Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
От «Качаловской комнаты» до настоящего музея
- Любовь Агеева
- 08 февраля 2019 года
Торжественная церемония открытия музея в Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В.И. Качалова состоится 11 февраля.
О том, каким будет музей и не только об этом журналистам на пресс-конференции в Министерстве культуры РТ рассказали министр культуры Ирада Аюпова, художественный руководитель и директор театра Александр Славутский, заведующий музеем Роман Копылов и помощник художественного руководителя по литературной части Диляра Хусаинова.
На пресс-конференции побывала Любовь Агеева.
В кадре и за кадром
Начиная пресс-конференцию, министр культуры Ирада Аюпова отметила, что музей открывается в знаменательное время – как известно, 2019-й объявлен в России Годом театра. Александр Славутский уточнил: музей открывают по мере готовности, специально не планировали. Просто уже есть что показать людям. И есть памятная дата – день рождения Василия Ивановича Качалова, имя которого носит театр. Несомненно, открытие музея будет важным событием Года театра не только для Качаловского театра, но и для Казани в целом. Важным, но не единственным. В Качаловском задумали провести фестиваль «Европа – Россия – Азия», объединив в одном сезоне выступления нескольких театров, с которыми налажена творческая связь. Более подробно мы расскажем о программе фестиваля позднее.
Ирада Аюпова подчеркнула, что музей в театре – это не просто статичная экспозиция, в которой представлены свидетельства разного времени. Это прежде всего рассказ о театральной школе (Качаловская – одна из старейших в России), ее эстетике и репертуарной политике. А, возможно, отражение того, что министр назвала энергетикой театра. Театр – искусство сиюминутное, один и тот же спектакль каждый раз воспринимается по-разному. И это зависит не только от игры актеров, но и от зрительного зала. Как говорят фотографы, есть то, что в кадре, и есть то, что за кадром. Как заметила Аюпова, посетители музея увидят, как многогранно искусство театра и как много в нем пластов. Это не только игра актеров и режиссерский замысел. Любой спектакль – продукт творчества многих людей, и не только артистов.
Конечно, невозможно сохранить эту сиюминутность, но есть то, что поможет воображению посетителей во время их знакомства с музейной экспозицией. Есть тексты пьес, которые ставились, с пометами режиссеров-постановщиков, есть работы художников, есть афиши. Театр бережно сохранял эскизы декораций и костюмов к спектаклям. И есть сами костюмы. И все это – с 1723 года до наших дней.
В музее огромный фотофонд, представляющий снимки со спектаклей, собрание живописных и графических портретов актеров. Я имела возможность познакомиться с личными документами корифеев театра, работая над их биографиями для реестра исторических захоронений Арского кладбища. Посмотрим в понедельник, что вошло в экспозицию.
Геннадий Прытков, который уже имел возможность познакомился с музеем, признался, что был до слез тронут, когда увидел в экспозиции костюм своего давнего коллеги по сцене Юрия Федотова. Роман показал мне снимки Федотова, которые он когда-то подготовил для одной из своих выставок. Актер был известным в Казани фотомастером.
В экспозиции будут представлены разные поколения актеров, режиссеров и художников. О некоторых молодые зрители даже не слышали, а в свое время их знал весь город. Многих старожилы - любители театра видели на сцене. Здесь не буду называть имен, мы расскажем об экспозиции подробнее в другой публикации.
«Казанские истории» не раз писали о музее Качаловского театра. Впрочем, как верно заметил на пресс-конференции Александр Славутский, музея вообщем-то не было. Сначала была «Качаловская комната», созданная Игорем Германовичем Ингваром, который умудрялся принимать экскурсантов. Потом ее не стало. Юрий Алексеевич Благов был просто хранителем бесценных экспонатов. И вот теперь в театре открывается настоящий музей.
Взгляд в прошлое
Когда Александр Яковлевич на пресс-конференции заметил, что его зря критиковали за отсутствие музея, он имел в виду и меня. Действительно, у меня в первые годы работы Александра Яковлевича в Казани было ощущение, что он не очень интересуется прошлым Качаловского театра. Как мне казалось, новый руководитель труппы не может начинать на пустом месте, не учитывая опыта и не продолжая традиций.
