Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ночь музеев-2019: разгонит ли тьму свет искусства?
- Татьяна ЛЕТОШЕВА
- 18 мая 2019 года
В эту субботу, 18 мая, наш город наполнился живой энергией, движущейся и в то же время движущей силой: жители и гости Казани отложили свои выходные дела и направились в музеи.
Многие из присутствующих на акции «Ночь музеев» знакомились с казанскими экспозициями заново, открывая для себя новые грани известных мест. Для других, наоборот, был дебют не только в отношении выставочных пространств Казани, но и вообще самого города.
Привычные места скопления туристов кажутся сегодня ещё более оживлёнными. Люд разношёрстен и тем прекрасен: гордые одиночки, шумные компании друзей, молодые и не очень родители, а с ними и дети всех калибров – бегают маленькими ножками, держатся пухлыми ручками за шеи отцов или мирно отдыхают в колясках. Вот и бабушки привели своих дедушек, чтобы не отставать от всеобщего рвения к высокому. Есть, конечно, и те, кому совсем хорошо, о чем подскажет витающий в воздухе крепкий шлейф, но для искусства, пожалуй, все равны.
Температура воздуха не поддерживает общее настроение: ветер обдувает пронзительно холодно. Обгоняя меня, в сторону Галереи современного искусства на улице Карла Маркса едва ли не вприпрыжку бежит симпатичная девчонка, одетая совершенно не по погоде. Я вижу её загорелую поясницу и одно плечико – и кажется, что от этой картины мне становится ещё холоднее, чем ей самой.
Очень скоро мы оказываемся у дверей дома номер 57 по улице Карла Маркса, за ними сразу же расстаёмся: незнакомка направляется прямиком на лестницу. На девушке нет лишних вещей, а значит, ничто не помешает во время осмотра. Я же сворачиваю к гардеробу и получаю в аренду номерок, передав свою тёплую куртку аккуратным женским рукам в чёрных перчатках. Искусство в деталях.
Свет наших жизней
«Ты сам заходил уже, смотрел картины? Света в два раза меньше, чем должно быть!» – с лёгким негодованием двое мужчин проходят в зал на третьем этаже, следом за ними я. Сегодня здесь не просто выставка, а авторская экскурсия. Ильгиз Гимранов рассказывает о своих «Хрущевочках» – многоквартирных домах, написанных акрилом на оргалите (прим. «оргалит» – строительный прессованный картон).
Как признается сам художник, выбор материалов имеет чисто практический смысл, да и акрил из хозяйственного магазина мало чем отличается от того, в маленьких тюбиках, который в сто раз дороже.
«Мы так или иначе все вышли из этих кварталов»
«Почему эта работа называется «Матрица»? Эти дома, строения – это матрица нашей жизни. Мы так или иначе все вышли из этих кварталов. Учились в этих школах, которые стояли у нас во дворе. Возвращались после второй смены – домой! – когда ноги не идут и мешок со «сменкой», обувью, а там пацаны уже в футбол играют. Хочется и в футбол играть, и есть хочется страшно, а тут сосед вышел с собакой гулять… И почему-то у нас всегда во дворе есть гараж. И почему-то он всегда железный и красный».
«Матрица» – первая работа этого цикла
«Я это сделал для себя. Она у меня стояла, а потом я разместил ее на своей страничке на Фейсбуке. И вы знаете, что началось, что за шквал: буквально со всего света, все люди, которые уже не живут у нас в стране, которые живут в Штатах, в Канаде, в Австралии, те, которые живут во Владивостоке, в Узбекистане, они все начали говорить: это наш двор, это наш район, это у нас вот – буквально за углом.
И тут я себя поймал на мысли: действительно. И дальше, как говорится, Остапа понесло. Я понял, что можно делать и как можно делать. И самое главное: мне и самому интересно, и, как оказалось, это интересно людям. А потом уже появилась определенная серия».
«Перламутровые хрущевочки»
«Рабочий полдень»
«Все вы знаете Мергасовский дом. Все же знают его историю, что он сделан в 1928 году из, будем говорить, бумаги и палок. Его, наверное, действительно, спасти невозможно. Ну как это? Я даже не представляю, потому что там настолько все ветхое… Вот такая она, эта незаживающая рана.
У меня друг там жил, в этом доме. Я помню, после восьмого класса мы бегали по этим коридорам, там корыта вот такие железные висели, мы уронили это корыто, соседи гнались потом… Историй огромное количество».
«Вы живёте в объектах культуры»
Ильгиз Гимранов довольно быстро перешёл от монолога к диалогу с публикой. Самые наблюдательные заметили, что на многих картинах есть мальчик с собачкой. Юный персонаж, по словам автора, является нашим альтер эго: «это всё о нас, обо всех, это мы».
С поиском темы проблем не возникает: «Такое огромное количество дидактического материала… Честно говоря, я просто люблю все эти кварталы, хожу по ним… Вы знаете, я так думаю, что они все равно долго уже не простоят. С тех пор, как их построили, уже пятьдесят лет прошло».
Ильгиз Гимранов признаётся в любви абсолютно всем этим домам – не только конкретным «хрущевкам», которые присутствовали в его жизни. К критике относится спокойно, говорит: «Красота в глазах смотрящего».
На этих словах полёт мысли Гимранова заглушил громкоговоритель. Художник терпеливо ждал, когда музей закончит своё оповещение-повествование: о том, что в других залах вот-вот начнутся другие встречи с другими не менее важными и не менее интересными персонами. А что поделать? Искусство искусством, а от плотного расписания отклоняться не хочется.
Выставка "Хрущёвочки" Ильгиза Гимранова доступна для посещения с 14 по 30 мая 2019 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. Карла Маркса, 57).
Пролить свет на историю...
…а ещё посчитать все калфаки, побегать с татарскими красавицами вокруг стульев, помочь первобытному охотнику отыскать дивное оружие, раскидать все революционные листовки и не испугаться настоящего выстрела из ружья – всё это и многое другое было доступно в «Ночь музеев» в стенах Национального музея Республики Татарстан.
Иммерсивное квест-шоу «Тайны Гостиного двора» позволило участникам перенестись в пять разных эпох – на каждый временной период приходился отдельный зал со своими экспонатами, предметами, документами и, разумеется, жителями. Для успешного прохождения квеста необходимо было находить нужный зал музея, выполнять несложные поручения персонажей, а как итог – все равно победила дружба. И, конечно же, история.
Татарские красавицы
Сююмбике
Свет ночных огней
С наступлением полночи не изменилось ровным счетом ничего. Сегодня здесь, в центре Казани, никому нет дела до последнего «пятнадцатого», давно уехавшего на квартал, тем более прямо у здания Национального музея Республики Татарстан соорудили небольшую сцену, откуда рок-группы согревают своим мощным звучанием малость замёрзшую публику.
Город наполнен людьми, которые точно решили игнорировать наступление ночи. Участники не торопятся домой, а выбирают следующее место для осмотра. Самые популярные места подачи такси на сегодня – вовсе не бары и клубы, а галереи, музеи, выставочные центры.
Променад по темным улицам совершают всё те же бабушки под ручку с дедушками, ещё более шумные дружеские компании, редкие, но всё же оставшиеся одиночки, уставшие родители, а с ними и самые юные посетители «Ночи музеев-2019» – спящие в колясках, дремлющие на сильных руках папы или, наоборот, резвящиеся от того, что их не заставляют ложиться спать. И город тоже не ложится спать, вместе с ними, принимая в свои мерцающие огнями объятия каждого полуночника.
И всё озарилось...
Фото автора