Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Возьмемся за руки, друзья...
- Любовь Агеева
- 19 октября 2018 года
19 октября 2018 года коллектив журнала «Казань» отметил свое 25-летие. На юбилее побывала главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева.
Торжество проходило в Ратуше, и этот факт радует.
Сегодня - Ратуша, вчера - Дом офицеров, позавчера - Дворянское собрание
Как мне кажется, этому журналу не всегда воздают должное. Может, потому, что его главный редактор Юрий Балашов слишком скромный, может, власть предержащие интересуются культурой и историей родных мест так же, как все граждане. То есть мало интересуются. А потому даже на юбилее измеряли значение издания по подписке, а она, что уж говорить, у «Казани» небольшая. Но посмотрите на снимках, сколько было народу и кто пришел на юбилей! Как верно выразилась коллега Ольга Юхновская, в Ратуше был полный сбор казанской интеллигенции… Писатели, художники, кинематографисты, музыканты, журналисты, фотомастера, Кафиль Амиров, Стелла Писарева, Ирина Донская, Борис Леушин, Фарида Забирова, Ровель Кашапов...
По законам стилистики, нельзя ставить в один ряд однородных членов предложения разные понятия, но деятелей культуры и искусства было все-таки больше. Всех назвать просто невозможно.
На вечере представили читателей, которые выписывают журнал все 25 лет. Их пригласили на праздник. Есть еще те, кто все 25 лет журнал читают. Я среди них. У меня огромная коллекция издания, есть даже первый номер, вышедший в 1993 году. Это огромная кладезь информации, это аромат ушедших эпох, именно эпох, поскольку публикации рассказывают и о дореволюции, и о революции, и о после революции (куда деваться – так делится жизнь нашей страны), ну и естественно о нашей жизни тоже. Благодаря интернет-версии, материалов о сегодняшнем дне стало много больше, но мне лично интереснее все-таки история. Какие были авторы, и среди пишущих, и среди снимающих, в какие глубины мы можем окунуться!
Говорят, журналистика - явление сиюминутное, но иногда прошлое газеты или журнала может быть представлено вот так, зримо, в виде красочных обложек, как это было сделано на празднике в Ратуше. Сначала маленький формат, потом большой. Сначала обычная офсетная бумага, теперь глянцевая. Когда-то с опорой на текст, сегодня много снимков (умные в информационную эпоху тоже предпочитают визуальную информацию).
Об истории журнала рассказывать не буду, поскольку коллега прислала в редакцию краткий пресс-релиз об основных событиях прошедшего 25-летия. Кстати, в прошлом году Айсылу Мирханова стала магистром по арт-журналистике, и ее выпускной работой была как раз история журнала «Казань».
Юрий Балашов ведет отсчет своего детища с 1993 года, хотя мог бы прибавить несколько годков. Поскольку свои задумки он сначала опробовал на других изданиях: «Блокнот агитатора» и «Панорама».
Представляю, как улыбнуться читатели, но это был уже постсоветский «Блокнот агитатора», от которого осталось только название. Время было такое, что все менялось, все было неустойчивым и зыбким. Рушились авторитеты, перечеркивались судьбы, и на поверхности оказалось много пены, которая агрессивно завоевывала свое место под солнцем. И Юрию Балашову не всегда было просто решить, что публиковать в первую очередь, что может подождать, а кому вежливо отказать.
Если судить по длинному определению журнала – иллюстрированный общественно-политический, историко-публицистический и литературно-художественный, которое было на первой странице первого номера журнала, то Юрий Балашов с единомышленниками замышлял издание широкого профиля. А потому в первом номере - интервью заместителя Председателя Верховного Совета РТ Александра Лозового под рубрикой «Опыт коллективного портрета» (о республиканском парламенте, конечно). Номер начинался с приветствия Председателя ВС РТ Фарида Мухаметшина, который поддержал новое издание не только, так сказать, морально. Верховный Совет стал учредителем журнала. Вторым учредителем был трудовой коллектив (в 1993-м такое было возможно).
Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин пришел на юбилейное торжество, сказал, как полагается, поздравительную речь, поздравил от имени действующего главы республики Рустама Минниханова, от первого Президента РТ Минтимера Шаймиева.
Фото с сайта Государственного Совета РТ
Фарид Мухаметшин не однажды протягивал «Казани» руку помощи, поскольку за эти 25 лет не раз находились силы, которые ратовали за экономию бюджетных средств за счет именно этого издания. Хотя, что уж тут скрывать, экономят на нем постоянно. По-моему, журнал - единственное издание, где авторы не получают гонорара. Замечу, что это не мешает «Казани» иметь такой авторский актив, что другим редакциям позавидовать можно.
