Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
В театре Камала вручали премию «Тантана»
- 27 марта 2019 года
27 марта, в Международный день театра, в Татарском академическом театре имени Г. Камала состоялось вручение театральных премий Министерства культуры РТ «Тантана-2019». За выдающиеся творческие достижения в области театрального искусства награждали в девятый раз.
На церемонии присутствовала Любовь Агеева.
В театре царило праздничное оживление. Люди поздравляли друг друга с Днем театра, знакомились, ведь на подведение итогов были приглашены представители всех 19-и театров республики, и не все они – казанские.
Сразу бросилось в глаза отсутствие многих знакомых ветеранов сцены. Зато в зрительном зале были сразу пять министров культуры республики: Марсель Таишев, Ильдус Тарханов, Зиля Валеева, Айрат Сибагатуллин и Ирада Аюпова.
Собралась в основном театральная молодежь, для которой слово «тантана» или «триумф» – еще только желанная перспектива. Об этом очень остроумно со сцены говорил некий персонаж, задавший всей церемонии какую-то удивительно теплую атмосферу. Актер стоял к зрителям спиной, лениво размышлял о судьбе таланта на театре. Его речь без конца прерывалась аплодисментами, поскольку говорил он вещи далеко не бесспорные, вызывавшие живой отклик.
Хоть на календаре 27 марта,но, видимо, приближение 1 апреля одевает нашу жизнь в иронические одежды. Не могу не похвалить автора сценария церемонии Ильгиза Зайниева и режиссера-постановщика Рафика Бариева.
«Усталым талантом» оказался один из ведущих церемонии – актер Татарского академического театра имени Г. Камала Рамиль Вазиев. Он работал в паре с актрисой Казанского театра юного зрителя Эльвиной Булатовой. Третьим был бог театра Дионисий, которого представлял еще один камаловец – Искандер Хайруллин.
Выйти из роли небожителя ему пришлось лишь однажды – когда самому актеру вручали премию «Тантана» за лучшую мужскую роль (Халим в спектакле «И это жизнь?» по Гаязу Исхаки).
Проводить такие церемонии бывает весьма непросто. Приходилось бывать на многих. Как правило, тиражируются два подхода – или торжественно-выспренный, или рационально упрощенный. Оба скучные. Не помогают даже выступления знаменитых артистов и коллективов. В немалой степени потом, что, как правило, награждение очень растянуто во времени, и число зрителей в зале после каждой номинации сильно уменьшается.
«Тантана» («Триумф») в смысле растянутости – не исключение. Ведь награждали лауреатов в 12-ти номинациях: «Дебют», «Лучшая эпизодическая роль», «Лучший актер театра кукол», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая роль в музыкальном спектакле», «За актерский ансамбль», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучший спектакль для детей» и «Событие года», «За честь и достоинство». Всего в оргкомитет премии в 2019 году поступило 56 заявок от 23 театров. Чтобы зрители не утомились, сделали перерыв. Свели до минимума концертные вставки.
Но мало кто покинул зал во время антракта. Поскольку получилась не просто праздничная церемония, а настоящий спектакль (актеры зовут такое представление капустником), в котором было продумано все, до мелочей. Зрителей заставили улыбнуться и зааплодировать в самом начале, когда голос в эфире по традиции попросил их не пользоваться телефонами, не фотографировать и не делать селфи. И еще – не виснуть на люстрах, не танцевать в проходах и не выбегать на сцену. На люстрах не висли, в проходах не танцевали, а вот на сцену иногда вместе с лауреатом выбегал весь театр.
Это был не единственный отход от традиции. Торжественного открытии церемонии как таковой не было, и главные гости праздника – Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, вице-премьер РТ Лейла Фазлеева и министр культуры РТ Ирада Аюпова до времени своего выхода на сцену сидели в зрительном зале.
Так что открывать церемонию пришлось богу Дионисию.
Парадных речей тоже не было. Выходившие для вручения наград знаковые персоны много не говорили. Некоторые пытались органично включиться в заданные правила игры. Так, глава СТД РТ Фарид Бикчантаев вспомнил, как его отец Рафкат Бикчантаев, знаменитый камаловский актер, отправлял сына в фойе театра им. Камала, где, проходя мимо портретов легендарных артистов, он должен был повторять: «Здравствуйте, несчастные артисты!».
Фарид Мухаметшин, поздравив театралов с профессиональным праздником от имени руководства республики, объявил обладателя премии в номинации «Честь и достоинство». Под бурные аплодисменты на сцену поднялась ветеран Камаловской сцены заслуженной артистке РФ, народной артистке РТ Наиле Гараевой. Зал встречал ее стоя. Фарид Мухаметшин назвал ее «легендой, гордостью и совестью татарского театра».
