестве оператора в съемочную группу этой картины, а в свободное время фотографировал творческий процесс.

Режиссер Алексей Учитель смотрел выставку вместе с автором снимков, а также с генеральным директором музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилей Валеевой.

Известный режиссер отвел значительное время этому фильму во время общения со зрителями. Как он сообщил, премьера запланирована на 30 марта 2017 года. Посетители увидели на выставке кадры из фильма, актеров, занятых в нем. Одна из фотографий, снятых в Мариинском театре после завершения съемок, наглядно показывает, какой величины была творческая группа.

Учитель уточнил, что это основной состав, без исполнителей главных ролей – человек 300. Постоянно было занято человек  сто. А всего в массовых сценах участвовало до полутора тысяч человек.

Публикация Камиллы Хакимовой иллюстрирована снимками, сделанными на выставке Владимиром Зотовым.

Читайте в «Казанских историях»:

Алексей Учитель: «Кинофестиваль для нас – часть профессии, а не праздник»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить