Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
О смерти с точки зрения экономики и эстетики
- Любовь Агеева
- 20 июня 2019 года
В рамках 18-го регионального Форума похоронной отрасли, который проходил в Казани с 18 по 20 июня, в одном из павильонов «Казанской ярмарки» работала выставка «Некрополь – Казань 2019».
На ней побывали Любовь Агеева (текст) и Олег Маковский (фото).
Есть профессии, которые делают смерть делом обыденным. Например, для заказчика ритуальных услуг это беда, горе, а для тех, кто оказывает такие услуги, – привычная работа. И если обычный посетитель, нечаянно попавший на выставку «Некрополь – Казань 2019», которая работала 20 июня в третьем павильоне, чуть ли не падал в обморок, видя труп на каталке в начале экспозиции (естественно, не настоящий), у профессионалов он никаких эмоций не вызывал.
Модератор возле одного из стендов рассказывала о своей фирме и ее продукции, лежа в красивом гробу. И это нисколько не смущало тех, кто ее слушал. Поскольку их интересовали вполне прозаические вещи – материал, из которого изготовлен гроб, его цена, внутреннее убранство…
Тема смерти порой подавалась в ироническом ключе. Где еще увидишь брелки в виде гробика или бутылку в траурной одежде? Или футболку, на которой написано «Крематорий – место, где тебе помогут развеяться».
Девушка-модератор московского стенда сказала, что такие футболки (на выставке их продают) пользуются большой популярностью. Так что знакомство с темой смерти может быть и не печальным.
Оказывается в Новосибирске есть Музей мировой погребальной культуры, который можно увидеть в рейтингах самых странных музеев мира. Это три огромных выставочных зала, посвященных погребальным обрядам, истории и культуре траура. Стенд этого музея открывает экспозицию выставки, предлагая посетителям сувенирную продукцию. Здесь же можно купить книги о некрополях, об исследователях известных мартирологов.
Естественно, захотелось узнать, что это за музей. В каталоге выставки о нем большая статья. Презентация Музея погребальной культуры как важнейшего элемента сохранения мировых традиций погребения состоялась в 2002 году на юбилейной, 10-й выставке проекта «Некрополь».
Музей находится на огромной ухоженной территории Новосибирского крематория. Первый зал охватывает традиции погребения XIX – начала XX века. Здесь выставлены траурные наряды, а также популярные в викторианскую эпоху миниатюрные картины и украшения, созданные из волос умерших в знак любви и скорби. Недавно в этом зале появились две новые экспозиции: одна из них посвящена феномену летаргии и преждевременного погребения, вторая – мужскому трауру и типологии усов и бород.
Во втором зале можно видеть экспозиции древних и современных погребальных традиций разных народов и религий, посмертные маски великих людей. Здесь также представлена культура посмертной фотографии.
В нынешнем году значительно расширены разделы русских православных традиций, Второй мировой войны. Появился новый раздел – «Жизнь и смерть императоров России». Новую экспозицию «Danse Macabre», созданную по мотивам музеев мумий, костниц и катакомб, слабонервным лучше не смотреть. В третьем зале музея представлена история катафалков.
У самых смелых посетителей музея есть уникальная возможность взглянуть на собственную похоронную процессию в крематории в шлеме виртуальной реальности. Как утверждают создатели проекта, музей со многими смыслами для всех возрастов поможет победить свои страхи, иначе взглянуть на свою жизнь, переосмыслить ценности.
У музея есть сайт, который дает представление о его экспозициях. Там много интересной информации на самые разные темы, связанные со смертью и мировой похоронной культурой. Судя по фоторепортажам, музей пользуется интересом у жителей Новосибирска и его гостей.
В Казани желающих посетить выставку «Некрополь» было не так много. Даже мы с Олегом Маковским шли на нее с опаской, хотя, занимаясь организацией акции «Казанские некрополи», свою нервную систему закалили.
