Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Театральный музей как место встречи разных эпох
- Любовь Агеева
- 11 февраля 2019 года
11 февраля 2019 года в Качаловском театре была премьера. На этот раз публике представили не очередную постановку, а театральный музей.
О нем много лет мечтали, потом почти четыре года строили – и вот свершилось. Я не напрасно употребила слово СТРОИЛИ. Поскольку оно в полной мере передает длительный процесс. И начался он не тогда, когда Роман Копылов завершил работу над планом экспозиции, а много раньше. Когда было принято решение сделать большой пристрой к старинному зданию театра, музей уже был, поскольку в новой части был выделен для него трехэтажный блок. Наша последняя встреча с Юрием Алексеевичем Благовым проходила в пустых стенах. Строительные работы еще продолжались, а он уже мысленно осваивал это пространство.
Жаль, не дождался момента, когда будет перерезана традиционная ленточка и огромная толпа гостей заполнит музейные залы.
Мы бродили по экспозиции с его дочерью Татьяной. У нее в руках была новая книга Юрия Благова, изданная в Москве и подаренная музею во время торжественной церемонии открытия директором Бахрушинского музея. Мы расскажем о ней в другой раз.
Вместе с нами внимательно изучали экспозиционные стенды другие дети Качаловского театра. Каждый искал на многочисленных фотографиях своих родителей и когда находил – это был момент огромной радости. Татьяна увидела и своего отца - на одном стенде с другим хранителем истории Качаловского театра - Игорем Ингваром, и своего деда, театрального художника Владимира Никитина. Нашел свою маму – актрису Галину Маковскую и Олег Маковский, автор снимков к этому репортажу. А Вадим Кешнер искал не только себя (у него с Качаловским театром связана вся жизнь), но и своих друзей – Юрия Федотова, Юнону Кареву, Евгения Кузина…
Надо сказать, что организаторы музея придумали очень емкий образ экспозиционного пространства. Собственно, мы его увидели давно - когда главный художник театра Александр Патраков оформил первый презентационный планшет к спектаклю.
По этой же схеме построены музейные планшеты. Каждый планшет – пять лет истории театра.
А рядом – музейные витрины, где каждый экспонат вызывает огромное волнение. Знаменитая серебряная ложка Василия Качалова, лорнет Людмилы Миловой, письмо Игорю Германовичу от легендарной Фаины Раневской… Тут можно бродить часами, чтобы разглядеть всю тысячу экспонатов, составивших первую постоянную экспозицию.
А теперь вернусь к началу большого праздника в Качаловском театре.Среди приглашенных здесь особо ждали Минтимера Шаймиева. Как оказалось, он знает многих актеров в лицо. При входе приветливо поздоровался с Геннадием Прытковым, потом, уже в зале, поднял с мест Вадима Кешнера и Михаила Галицкого.
Сначала церемония проходила в фойе, рядом с памятником Василию Качалову.
Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев заметил, что великий актер, возможно, видит нас в эту знаменательную минуту. Лучшего подарка ему на день рождения, наверное, трудно было придумать.
Во время театрализованного пролога, в котором участвовали молодые актеры театра, звучало много других знаменитых фамилий, чья жизнь была связана с казанской сценой: актеры Щепкин, Мартынов, Мочалов, Давыдов, Стрепетова, Савина, антрепренер Медведев... Вспомнили в основном тех, кто создавал фундамент театра в XIX веке. Это был супер-краткий рассказ об эпохе, ксрытой от нас густой пеленой времени, а порой, что греха таить, и забвения.
Пролог шел под знаменитую песню Булата Окуджавы про красную розу. Александр Славутский, художественный руководитель и директор театра, не мог в такой день не увидеть своих актеров поющими и танцующими.
Минтимер Шаймиев заметил, что открытие театрального музея - хорошее начало Года театра. Назвав еще несколько событий, которые, формально или неформально, входят в его программу, он неожиданно для всех использовал словечко из молодежного жаргона – «Это круто!»
Встретили Минтимера Шаймиева почтительным вставанием и продолжительными аплодисментами, что нечасто бывает в подобной аудитории. Подчеркнув особую важность создания музея, он сказал:
– Сколько у нас заслуженных деятелей культуры в наших театрах! Это – духовное богатство. Мы занимаемся возрождением материального наследия на территории республики. У нас есть и огромное духовное наследие. Надо возрождать и его, надо продолжать работать, больше об этом говорить.
Это здорово – вспоминать добрым словом выдающихся актеров, которые создавали театральное искусство в Казани. Русский Большой драматический театр имени Качалова играет немалую роль в развитии театрального искусства Татарстана. Вы молодцы, в день рождения Василия Ивановича преподнесли всем нам, всем зрителям прекрасный праздник.