Юбиляра поздравляли от Союза журналистов РТ, Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», Министерства культуры РТ.
Ряд для почетных гостей. Фото с сайта Государственного Совета РТ
А вот у руководителей Мэрии Казани времени на поздравление не нашлось, хотя журнал носит имя столицы республики. Поздравлял руководитель пресс-службы. Понимаю важность этой должности, сама когда-то занимала такую же. Но думаю, что в такой ситуации все хотели видеть если не самого мэра, то хотя бы его заместителя. Увы, в нашем современном мире важно, кто где сидит. Помните знаменитое ельцинское «Не так сидим!»
Хорошо, что говорили все ораторы коротко. Думаю, что Юрий Балашов сознательно сократил их список, чтобы осталось время на концертные выступления.
Как мне кажется, подарков к юбилею могло быть больше. Щедрый подарок сделал генеральный директор ОАО «Татмедиа» Андрей Кузьмин: современный сервер – очень нужная вещь для 25-летнего архива. Сегодня хорошим подарком считается Благодарственное письмо в рамочке. Таких писем было несколько. Понимаю ценность письма, если оно от первых лиц республики. Почти как государственная награда. Можно повесить на стену редакционного офиса. Но редакции журнала при скромном бюджетном финансировании, наверное, не один сервер нужен. Это читатели могут подарить лишь благодарные сердца. Да еще 100 рублей за юбилейный номер журнала.
Несколько выступающих подчеркнули, что 25 лет – это первый юбилей, даже начало… Но так могло быть только в советское время. В 90-е годы были времена, когда мы, редактора, благодарили Бога за то, что прожили не год, а день! Сейчас, конечно, положение более устойчивое. Хотя главное на сегодня мерило – рубль, нас, «старичков» в журналистике, раздражает. Но эти показатели сегодня главные – тираж, подписная цена, число подписчиков. От них зависит само существование издания. Хотя за журналом стоит мощный информационно-полиграфический холдинг «Татмедиа». Он теперь учредитель «Казани». Единственный учредитель.
У печатных СМИ сегодня не лучшие времена. Когда у журнала мало подписчиков, это говорит не только о самом издании, но и о его потенциальных читателях. У аудитории СМИ другие источники и другие приоритеты.
Не могу не отметить, что «Казани» удается даже в такой ситуации отстоять специфику издания. Попытки сделать что-то попсовое, более популярное у наших современников, на моей памяти были. Единственное изменение, на какое пошел журнал – это переход на новую верстку, более современную, более удобную для современного читателя. Достаточно сказать, что главный художник журнала - один из лучших дизайнеров в мире полиграфии Григорий Эйдинов. И то, что редакция, стремясь расширить свою аудиторию, не бежит ей на встречу ни в темах, ни в рубриках, оставаясь высокопрофессиональным изданием для умных людей – огромное достижение журнала и его авторов.
Юрий Балашов (справа) и известный казанский кинодокументалист Николай Морозов
Кстати, об авторах. Кто-то в желании сделать приятное главному редактору сказал, что журнал делает один Юрий Балашов. Хорошо зная, как много зависит в СМИ от личности руководителя, все же уточню – журнал делает не один главный редактор. Штат в редакции, действительно, небольшой, журналистов здесь всегда было немного. Надо иметь большой запас прочности, чтобы соглашаться на не самую большую зарплату и выдерживать постоянные перегрузки. Всё же назову тех, на ком еще держался и держится сегодня этот журнал. Не указывая, кто в штате, а кто - нет. Да я и не знаю этого точно.
Итак, чаще всего я видела и вижу в «Казани» следующие фамилии: Светлана Колина, Олеся Балтусова, Айсылу Мирханова, Марина Подольская, Владимир Бухараев, Вахит Шарипов, фотомастера Владимир Зотов, Фарит Губаев, Гульнара Сагиева. На страничках в Интернете чаще всего встречается Наиля Хайретдинова. Пишет и снимает для сайта журнала и главный редактор.
Светлана Колина. Это и ее праздник
На любом юбилейном торжестве вручают награды. Юбилей «Казани» исключением не был. Порадовалась за сотрудников «невидимого фронта» - тех, чьи фамилии читателям не известны, за Вахита Шарипова, Владимира Зотова и Фарита Губаева (при всей их значимости в казанской журналистике наград у них не так много).
Награду от Союза журналистов России Владимиру Зотову вручила председатель Союза журналистов РТ, заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова
Заметила, что без наград остались штатные журналисты, включая Юрия Балашова. Наверное, это событие еще произойдет. Бюрократическая машина, делая оборот от представления документов до награждения, не всегда работает быстро.