– Мы отмечаем труд тех, кто отдает всю свою жизнь и талант служению театру. Ваша роль в жизни общества велика. Это больше чем искусство, это великий дар, – выразил свое восхищение глава парламента. – Через сценические постановки вы возвращаете нас на землю. Еще раз — на сцене и в зале — даете возможность посмотреть на себя со стороны, критически и показать, в общем, наши успехи и недостатки.
Великолепны были диалоги Дионисия с ведущими, остроумные, полные хорошо читаемых намеков про закулисную театральную жизнь. Зал живо реагировал на них. То и дело звучали аплодисменты. На этом фоне ладошек не жалели и при вручении дипломов, к каждому из которых прилагалась премия в размере 50 тысяч рублей. Сумма по нынешним временам не такая уж значительная, но в творческом состязании деньги – не главное. По тому, в каких растрепанных чувствах лауреаты выбегали на сцену, можно было догадаться, что они точно не знали, что именно их фамилию назовут, распечатав конверт с решением жюри.
В какой-то момент объявили, что артистов приехал поздравить Президент республики Рустам Минниханов. Надо сказать, он нечасто заглядывает на подобные мероприятия – и вдруг пришел.
О том, что это не Президент, стало понятно сразу, хотя по голосу, жестам, манере держаться и общаться с людьми образ, созданный актером театра Камала Эмилем Талиповым, был очень похож. «Президент» поздравил собравшихся с Международным днем театра:
«Я не мог пропустить сегодняшнее мероприятие. У нас на дворе весна, а все самые хорошие, самые красивые праздники у нас всегда весной: сначала мой день рождения, потом 8 Марта, а сегодня долгожданный праздник – окончание отопительного сезона, ну, и День театра»…
Он спросил у главы Минкульта Татарстана Ирады Аюповой, сколько государственных театров в республике, попросил подняться со своих мест некоторых руководителей, пожурил тех, кто не пришел на церемонию. Отсутствие Александра Славутского он объяснил так: «А, он у меня в приемной остался. Я от него дворами хожу». И похвалил руководителя Качаловского театра за умение заботиться о своем театре.
«Президент» предложил скинуться на банкет по случаю премии директору оперного театра Рауфалю Мухаметзянову(«Потому что он зарабатывает в валюте»), вторую часть расходов взял на себя, но тут же перепоручил это руководителю Нижнекамской драмы Рустяму Галиеву («Уверен, ты справишься, тем более с таким именем, по себе знаю»).
Выступление, конечно, было шутливым, но не зря говорится, что в каждой шутке – только доля шутки. Зрительный зал не только ВИДЕЛ «высокого гостя», но и СЛЫШАЛ, что он говорил. А это были не просто слова…
Когда очередь дошла до главной номинации – «Событие года», на сцену поднялась министр культуры Ирада Аюпова и объявила, что жюри премии «Тантана» так и не смогло определиться с единственным фаворитом и, пользуясь тем, что идет Год театра, решило назвать «событием» все четыре спектакля, вошедшие в шорт-лист премии.
Это опера Резеды Ахияровой и Рената Хариса «Сююмбике» (театр оперы и балета имени М. Джалиля), спектакль Туфана Имамутдинова «Бал. Бесы» (Казанский ТЮЗ), постановка камаловцев «И это жизнь?» и иммерсивное шоу «Анна Каренина» (фонд «Живой город»), состоявшееся в особняке Демидова. Участники церемонии узнали, что эта номинация «Тантаны» вообще больше присуждаться не будет. По словам И. Аюповой, изначально премия была нацелена на поощрение театрального мастерства конкретных артистов. Очень трудно стало принимать решение, сопоставляя разные спектакли.
«Вместо этого мы сделаем акцент в сторону труда конкретного человека: сегодня у нас не был охвачен труд стенографа, гримера, костюмера, хотя это очень редкие профессии. Мы посчитали, что их тоже важно поощрять и уметь вовремя сказать «спасибо».