Председатель Попечительского Совета Республиканского фонда «Возрождение» преподнес новому музею подарок — памятные монеты с изображением Казанского Кремля, Болгара и Свияжска.
Александр Славутский, начиная церемонию, подчеркнул, что Качаловский обязан своим преображением именно первому Президенту республики.
Оно началось в 2010 году и завершилось уже при другом Президенте – Рустаме Минниханове, который также не оставляет театр без внимания. Нельзя не заметить, что в последние годы развитию культуры в Татарстане стали уделять большое внимание.
В церемонии открытия музея участвовали заместитель Премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, министр культуры Ирада Аюпова, председатель Комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, заместитель руководителя Аппарата Президента РТ Олег Глебов. Можно было бы и дальше продолжить список гостей, поскольку большинство – люди в Казани известные.
На церемонию открытия были приглашены и гости из Москвы. И это были не «свадебные генералы». Как заметил Александр Славутский, московские музеи – Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина, музей Московского художественного академического театра имени Горького, а также И. Корчевникова, ранее работавшая в музее МХАТа, ныне директор Академического театра кукол имени С. Образцова – поддержали своего казанского собрата. Был также приглашен добрый друг Качаловского театра – заведующий кафедрой истории театра ГИТИСа, ректор Щепкинского училища Борис Любимов. Его жена Мария Шверубович была внучкой В. Качалова. Они не раз приезжали в Казань вместе. К сожалению, ее не стало в мае прошлого года. На этот раз Борис Любимов приехал с внуком Никитой, праправнуком великого актера, чье имя с 1948 года носит русский Большой драматический театр в Казани.
– Меня всегда волнует, когда меня приглашают в Казань, куда я приезжаю с 2005 года, — так начал Борис Любимов свое выступление на церемонии открытия.
«Дитя мое, тебя пригласили в Казань, эти слова взволновали твое сердце?» — с такими словами, сказанными Марией Гавриловной Савиной, я обратился к моему внуку Никите, праправнуку Качалова.
Наш гость повторил фразу из воспоминаний знаменитой актрисы, которые прозвучали в театрализованном прологе.
Борис Любимов напомнил, что театр — вещь эфемерная, и надо стараться сохранять память и о спектаклях, и о тех, кто их создает. Рассказал о том, как создавались первые музейные коллекции. По сути, первыми музейщиками были Станиславский и Немирович-Данченко, по указанию которых сохранялись материальные свидетельства театральных постановок. Оказывается, Таиров возил с собой на гастроли макеты спектаклей.
– Нельзя отделить нашу память о наших родителях, о наших предках от нас. Пока мы эту связь ощущаем, мы ощущаем себя людьми. Когда эта связь нарушается, все теряет смысл. Наши великие деятели театра думали об этом.
По словам директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, театральный музей — это не просто музей, но и творческая лаборатория. Московский гость приехал с подарками для музея.
Музейная экспозиция в Качаловском театре — это мост от прошлого через настоящее к будущему. Это суждение прозвучало во время открытия не однажды.
Гости сказали много теплых слов о театре, о Казани, и ничто в эту минуту не казалось преувеличением. Атмосфера была приподнятая, праздничная. Не только актеры театра, но даже билетеры, которые на этот раз были смотрителями музейной экспозиции, чувствовали себя именинниками.
Как и обещал Александр Славутский на пресс-конференции в преддверии открытия музея, ленточка для традиционной церемонии и ножницы, которыми ее разрезали, были золотыми.
А потом в открытые двери вошли первые посетители. Их было так много, что на первом этаже, откуда началась экскурсия для почетных гостей, задержались немногие.Экскурсию здесь вели Александр Славутский и Роман Копылов.
Остальные сразу поднялись на второй этаж, где можно было спокойно посмотреть экспозицию, посвященную истории театра XIX и XX веков. Потом посетители музея поменялись местами.
Особое внимание первые посетители обратили внимание на уголок В. Качалова, в котором представлены многие раритеты, в том числе костюм великого актера.
В этот день в театре можно было встретить актеров других театров, музейных работников, постоянных зрителей Качаловского театра. Много было журналистов.
Уже вечером зрители «Пиковой дамы» могли посетить театральный музей. В его истории перевернута еще одна, очень важная страница.
Читайте в «Казанских историях»:
Качаловский театр в Казани: страницы истории. Страница 1
Качаловский театр в Казани: страницы истории. Страница 2
Три казанских сезона Василия Качалова
Рыцарь театра – Игорь Германович Ингвар
О музее Качаловского театра – с гордостью и грустью
Нужен ли театральный музей Казани? Конечно, нужен!
Юрий Благов: «В этом доме я домовой»
Александр Славутский: «Наш театр – театр-дом...»
Серебряная ложка с инициалами «В.К.» в музее Качаловского театра