Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Фестиваль имени Василия Плетнева: «Татарская рапсодия» - посвящение от сына
- Дария Шарафутдинова, , студентка 3 курса отделения музыкальной журналистики Казанской консерватории
- 13 марта 2018 года
2018 год ознаменован особой юбилейной датой: 90-летием со дня рождения великолепного музыканта, известного баяниста, педагога, дирижера оркестра народных инструментов Василия Павловича Плетнёва.
Значение личности Василия Плетнёва в истории Казанской консерватории трудно переоценить: кафедра народных инструментов в учебном заведении начала активно развиваться в 60-е годы прошлого века именно благодаря его деятельности. На должность первого заведующего кафедрой Плетнёв был приглашен Назибом Жигановым — основателем и ректором консерватории.
Немалый вклад внес Плетнёв в становление основ академической баянной школы. Устои, кажущиеся сейчас естественными и незыблемыми, в 60-е годы являлись нововведением, внедренным Плетнёвым: установка обязательных условий при выборе репертуара, создание каждым исполнителем нотных переложений для баяна и многое другое. По словам доктора исторических наук, профессора Казанской консерватории Валерия Ивановича Яковлева, «всякая хорошо разработанная инновация в будущем становится традицией». Имя Василия Плетнёва сегодня известно каждому баянисту, а ученики Василия Павловича продолжают сегодня дело своего учителя, передавая знания ученикам в разных городах России и ближнего зарубежья.
К 90-летию со дня рождения выдающегося музыканта и педагога Казанская государственная консерватория при содействии Фонда поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва и Посольства Государства Израиль в РФ провела Международный фестиваль имени В.П.Плетнёва, который включил в себя Международный конкурс исполнителей на народных инструментах, мастер-классы, круглый стол с участием сына Василия Павловича – Михаила Плетнёва и гала-концерт фестиваля. Фестиваль начался 9 марта и продолжался до 13 марта.
Масштабное событие собрало большое количество участников: на конкурс прибыло свыше ста студентов музыкальных училищ и консерваторий из России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Китая. В числе членов авторитетного жюри были народные артисты России Фридрих Липс, Александр Цыганков и Шаукат Амиров, известный мандолинист Алон Сариэль (Германия/Израиль), выдающийся исполнитель на цитре Уилфрид Шарф (Австрия) и другие мастера исполнительского искусства.
Первый день запомнился участникам и гостям фестиваля торжественным открытием, состоявшимся в Малом зале Казанской консерватории. Настроение праздника слушателям подарил ансамбль домристов «Премьера» под управлением заслуженного работника культуры РТ Людмилы Потаповой.
В продолжение вечера член жюри, профессор В.И. Яковлев презентовал специальное издание Казанской консерватории «В.П. Плетнёв. Произведения для баяна: сочинения, обработки, переложения, посвящение». В основу книги вошли, помимо прочего, архивные документы, хранящиеся в консерватории, а также личные архивы Валерия Яковлева ― нотные сочинения, полученные лично от Василия Павловича в подарок.
На следующий день начались конкурсные прослушивания в трех номинациях: «Баян, аккордеон», «Домра, балалайка, мандолина» и «Традиционные национальные инструменты».
Своими впечатлениями о казанских участниках поделился домрист, профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных Александр Цыганков:
– Домра на сегодняшний день считается «женским» инструментом. Но стоит отметить, что конкурсантки показали отнюдь не женские бойцовские качества. Программа была исполнена на самом высоком уровне качества с минимумом сбоев. Серьезная подготовка участников, несомненно, является заслугой их педагогов – Людмилы Потаповой и Гузели Мухаметдиновой, которым я не могу не воздать должное.
В категории «Традиционные национальные инструменты» участниками было представлено богатое разнообразие редко звучащих инструментов, таких как гармонь, гусли, домбыра, цимбалы, кашгарский рубаб и других.
Для исполнителей на баяне и аккордеоне обязательным условием стало включение в программу произведения Василия Плетнева. Его творчество было представлено вариациями на тему русской народной песни «Ах, вы сени» в первой возрастной категории и «Приглашением на трепак» ― во второй.
Конкурсные прослушивания чередовались с мастер-классами, проведенными выдающимися членами жюри: профессором РАМ имени Гнесиных Фридрихом Робертовичем Липсом, доцентом Казахского национального университета искусств Дамиром Рафхатовичем Султановым, профессором Казахского национального университета искусств Орынбаем Каригуловичем Дуйсеном и профессором Австрийского университета Антона Брукнера Уилфридом Шарфом.
Знаковым и трогательным событием 13 марта, в последний день фестиваля, стал визит в Казанскую консерваторию Михаила Плетнёва: маэстро передал в музей консерватории личный инструмент отца ― баян работы известного московского мастера Фёдора Фиганова. Голос инструмента все присутствующие услышали благодаря выступлению студента 2-го курса Ильназа Дудкина.
В заключительный день фестиваля состоялись награждение лауреатов и большой гала концерт, в котором вместе с оркестром народных инструментов и симфоническим оркестром Казанской консерватории приняли участие члены жюри конкурса.
Открылась программа обработками русской и башкирской песен для балалайки с оркестром. Вместе с Оркестром народных инструментов Казанской консерватории под управлением Рустема Рахматуллина выступил Шаукат Амиров. Сочинение аргентинца Пьяццоллы и казахская песня органично соединились в выступлении баяниста из Казахстана Дамира Султанова. В дуэте с земляком Орынбаем Дуйсеном они исполнили яркое сочинение «Отпан тау». Блестящим номером стало выступление главного домриста России Александра Цыганкова, который исполнил финал своего «Славянского концерта». Первое отделение завершил ансамбль гусляров «Купина» под управлением Дмитрия Волкова.
Второе отделение открылось исполнением Вариаций на тему Паганини С.Лукина в исполнении Зарины Шамсутдиновой и Симфонического оркестра Казанской консерватории под управлением Евгения Афанасьева. Лирическим отступлением стала «Астурия» И. Альбениса, исполненная на мандолине-соло Алоном Сариэлем.
Долгожданной кульминацией вечера стало премьерное исполнение «Татарской рапсодии», созданной Михаилом Плетневым в возрасте четырнадцати лет и посвященное отцу. За дирижерским пультом стоял сам автор ― Михаил Плетнев.
– Рапсодия для баяна получилась великолепной, ― сказал Валерий Яковлев. ― Здесь чувствуется и татарский народный колорит, и влияние композиторских стилей Жиганова, Ключарева, Музаффарова и Лемана. Масштабное и довольно сложное для исполнителя сочинение. Вспомнились слова Василия Павловича: «Миша написал такое сочинение, которое придется хорошенько поучить».
«Татарская рапсодия», с одной стороны, сохраняет баянные традиции таких композиторов, как Чайкин, Песков, Шишаков, а с другой стороны являет собой новый этап в развитии баянного искусства, свежий взгляд замечательного музыканта на возможности инструмента.
Приуроченный к юбилею фестиваль имени Василия Плетнева прошел впервые и стал поистине знаковым событием в культурной жизни республики. Явившись достойной данью памяти и уважения выдающемуся баянисту и педагогу, продолжением его исполнительских и педагогических традиций, фестиваль в то же время немало поспособствовал выявлению молодых талантов.
Хочется верить, что в будущем проект приобретет статус ежегодного и еще не раз станет праздником для участников и слушателей.
Фотографии Ольги Фаррухшиной