Вот как пояснила ситуацию с номинацией «Событие года» сетевая газета «БИЗНЕС Online»:
«В этом году она была как никогда мощной, так что любое решение жюри, безусловно, вызвало бы жаркие споры, а значит, и дополнительный интерес к премии. Экспресс-опрос корреспондента «БИЗНЕС Online» выявил в качестве фаворита иммерсивное шоу Дианы Сафаровой и фонда «Живой город» «Анна Каренина» в особняке Демидова. Но у него были и мощные конкуренты — опера «Сююмбике» в театре им. Джалиля (к этому моменту Гульнора Гатина уже получила «Тантану» за лучшую роль в музыкальном спектакле) и все та же постановка «И это жизнь?» (у нее уже было два приза — «Лучшая эпизодическая роль» (Фаннур Мухаметзянов) и «Лучшая мужская роль» (номинант на «Золотую маску» и «бог Дионис на полставки» Хайруллин). Наконец, в главной номинации был заявлен еще и спектакль «Бал. Бесы» Казанского ТЮЗа в постановке Туфана Имамутдинова — оригинальное прочтение великого романа Федора Достоевского.
По мнению автора текста Айрата Нигматуллина, такое решение вряд ли можно считать правильным. Соглашусь с ним, если мы будем едины в оценке целей театральной премии. Если главная задача – помочь отдельным артистам материально (не сильно, но на круг вышла приличная сумма), то чем больше людей наградили, тем лучше. Если учесть, что в номинации «Событие года» премия как таковая к Диплому не прилагается, то теплых слов не жалко. Было четыре ярких события года, причем, события разноплановые, показывающие большие возможности театров нашей республики, надо этому только радоваться. В Положении о премии так и написано – «Премия учреждается в целях государственной поддержки театрального искусства в Республике Татарстан».
Но в Положении есть уточнение – она присуждается за выдающиеся творческие и общественные достижения в области театрального искусства. И тут могут быть два варианта: то ли события, действительно, оказались совершенно равноценными (судить не могу, сама видела только оперу «Сююмбике»), то ли члены жюри не взяли на себя ответственность выбрать, как говорится, лучшего из лучших. Дело это не такое простое, как кажется, тем более что представленных номинантов довольно тяжело сравнивать, настолько они разные, а без этого как выбирать?
Конечно, можно взять за основу число купленных билетов, но этот критерий в данном случае не подходит вообще – оперу показали всего 2 раза, у «Анны Карениной» просто не может быть массовой аудитории, у ТЮЗА слишком маленький зрительный зал, так что по этому признаку точно выходил бы спектакль «И это жизнь?».
Так что скорее всего члены жюри искренне расписались в невозможности определить победителя. Но я не вижу в этом особой беды. Как мне кажется, номинацию надо сохранить, но сделать ее не заявочной, как сейчас, когда заявку подает сам театр. Будет справедливо, если «событие года» или «события года» будут определять сами члены жюри. В таком случае им придется следить за развитием театрального процесса постоянно.
О чем можно подумать, на мой взгляд, так это над уточнением критериев премии. Сейчас они слишком общи. И наверняка в театральной среде, и среди актеров, и среди зрителей, есть люди, которые вообще слово ВЫДАЮЩИЕСЯ употребляют с большой осторожностью.
Если и в самом деле премии давать за выдающиеся достижения, то тогда в принципе их не может быть так много. И в определении лауреатов, при всей разноголосице мнений, все-таки должен быть в театральной среде хоть какой-то консенсус по этому поводу. Чтобы организаторов конкурса не обвиняли в предвзятости либо того хуже – в том, что не все спектакли они смотрели на сцене. Даже очень хорошая видеозапись не может дать полного впечатления – такова специфика театрального искусства. Важно сотворчество артистов со зрителями. Не зря же оргкомитет федеральной «Золотой маски» устраивает в Москве просмотры всех спектаклей-номинантов, чтобы и члены жюри, и все желающие могли оценить заявки театров на премию. Может, нам тоже так сделать?
Если же ставить на первое место задачу «государственной поддержки театрального искусства», а так выходит по факту награждения, тогда не может не броситься в глаза неравномерность такой поддержки. Во-первых, актеров татарских театров среди награжденных больше. Во-вторых, можно подумать, что есть в Казани театры, актеры которых в такой поддержке не нуждаются.
Что касается первого суждения, то член жюри, известный театральный критик Нияз Игламов с ходу отмел саму возможность разделить номинации по языковому принципу, как это бывает на некоторых конкурсах. Он заметил, что татар среди награжденных больше по чисто арифметическому принципу, ведь татарских театров в республике в разы больше.
Не могу подвергать сомнению оценочные суждения членов жюри, может, и в самом деле актеры Качаловского театра ничем их не удивили, но и в этом театре, и в ТЮЗе, и в театре имени Джалиля есть кого поддержать материально. И достойные работы наверняка есть. Про Качаловский театр могу сказать по личному опыту, поскольку видела практически здесь все премьеры последних двух лет.