Я знала, как много полезной информации таит в себе история театра. И это богатство не только виртуальное, как театральные спектакли. Это тысячи бесценных свидетельств, среди которых есть поистине уникальные. Многие из них мне показал в свое время Игорь Германович Ингвар. Наверняка кто-то из казанских старожилов помнит его как актера и режиссера, но в пору нашего знакомства он был хранителем «Качаловской комнаты». Готовясь торжественно отметить 75-летие со дня первого выхода В.И. Качалова на казанскую сцену, руководство театра поддержало инициативу Ингвара открыть небольшую экспозицию, которая рассказала бы о трех казанских сезонах будущего великого актера. В марте 1973 года «Качаловская комната» была торжественно открыта.
В беседе со мной, в свое время опубликованной в «Вечерней Казани» (вы можете найти ее на нашем сайте по ссылке), Игорь Германович рассказал о том, как создавалась коллекция раритетов, связанная с великими именами, и прежде всего с Василием Качаловым. В ее основе был, в том числе, и личный архив Ингвара.
Приведу цитату из того интервью:
«Каждый истинный театрал знает, какие корифеи русской сцены выступали у нас: Плавильщиков, Мочалов, Щепкин, Мартынов; на нашей сцене «родились» Стрепетова, Савина, Давыдов… А мастера более позднего времени, наши современники – Жилина, Белокуров, Якушенко, Милова, Ардаров… В ходе многолетних поисков удалось собрать документальный материал о многих интересных режиссерах, актерах. Сегодня, например, пришла посылка из Москвы: вдова недавно умершего Алексея Львовича Грипича («Вечерка» в 1981 году печатала его воспоминания) переслала музею именные часы мужа.
Еще одна реликвия последних дней – любимая бамбуковая трость Качалова. Ее прислала внучка Василия Ивановича Мария Шверубович, артистка театра «Современник». Долгое время мы поддерживали связь с сыном Качалова – Вадимом Васильевичем Шверубовичем. Он подарил музею личные вещи отца и свою книгу «О театре, о людях и о себе».
Разносторонность занятий и интересов Ингвара была поразительной. И чем бы он не занимался в своей долгой жизни, все делал честно и страстно, с большой душевной отдачей. Он был из тех интеллигентов старшего поколения, в ком широкая образованность сочеталась с богатым внутренним миром. Как жаль, что сегодня таких много меньше.
Когда Игоря Германовича Ингвара заменил Юрий Алексеевич Благов, можно было не сомневаться, что работа будет продолжена. Однако довольно быстро выяснилось, что их планам открыть настоящий театральный музей, не суждено сбыться.
Теперь цитата из интервью с Благовым:
«Но в 1993 году эту «историческую» комнату пришлось закрыть в связи с реконструкцией театра. Музейные экспозиции переселились в соседнюю комнату, где была удачно создана новая экспозиция. Сотрудники музея организовали специальный Качаловский уголок, посвященный казанскому периоду деятельности Василия Ивановича.
Остальная же часть экспозиции описывала историю театра в 30– 60 годы ХХ века. Здесь были представлены портреты и фотографии актеров, программки спектаклей, афиши, эскизы декораций, мемориальные вещи. Но эта симпатичная экспозиция просуществовала всего 4 года. В 1997 году помещение у музейщиков отобрали, выделив взамен неудобную «проходную» комнату.
Конечно, после реконструкции нам обещают пристроить экспонаты музея в более подходящее место, но пока приходится ютиться в том, что есть».
В Казани Благов был человеком известным. Историк по первому образованию, он когда-то преподавал историю в школе №94, организовал там любительский театр, где в 1956 году поставил свой первый спектакль по пьесе Карла Гольдони «Слуга двух господ». Успешно закончил режиссерский факультет театрального училища имени Б. Щукина. С 1967 года – в театре имени Качалова, с 1975 года – в Казанском театре юного зрителя, где заведовал литературной частью. Как режиссёр поставил в ТЮЗе 17 спектаклей. Театралы с опытом помнят о его концертной деятельности.