Фарит Губаев. Нечастый случай - когда снимают его
Ну, и последнее. Можно сказать, личное. Наши редакции могли бы чаще «дружить домами», поскольку у «Казани» и «Казанских историй» много общего: и темы, и информационные поводы, и авторы. К сожалению, совместных проектов только два – специальный выпуск «Панорамы», посвященный приезду в Казань Предстоятеля Русской православной церкви Алексия II в 1997 году и верстка первого тома книги «Республика Татарстан: новейшая история». Редакция «Казани» в то время активно занималась издательской деятельностью.
Так что дружба чаще всего носит сугубо личный характер. Нас объединяют авторы, поскольку среди тех, кто постоянно публикуется в журнале, много моих друзей. Это и однокурсник Владимир Зотов, и коллеги по «Вечерней Казани» Фарит Губаев и Вахит Шарипов, это историк Булат Султанбеков. Хотела бы назвать своими друзьями Светлану Колину, Григория Эйдинова. У нас много общего в этой жизни.
Не могу не высказать слова восхищения Мариной Подольской. Работа в журнале для нее хобби. Она по профессии врач. Но столько, сколько написала она, не пишут даже штатные журналисты. И на празднике она нашла себе работу - написала сценарий, сама вела торжество на пару с известным шоу-меном Айдаром Садыковым. Кстати, ему очень нравилось говорит «Наш журнал»...
Ведущие юбилейного праздника Марина Подольская и Айдар Садыков
Вообще-то назвать всех, с кем хотелось бы встать в один круг, даже тех, кто 19 октября был в Ратуше, невозможно. По снимкам Ольги Юхновской, которые я ставлю сегодня, это хорошо видно. Здоровалась почти с каждым… В такие минуты очень хочется вспомнить любимую песню Булата Окуджавы - «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Еще одна подробность. Целый вечер для нас играл Филармонический джаз-оркестр под управлением Сергея Васильева, мы услышали Юрия Щербакова и его команду (подарок от Дома-музея Василия Аксенова); с двумя песнями выступил Государственный камерный хор РТ (художественный руководитель и дирижёр Миляуша Таминдарова); пели Ризида Валиева, Рустем Кутлубаев, Александр Иванов, два танца показал Казанский муниципальный камерный балет «Пантера» (художественный руководитель и главный балетмейстер Наиль Ибрагимов). Мне известно, что желающих принять участие в юбилейном концерте было гораздо больше. Конечно же, всего они когда-то были героями публикаций «Казани».
Фото Ольги Юхновской
Читайте в "Казанских историях" - Журнал «Казань»: 20 лет с любимым городом (12 декабря 2014 года)
Дополнительная информация
ЦИТАТЫ
– Юрий Анатольевич, а правда, что журнал «Казань» начинался с прогулок по Лядскому саду? Или это просто красивая легенда?
– Все было именно так. Мы с моим товарищем Владимиром Бухараевым и нашим общим учителем Агдасом Бургановым действительно любили гулять по этим местам отчасти потому, что жили рядом. Они оба – историки, я – филолог. Мы разговаривали о жизни, о том о сем, и как-то так возникла идея создания журнала. «Казань» отличалась от многих изданий тем, что появилась не по решению какого-то директивного органа, а по инициативе, если так можно выразиться, масс. До этого в условиях, где всё зависело от решений КПСС, такое было невозможно. Я работал в журнале «Офык – Панорама». Когда мы почувствовали, что надо жить и развиваться в новых условиях, попросили стать нашими соучредителями Казанский научный центр Российской академии наук и Союз журналистов Татарстана. А первым нас поддержал Фарид Хайруллович Мухаметшин. Помню, мы к нему подошли, как только его избрали Председателем Верховного Совета республики. Он был в хорошем настроении, сказал: «Дайте мне хотя бы до завтра подумать». Наверное, для него решение об издании журнала «Казань» было одним из первых на новом посту. Это был 1991 год. И все это произошло с одобрения Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Дальше следовал трудный путь однозначной поддержки. У нас самих тоже еще не было внятной концепции, четко сформулированных идей о том, как будет строиться работа журнала. Мы долго обсуждали название. Был вариант оставить «Панораму», предлагали вариации со словом «казанский». Но Рустем Кутуй, который потом стал членом редколлегии, сказал: «Юра, зачем эти слова лишние? «Казань»! И этим все сказано».
– Вы объединяете не только горожан, но и читателей. Например, новые номера журнала представляете в Доме-музее Василия Аксёнова. Почему выбран такой способ общения с аудиторией?