Огромный павильон – и все о смерти. Но мы довольно быстро забыли о даме с косой, хотя этому скорбному событию здесь было посвящено всё – от надгробных памятников и гробов до одноразовых костюмов и красивых покрывал. Представлены самые разные города, как близкие от Казани: Нижний Новгород, Йошкар-Ола, Саранск, так и далекие: Санкт-Петербург, Москва, Томск, Екатеринбург, Пермь, Петрозаводск, Воронеж и др. Десятки производителей привезли в Казань свои новейшие разработки и товары, всё то, что удалось подготовить и внедрить в течение года, чтобы найти в Татарстане новых партнеров и покупателей. Помимо предпринимателей похоронной отрасли со всей России на выставке были представлены фирмы из Китая, Турции и Германии.
В экспозицию входили и стенды общественных организаций, в сферу влияния которых входит похоронный бизнес и погребальная культура. Назову лишь некоторые: Национальный центр развития похоронного дела (Москва), Новосибирский пантеон, Общество некрополистов, Орден сочувствия и содействия (Москва), Союз похоронных организаций и крематориев (Санкт-Петербург).
Невозможно перечислить всех участников выставки. Даже их список по видам представленной продукции займет много места: бальзамирование и танатопраксия (грим); гробы, убранство и фурнитура; дизайн и проектирование; камнеобработка; керамика; кремация; литье, изделия из металла и стекла; изделия из дерева; оборудование, инструменты для производства памятников и гравировки; программное обеспечение; специальная одежда; полиграфическая продукция, карточки соболезнования; специализированные издания; похоронные услуги, в том числе груз 200, организация церемоний прощания; предметы религиозного культа; похоронный текстиль; урны для праха; цветы, венки, вазы, кронштейны; транспорт, техника; всё для кладбищ, крематориев, колумбарных парков.
Мы с Олегом знакомились с выставкой, имея на руках довольно объемный каталог с необходимой информацией. Кроме того, на каждом стенде можно было получить красочные буклеты и прайсы на предлагаемые товары.
На моей памяти, такая выставка в Казани – первая. А потому непривычная. Выставка «Некрополь – Казань 2019» убедила нас в том, что похоронное дело стало бизнесом, причем, бизнесом успешным. А потому здесь есть такие общеэкономические понятия, как конкуренция, продвижение товара, снижение себестоимости. Организацией подобных выставок занимается команда ООО «Некрополь 21 века». Идея специализированной выставки возникла в 1992 году у жителя Новосибирска Сергея Якушина.
Воспользуемся информацией из Интернета:
«Посещая страны Европы и Азии, руководитель крупнейшего в Сибири выставочного центра увидел, насколько высок уровень похоронных услуг за рубежом, в то время как в России культура захоронения утрачена. Тогда С. Якушин решил – профессиональная выставка похоронного искусства могла бы привлечь в Россию иностранных участников с их современными технологиями и товарами для похорон и отечественных производителей, остро нуждавшихся в обновлении и новых идеях.
Впервые выставка столь деликатной тематики, как похоронное дело, прошла в 1993 году. Этому предшествовало длительное, кропотливое маркетинговое исследование рынка, которое дало впечатляющие результаты: отсутствие государственной координации рынка ритуальных услуг на фоне нестабильного социально-экономического развития страны привело к резкому удорожанию организации похорон. О каком «достойном уходе» можно было вести речь, если у людей не хватало денег на хлеб? В сознании людей похороны близкого человека оставляли горькие, подчас унизительные воспоминания.
Первые выставки (РИТУАЛСИБ-93 и РИТУАЛСИБ-94) состоялись в Новосибирске. Трудно передать всю палитру чувств, которую всколыхнули эти экспозиции в обществе: от шока, негодования, резкого неприятия до искреннего восхищения организаторами. Но большинство участников и гостей выставок поняли и приняли главную цель их проведения: возрождение культуры погребения, приобщение к мировым стандартам похоронного сервиса, формирование нового общественного отношения к этическим, социальным, экологическим аспектам деятельности похоронных служб.