Придя в 1993 году в Качаловский театр после кончины Ингвара, он рассчитывал завершить начатое предшественником. Однако планы пришлось отложить. И поскольку в 1994 году театр возглавил Александр Славутский, он связывал это именно с ним, публично вступая с главным режиссером в полемику по этому поводу.
Реконструкция здания театра на многие годы заставила театр жить в условиях вокзала. Теперь хорошо видно, что трудности окупили себя сторицей. Музей располагается на трех этажах нового здания. На двух – экспозиция, на третьем – фондохранилище.
Надо сказать, что Юрий Алексеевич в пору реконструкции старого здания и строительства большого пристроя не сидел без дела. Его научные исследования в области истории театра и о его крупнейших деятелях вылились в восемь книг и более ста статей в научных сборниках, журналах, газетах. В 1980 году была издана книга «Народные артисты. Очерки», потом появились очерки на специальном сайте. Совместно с Казанской студией телевидения Благов создал 5 фильмов. Около пятнадцати лет продолжалось его сотрудничество с Институтом Татарской энциклопедии. Он был организатором нескольких выставок об истории Качаловского театра.
Как говорил в нашей беседе Благов, на тот момент, в 2003 году, в фондах будущего музея было 16 тысяч экспонатов. Как сообщили на пресс-конференции, сейчас их 20 тысяч. И только теперь есть возможность выстроить полноценную музейную экспозицию.
Однажды, когда Благов окончательно разуверился в планах создать настоящий музей, они вместе с Р. Такташ, летописцем Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля, задумали объединить раритеты всех театров в государственном театральном музее, созданном по типу Бахрушинского.
Юрий Алексеевич как будто предчувствовал, что не успеет осуществить задуманное. Торопился, торопил других. Спорил со Славутским.
– Он считал, что музей должен быть при театре, а я – что должен был быть музей театра, – так пояснил Александр Яковлевич суть спора на пресс-конференции.
Театральный музей откроют без Юрия Алексеевича Благова – его не стало 23 октября 2014 года.
Думаю, что пришедший ему на смену Роман Копылов знал о Качаловском театре столько, сколько знает обычный зритель. Его кандидатуру порекомендовали Славутскому в Институте культуры, куда он обратился с просьбой порекомендовать будущего руководителя будущего музея. Так жизнь студента Копылова оказалась связанной с Качаловским театром. Он не только быстро освоился в коллективе, навел порядок в музейном хозяйстве с учетом новых возможностей театра после реконструкции, продумал экспозицию будущего музея, но и стал магистром, поступил в аспирантуру, продолжая исследовательскую работу своего предшественника.
О том, что сделано и что планируется сделать, Роман рассказал в интервью для «Казанских историй» в феврале 2016 года. У него было время познакомиться с музеями других театров, в том числе московских, изучить их экспозиции, их опыт. Перед ним не ставили задачу копировать других. Шел поиск оригинального, «качаловского» решения.
Во время нашей беседы Копылов не раз вспоминал Благова, сообщил о том, что в основу экспозиции обязательно будет положена его концепция. Юрий Алексеевич успел разработать даже тематико-экспозиционный план исторической части, которую Благов знал, конечно же, лучше своего преемника. Роман подчеркнул, что это очень помогло ему при работе над планом-экспозицией музея.
На пресс-конференции Копылов назвал имена своих предшественников – Игоря Германовича и Юрия Алексеевича, и хочется думать, что это была не просто дипломатическая вежливость. Помню, во время интервью он говорил о том, что хорошо бы сделать отдельный уголок в экспозиции, где рассказать о верных хранителях истории театра.
228 лет истории
В новом музее на площади 300 квадратных метров представлено более тысячи экспонатов с уникальной театральной историей. Среди экспонатов – личные вещи В. Качалова, Н. Литовцевой, М.Жарова, А.Штейна, В.Аксенова… Всех имен не перечислить.
Главное достоинство музея Качаловского театра – подлинность практически всех экспонатов. Хотя порой хороша и копия. Например, в одном из залов посетители увидят макет здания театра на Театральной площади. Теперь это площадь Свободы.