– Такие встречи – это ожившие странички журнала «Казань». Ведь как случается: например, мы пишем о музыкантах, а их музыку в бумажном номере представить не можем. Или там описан балет, но опять же – без живого движения. Когда только начинали, в нас было много идеализма. Казалось, мы должны писать для абсолютно любой аудитории – молодых и старых, рабочих, крестьян и профессоров. Сейчас, наверное, правильно будет сказать, что наш читатель – это в большинстве случаев представитель интеллигенции.
Источник: http://rt-online.ru/kazan-i-etim-vse-skazano/
© Газета Республика Татарстан
Толстый иллюстрированный ежемесячник - журнал «Казань» сегодня читают не только в Татарстане, но и во многих уголках России. Знакомы с ним и за рубежом. Его первый номер увидел свет в октябре 1993 года — эпоху перемен, ознаменованную падением тиражей бумажной прессы. Книжка формата «А5» была почти полностью посвящена теме сохранения Старо-Татарской слободы, задав «магистральную» историко-культурную линию дальнейшего развития журнала. Регулярный выпуск журнала начался в 1994 году.
В непростые времена журнал разработал особый взгляд на историю через историю отдельного человека, отдельной семьи.
Обширный срез жизни города и республики представлен в разнообразных рубриках, это — «Казань и казанцы», «Машина времени», «Попасть в историю», «Человек в искусстве», «Мир на полотне», «Взгляд через объектив», «Казань — спортивная столица», «Открытые земли», «Образ жизни», «Читальный зал». Отличительной особенностью журнала, сделавшей его неповторимым и узнаваемым в ряду существующих изданий, является обилие эксклюзивных материалов историко-культурной и просветительской тематик.
Ретроспектива и современность жизни столицы Татарстана, уникальные явления и персоналии, о которых пишут авторы журнала «Казань», позволяют ему по праву называться энциклопедией многоликой культуры города. Только журнал «Казань» представил читателям мемуары Павла Аксёнова, постоянно публиковал материалы о светомузыкальных экспериментах СКБ (НИИ) «Прометей», стал постоянной площадкой легендарной фотогруппы «ТАСМА», посвятил немало специальных номеров выдающимся современникам — Константину Васильеву, Василию Аксёнову, Назибу Жиганову, Салиху Сайдашеву, Софии Губайдулиной, Вячеславу Алемасову и многим другим.
В редакционную коллегию журнала «Казань» входят яркие представители научной и общественной мысли республики, постоянными авторами журнала являются известные учёные-историки, профессиональные искусствоведы, краеведы, журналисты и писатели.
Журнал «Казань» — один из немногих среди изданий республики, активно участвующий в её литературном процессе. С редакцией журнала связаны имена Амирхана Еники, Гарифа Ахунова, Равиля Файзуллина, Мудариса Аглямова, Равиля Бухараева, Рустема Кутуя. Его авторами были российские литераторы Евгений Евтушенко, Василий Аксёнов, Белла Ахмадулина, Анатолий Гладилин, Евгений Попов, Гузель Яхина, Булат Ханов. Со времени появления в Казани литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест» одним из его партнёров и соорганизаторов мастер-классов был журнал «Казань».
Сегодня журнал «Казань» — постоянный информационный партнёр многих фестивалей, выставок, творческих состязаний, проходящих в Татарстане. Их событийное многообразие помогают отражать богатые иллюстративные возможности издания. Наряду с работами лучших современных казанских фотографов, в оформлении журнала используются уникальные фотоснимки из государственных и частных собраний, а также качественные репродукции художественных работ. Это возможно благодаря постоянному и плодотворному сотрудничеству журнала с крупнейшими музеями, научными центрами, библиотеками и частными коллекционерами.
Ставший на самом старте своеобразным символом сохранения исторического наследия города, журнал «Казань» и сегодня является постоянным участником различных культурных и общественных акций по сбережению старины и обновлению столицы Татарстана. Последние три года редакция принимает непосредственное участие во всероссийском волонтерском движении «Том Сойер-фест». Главный редактор журнала Юрий Балашов входит в состав совета Татарстанского республиканского отделения ВООПиК. Одним из внештатных редакторов и постоянных авторов журнала «Казань» является помощник Президента Республики Татарстан по вопросам сохранения исторического и культурного наследия Олеся Балтусова.
Журнал «Казань» — многократный обладатель знака «Золотой фонд прессы», победитель Всероссийского конкурса «Обложка года», Республиканского журналистского конкурса «Хрустальное перо», Всероссийского конкурса «Многоликая Россия» и Открытого межрегионального конкурса «Искусный глагол» имени В.Ю. Матвеева Благотворительного фонда Владимира Потанина среди СМИ, освещающих вопросы культуры (премия 2018 года).