В 1995 году эстафета проведения выставки НЕКРОПОЛЬ была передана в Санкт-Петербург. Интерес к выставке возрос, Форум привлек уже около 100 участников и сотни посетителей, из них 11 – иностранных фирм. Выставка по праву стала называться международной: на Некрополе-95 были участники из Словении, Чехии, Франции, Германии и США представили российским посетителям свою продукцию. Китайская Народная Республика организовала свой национальный павильон.
В 1996 году выставка «Некрополь» стала членом Европейской Федерации Похоронных Услуг (EFFS, Вена, Австрия) и впервые прошла в Москве, собрав под сводами выставочного центра участников со всех уголков России и из-за рубежа, в том числе мировых лидеров в производстве похоронного оборудования и принадлежностей: из Италии, Франции, Греции, Словении, Германии, Чехии, Польши, Великобритании. В качестве посетителей аккредитовалось 40 иностранных организаций и более 200 похоронных домов из России и стран ближнего зарубежья. Выставка получила Благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
С 1997 года НЕКРОПОЛЬ ежегодно проходит в Москве. Очередная, 27 по счету, международная промышленная выставка погребальных принадлежностей, похоронного сервиса, мемориального искусства и архитектуры, будет работать на ВДНХ с 30 октября по 1 ноября.
Пожалуй, более всего в экспозиции было гробов. Они отличались по материалу, из которого были изготовлены, по качеству внешней отделки, по внутреннему убранству и, соответственно, по цене.
Сибиряки представляли гробы из кедра и сосны. Дороже ценился массив ольхи. Значительная часть цены определялась «постелью» – так на специальном языке называется внутренняя отделка гроба.
Мы специально искали самый дорогой гроб – и нашли его в экспозиции фирмы «Elit-Grob» из города Курганинска Краснодарского края.У этой фирмы есть обычные гробы по приемлемым ценам – от 11 500. Но есть vip-серия, в которой каждый дом для последнего успокоения имеет имя: Цезарь, Испания, Флоренция, Болонья… Стоимость – от 100 тысяч.
Модель за 110 тысяч по качеству полировки ольхи могла сравниться с дорогим роялем. Выделялись светлые гробы – для особ прекрасного пола. В одной из экспозиций наше внимание привлек гроб с внешней отделкой из бутонов роз, изготовленных из ткани.
Изысков, о которых можно прочитать в Интернете (например, гроб в виде рояля), на выставке не было.
Стоит отметить, что разброс цен был огромный. Можно было найти богатого вида гроб и за 7, и даже за 5 тысяч рублей. Вот что значит – конкуренция. Предложений так много, что клиент может выбирать.
Широко были представлены различные ритуальные принадлежности: подушки, покровы, ленты, обивка для гроба... Материалы по выбору – атлас, бархат, шелк, велюр, кружево.
Стенд с погребальной одеждой был только один: строгие мужские костюмы с рубашкой и галстуком, довольно нарядные женские платья… Я так долго рассматривала продукцию ООО «Петрович» из Йошкар-Олы, что ко мне подошла дежурная по стенду, спросила, что я ищу. Узнала, что мне просто любопытно. Я не могла поверить, что одежда была одноразовой – так классно она выглядела.
Оказалось, что фирма шьет только одежду ритуального назначения. Качество и оформление одежды швейного производства «Ангел» неоднократно отмечались дипломами на международных выставках.
На одном из стендов покровы были и для православных, и для мусульман. Судя по ручной работе изображения Христа, покров «Господь Вседержатель» стоил недешево. Но были и более экономичные варианты. Этим, кстати, выставка были примечательна: каждый мог найти любой предмет по приемлемой цене, в зависимости от толщины кошелька.