Отличительная черта музея - уникальная логистика в построении экспозиции. Как правило, музейные экспозиции строятся по хронологическому принципу, то есть история показывается по нарастающей. Здесь посетитель сначала узнает про современный театр. На первом этаже музея представлена, что называется, живая история, последние 25 лет жизни Качаловского театра, время работы здесь Александра Славутского. Потом будет история XX века, значительная часть которой приходится на советский период, и в конце экспозиции – театр XIX века.
Постоянная экспозиция разместилась на двух этажах музейного блока. Своего рода пролог к ней – в большом фойе театра, где после реконструкции установлены специальные витрины, рассказывающие о важных событиях последнего времени, в том числе о гастролях.
– Дизайн-проекта музея не существовало. Потому что все делалось в разное время. Как мы понимали, так и делали этот музей, – сообщил Славутский на пресс-конференции.
Экспозиция строилась – как создается спектакль. И в поиске решений главным был художник Александр Патраков. Над музейной экспозицией работали три с половиной года. Как признался художественный руководитель Качаловского, это дело оказалось очень серьезным и очень трудным. Хотя казалось сначала делом легким.
– Если брать стенд и на него булавочкой экспонаты приколоть — это да. Но мы хотели, чтобы все было сделано качественно.
Как заметил Славутский, работа над экспозицией будет продолжаться. Посетители смогут увидеть на временных выставках фондовые коллекции музея. В настоящий момент ведется работа над электронной версией музея для Интернета.
Не исключено, что музейные фонды будут пополняться. Захотят сделать подарок театру старожилы. Найдутся новые документы в архивах. Как оказалось, свидетельства театральной истории могут оказаться в фонотеке местного радио. Ведь в свое время многие актеры Качаловского участвовали в радиоспектаклях. Как сообщила корреспондент ГТРК «Татарстан», там вполне могут быть голоса корифеев театра, например, Николая Якушенко.
Попасть в музей с экскурсией можно будет по входному билету. Музей будет открыт с 17 часов, так что зрители до спектакля смогут совершить небольшую экскурсию, потом продолжить ее по время антракта. Для более близкого знакомства с экспозицией можно будет записаться на специальную экскурсию. Групповую экскурсию можно будет заказать заранее. Как сказал Славутский, театр особо ждет студентов.
По словам министра культуры, нельзя воспринимать музей, в частности театральный, как объект разового посещения:
– Постоянные зрители, которые приходят в Качаловский театр, и гости нашего города пожелают вернуться сюда обратно.
Как рассказал Роман Копылов, музей будет центром общения со зрителем. Театр намерен продолжить коллективные экскурсии по театру, начатые сразу после реставрации здания. Теперь в их маршрут будет включено посещение музея. Планируются и встречи со зрителями, которые с большим успехом проходили в рамках проекта «Диалоги о театре».
Церемония открытия музея будет напоминать небольшое представление с участием актеров. Как известно, в Качаловском – поющая, креативная труппа.
Почетными гостями церемонии станут генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина Д. Родионов, ректор Высшего театрального училища имени Щепкина, заведующий кафедрой истории российского театра РАТИ-ГИТИС, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Б. Любимов, праправнук В. Качалова Н. Баранов, директор музея МХАТ, заслуженный работник культуры России М. Бубнова, директор академического театра кукол имени С. Образцова, заслуженный работник культуры России И. Корчевникова. Ожидается, что золотую ленточку перережет Государственный советник РТ М. Шаймиев.
Мы расскажем об этом позднее.
Читайте в «Казанских историях»:
Качаловский театр в Казани: страницы истории. Страница 1
Качаловский театр в Казани: страницы истории. Страница 2
Три казанских сезона Василия Качалова
Рыцарь театра – Игорь Германович Ингвар
О музее Качаловского театра – с гордостью и грустью
Нужен ли театральный музей Казани? Конечно, нужен!
Юрий Благов: «В этом доме я домовой»
Александр Славутский: «Наш театр – театр-дом...»
Серебряная ложка с инициалами «В.К.» в музее Качаловского театра