Отношение к Качаловскому театру в театральном мире разное, но игнорировать его спектакли потому, что его художественный руководитель Александр Славутский предпочитает классику, неразумно. Поощрять поиск новых форм надо, это очевидно. Может, тогда специальную номинацию учредить? Сам факт, когда на первое место выходит задача поддержать прежде всего экспериментальные работы, не кажется мне приемлемым для такого конкурса, как «Тантана». Театральный процесс един, хотя он порой такой разный. Публика может высоко оценить спектакль со средними профессиональными достоинствами и проигнорировать спектакль-событие. Да и вообще восприятие театральной постановки – процесс очень субъективный. Даже у членов жюри.
Насколько мне известно, согласно Положению о премии «Тантана», театры сами представляют спектакли на конкурс, так что его организаторы вполне могут мне возразить – не было других предложений от Качаловского театра. Только премьерный спектакль «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», поставленный Ильей Славутским, который был заявлен в двух номинациях: «За актерский ансамбль» и «Лучший спектакль для детей». Жюри предпочло другие работы. Повторюсь – у меня нет ни тени сомнения в правомерности такого выбора. К тому же три исполнителя главных ролей: Павел Лазарев (Том Сойер), Виктор Шестаков (Гек Финн) и Славяна Кощеева (Бекки Тэтчер), награждены специальной премией Фонда поддержки развития культуры при Президенте РТ. Правда, во время вручения награды вышел конфуз – актеры на сцену не вышли. Видимо, их уже в зале не было. Что это, если не способ выразить свое отношение к решению жюри? Согласна, не очень удачный. Но руководство Министерства культуры, члены жюри такой демарш не заметить не могли.
Другое дело – как они его оценят? Думаю, что перед вручением юбилейной, десятой, премии есть повод для серьезного анализа и Положения о премии, и критериев оценки театральных работ. И тут я согласна с коллегой Айратом Нигматуллиным. Может, стоит провести что-то наподобие круглого стола с приглашением всех заинтересованных сторон. Сама человек творческий, знаю, как важна справедливая оценка твоего труда и как обидно бывает, когда на первый план выходят какие-то субъективные факторы.
У нас общая задача – поощряя конкретные спектакли и конкретные работы, мы можем оказать существенное влияние на сам ход театрального процесса. Как говорится, совершенству нет предела…
***
Утро Международного Дня театра началось с пресс-конференции руководителей некоторых татарстанских театров. Решили, что говорить о премьерах не будут, это банально, а будут о том, что волнует сейчас театры.
Председатель СТД РТ, секретарь СТД РФ, главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев озабочен сложностями с театральным образованием в регионах. Чтобы как-то поддержать театральные школы, камаловцы придумали в этом году провести в рамках Международного фестиваля театров тюркоязычных стран «Науруз» фестиваль студенческих спектаклей, и на него уже поступило много заявок, в том числе из-за рубежа.
«Если же отправлять их учиться в Москву, то практически никто из них в Казань не вернется», — отметил Александр Славутский.
А ведь в прошлом веке из регионов ехали учиться в Москву целые студии, а потом практически полным составом возвращались домой¸ как этой случилось в 1938 году с Татарской оперной студией.
Где же выход? Модераторы пресс-конференции были единодушны: надо открыть в Казани филиал федерального театрального вуза. Но как отметила Татьяна Мамаева (сетевой ресурс «Реальное время»), идея небезупречная: а кто будет учить будущих актеров и режиссеров? Если с преподаванием режиссуры и актерского мастерства проблем не будет, то кто будет читать остальные дисциплины? Таких профессиональных кадров в Татарстане пока практически нет.
Пресс-конференция завершилась на мажорной ноте: Александр Славутский отметил, что Татарстан — регион особый, и театрам здесь совсем неплохо живется — есть возможность и премьеры выпускать, и фестивали проводить. В Набережных Челнах, например, строятся два театра — татарский и русский, для «Мастеровых». Подобное не каждый регион может себе позволить.