Так же много предложений было по надгробным памятникам. Материал и его цвет – на разный вкус и кошелек. Чаще – гранит и мрамор. Цвет – черный, серый, зеленый. Цены – от 30 до 5 тысяч. Самый дешевый памятник – из мраморной крошки (мозаика). Можно заказать просто стелу, можно ее чем-то украсить – голубок, роза, можно дополнить памятник цветником, вазой или другими элементами благоустройства – столик, лавка, подставка для лампады...
Огромное разнообразие форм – от традиционного креста до оригинальной авторской композиции с декоративными элементами. Много художественных крестов и мусульманских памятников различной формы привезла на выставку фирма «Хэлп» из Екатеринбурга.
Кресты на выставке предлагались деревянные, традиционно скромные и с богатым декоративным украшением, и металлические, ажурные, под стать изделиям чебаксинских мастеров. Впрочем, любой «ажур» сегодня не предполагает ручной работы, всё делает умная машина. Потому кресты и стоят дешевле.
Поскольку выставка работала в Казани, были представлены и мусульманские надгробия, в целом более скромные, чем православные. Мы заметили, что это были изделия фирм из других городов. В экспозиции не оказалось ни одного производителя ритуальной продукции из Татарстана, и Казани, в частности. Хотя у нас таких фирм немало.
Интересно было наблюдать, как работает специализированное оборудование. Демонстрировались самые современные технологии похоронного дела. Предлагалось, например, сразу несколько способов изготовления фото на надгробный памятник.
Уходят в прошлое ручные работы по нанесению надписей. Дежурные на стендах расхваливали свои производства: пескоструйный метод, компьютерная графика, гравировка, накладные буквы, надписи на фотокерамических табличках… Как выяснилось, самая долговечная надпись – гравировка. Этим способом можно нанести на памятник и портрет. В изготовлении портретов тоже несколько способов – по вашим возможностям. Предлагают фотокерамику, фото на стекле, барельеф и скульптуру.
Когда-то гравировка делалась вручную, сегодня для этого есть специальные устройства. Гравировку можно легко определить по шероховатости поверхности нанесенного изображения. Но есть и ручная работа – когда изображение вырубается в граните. Сами понимаете, это стоит много дороже.
На выставке можно было наблюдать, как работают специальные принтеры, нанося изображение по заданным программам. Именно так сегодня делаются декоративные элементы: ангелы, голубки, лавровые ветви…
Безусловно, такие устройства, как алмазные диски, различные фрезы для гравировки, химические реактивы для работы по камню, предназначены для специалистов. Но и с представителями этих фирм у нас нашлись темы для общения.
К сожалению, когда в нашей семье случается несчастье, мы, придавленные потерей, не думаем ни о ценах, ни о качестве предлагаемых изделий. В стрессовой ситуации вполне можно купить заурядную ограду за 20 тысяч рублей, тогда как более выразительный вариант не стоит и 7 тысяч.
Так что решение полезно принимать не в стрессовой ситуации - стоит заранее определить, куда звонить, к кому обращаться. Есть выбор в Казани, где работает несколько фирм оказания ритуальных услуг, где к вашим услугам муниципальное предприятие «Ритуал» г. Казани. Совсем не обязательно посещать эти производства – достаточно изучить их предложения на сайтах. Сравнить цены, выбрать желаемый вариант.
Выставка показала, что сегодня можно сделать заказ и в другом городе, опять же приценившсь по сайту конкретного предприятия. Во время нашего путешествия по экспозиции представители фирм, продукция которых нас заинтересовала, сообщали, что готовы выполнить любой заказ. Можно поискать нужное предложение и на информационном ресурсе «Похоронный Портал» (http://funeralportal.ru).
Кстати, совсем неожиданно я нашла там рубрики «Эстетика смерти», «Мода на смерть», «Похоронный гламур» и «Философский клуб». Стоит почитать при случае...
Это было, пожалуй, одна из самых необычных выставок в моей журналистской жизни. Я узнала о похоронной отрасли много полезного и интересного.
Читайте в "Казанских историях" - Корпоративные проблемы, которые касаются всех