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «Тантана-2019»
«Дебют»
Закирова Ляйсан Ильдаровна – роль Ахмадуллы в спектакле «Необыкновенные ичиги» (Г.Исхаки) Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. Г. Кариева
Ильясова Язиля Гаязовна – роль Куаныч в спектакле «Холодные ножны» (М.Башкиров) Мензелинского государственного татарского драматического театра им. С.Амутбаева
«Лучшая эпизодическая роль»
Мухаметзянов Фаннур Фанисович – роль Галиакбера в спектакль «И это жизнь?». (Г.Исхаки) Татарского государственного академического театра имени Г.Камала
«Лучший актер театра кукол»
Митрофанов Егор Алексеевич – за роли Горебогатыря в спектакле «Горебогатырь Косометович» (Екатерина II) и Кощея в спектакле «Царевна-лягушка» (Н. Гернет) Набережночелнинского государственного театра кукол
«Лучшая роль в музыкальном спектакле»
Гатина Гулнора Рустамжоновна – партия Сююмбике в спектакле «Сююмбике» (Р.Ахиярова и Р. Харис) Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля
«Лучшая женская роль второго плана»
Хабибуллина Лейсан Ринатовна – роль Элен в спектакле «Сотворившая чудо» (У. Гибсон) Бугульминского государственного русского драматического театра имени А. В. Баталова
«Лучшая мужская роль второго плана»
Султанов Ильфир Ильясович – роль Водителя, старика Альбира, Муллы в спектакле «Папоротник» (Р.Зайдулла), Буинского государственного драматического театра
«Лучший спектакль для детей»
«Синяя птица» (М.Метерлинк) Атнинского государственного драматического театра им.Г.Тукая
«Лучшая мужская роль»
Хайруллин Искандер Ильдарович – роль Халима в спектакле «И это жизнь?» Татарского государственного академического театра имени Г.Камала
«Лучшая женская роль»
Файзуллина Раушания Саматовна за роль Энни Уилкес в спектакле «Lady Газраил» (С.Мур) Альметьевского татарского государственного драматического театра
«Лучший актёрский ансамбль»
заслуженный артист Республики Татарстан Хузяхметов Дилюс Дамирович, Ерофеев Эмиль Константинович, Гайнуллина Ирина Васильевна, Минкеев Ильсур Асхатович, Кладова Евгения Александровна, Гайнуллин Эдгар Маратович, Хайсарова Алсу Ленаровна за роли в спектакле «Ночь перед Рождеством» (Н.Гоголь) Татарского государственного театра кукол «Əкият»
«Событие года»
Опера «Сююмбике» (композитор Резеда Ахиярова; автор либретто Ренат Харис, режиссер Юрий Александров) Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля
«Бал. Бесы» (Ф.Достоевский, реж.Туфан Имамутдинов) Казанского государственного театра юного зрителя
«И это жизнь?» (Г.Исхаки, реж. Айдар Заббаров) Татарского государственного академического театра им.Г.Камала
«Анна Каренина» (Л.Толстой, режиссер Диана Сафарова) – Фонд по поддержке современного искусства «Живой город»
«Честь и достоинство»
Гараева Наиля Хакимовна, актриса Татарского государственного академического театра им. Г.Камала.
Специальной премией имени Ш.Закирова, памяти бывшего директора театра имени Камала, был награжден заведующий мебельным цехом театра Шакирзянов Анас Салимзянович.
Специальной премией Фонда поддержки развития культуры при Президенте РТ за исполнение ролей в спектакле «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (М. Твен, режиссер И. Славутский) Казанского государственного академического русского большого драматического театра имени В.И.Качалова награждены актеры Павел Лазарев (Том Сойер), Виктор Шестаков (Гек Финн), Славяна Кощеева (Бекки Тэтчер).
Специальной премией этого Фонда также награждены артисты Татарского государственного академического театра имени Г.Камала Алсу и Рамиль Вазиевы.
Специальный приз журнала «Сəхнə» получил Алмаз Хусаенов – за роль Посланника смерти в спектакль «Старик из деревни Альдермеш» Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Т. Миннуллина
Специальным призом Союза театральных деятелей Республики Татарстан «Творческая командировка» награжден Разиль Фахертдинов, артист Набережночелнинского государственного татарского драматического театра.
Специальный диплом Министерства культуры РТ получили Туфан Имаметдинов, Равиль Сабир, Лилия Имаметдинова, Эльмир Низамов – постановочная группа спектакля «Место есть лишь в тишине» Альметьевского татарского государственного драматического театра
Специальным дипломом «Надежда» министерства награждены: Карим Галеев и Арслан Сибгатуллин – за участие в спектакле «Сююмбике» театра оперы и балета имени М. Джалиля; Аркадий Кузнецов и Эльдар Гиниятов – за участие в иммерсивном спектакле «Анна Каренина» Фонда поддержки современного искусства «Живой город»; Мадина Хакимова и Булат Мухаметзянов – за роли в спектакле «Синяя птица» Атнинского государственнго драматического театра им.Г.Тукая
Специальным призом Мэрии города Казани за постановку спектакля «Мергасовский» награжден Фонд поддержки современного искусства «Живой город» совместно с Творческой лабораторией «Угол».
Фото предоставлено пресс-службой Камаловского театра, Государственного Совета РТ