Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Чудеса графики на Казанской биеннале
- 12 сентября 2019 года
12 сентября 2019 года открылась 5-я Казанская Международная Биеннале печатной графики «Всадник». Своими впечатлениями о ней делится доктор искусствоведения Татьяна Сергеева.
Откликнувшись на приглашение куратора выставки Ольги Улемновой, я шла в галерею «Хазине» на открытие Биеннале в предвкушении праздника. Но то, что увидела, превзошло все мои ожидания.
В этом году Биеннале посвящена Году театра и проводится под девизом Игра в театр.«Принцип игры» в работах художников проявляется весьма широко и многообразно: например, в рождении образа за счёт пересечения/дополнения разных медиа, как в международном проекте «VARIETAS DELECTAT / РАЗНООБРАЗИЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ» куратора Натэллы Войскунской (г. Москва); в сложных манипуляциях с цветом и пространством (серия работ «Красное» Магдалены Касперской, г. Лодзь, Польша); в экспериментах с материалами и техниками, а также в насыщении абстрактных и фигуративных композиций глубокой философской символикой, как в проекте «HOMO LUDENS / ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ» Роберто Джанинетти (г. Верчелли, Италия).
Торжественная часть открытия (см. материал об открытии Биеннале https://www.tg-m.ru/news/otkrytie-5-i-kazanskoi-mezhdunarodnoi-biennale-pechatnoi-grafiki-vsadnik) остояла из выступлений организаторов, кураторов и зарубежных участников, объявления и награждения победителей и небольшого концерта камерного оркестра «Новая музыка» под руководством дирижера Анны Гулишамбаровой.
На фото церемония объявления победителей. В центре: председатель жюри – заслуженный художник РФ Александр Суворов, кураторы биеннале – искусствовед Ольга Улемнова и заслуженный деятель искусств РТ Александр Артамонов
После церемонии открытия начались мастер-классы, на которых художники знакомили желающих с некоторыми техническими способами создания графических работ, рассказывали истории рождения своих произведений и делились со зрительской публикой своим видением искусства.
На фото: хдожники Роберто Джанинетти, Оксана Негода и Марина Гурова на своих мастер-классах
Самое яркое впечатление у меня осталось от проекта московских художников, которые сотворили настоящее чудо. И мы первые его увидели, так как именно в рамках Биеннале состоялся самый первый его публичный показ. По словам куратора Н. Войскунской, для авторов было необходимо показать свой проект в окружении двух залов академической графики, статичной и немой.
Но обо всём по порядку.
Проект «VARIETAS DELECTAT / РАЗНООБРАЗИЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ» куратора Натэллы Войскунской состоит из 2-х частей.
Первая часть «Вариации на темы Моцарта» создана художником офортистом Светланой Ланшаковой и художником-модельером Оксаной Негодой. Перед нами открывается неожиданный взгляд на графику: соединение офортов на бумаге и на ткани (бархате, шелке, шифоне, шерсти и др.) с дизайнерским и декоративным искусством. Традиционные офорты на бумаге, размещенные в рамах на стенах, как бы «перетекают» в офорты на ткани, представленные в десяти арт-объектах – моделях одежды от кутюр. Тщательно продуманное пространственное решение экспозиции позволило высветить смысловые переклички офортиста и модельера-дизайнера, зарифмованность визуальных мотивов и цветовых решений.
Блуза «Вена Моцарта» Оксаны Негоды и офорт «Венский оперный театр» Светланы Ланшаковой
В «офортных» деталях всех моделей заключено столько скрытой глубокой информации, включая портретные изображения Моцарта, ноты, слова мессы и многое другое, что их надо не только видеть, но и «читать». Благодаря искусству художников зритель погружается в особое интеллектуальное историко-культурное измерение, и постепенно, знакомясь с экспозицией, воссоздает в своем воображении образ великого австрийского композитора.
Показательно, что в моделях Оксаны Негоды удивительным образом соединяется современный стиль XXI века с элементами барочной моды XVIII века (когда жил Моцарт).
Что касается традиционных офортов Светланы Ланшаковой, то большинство из них в этой экспозиции выполнены на черной бумажной основе, поэтому есть второе название выставки – «Чёрный Моцарт». Хотя сами изображения выдержаны в технике сепия (в серо-коричневой гамме, с патиной).
На фото офорт «Гранд опера. Париж» Светланы Ланшаковой
В серии «Театры Моцарта» художница использует многослойные офорты, вернее, трёхмерные коллажи (с изображением европейских и русских оперных театров), в которых словно высвечивается сценическое пространство, что придаёт изображению эффект театральности.
Трёхъярусная композиция офорта «Семья Моцартов», также выполненного в форме коллажа, позволяющего «игру» с пространством и объемом, напомнила мне дом Моцарта в Зальцбурге на Гетрайдегассе 9, с его сложной и запутанной планировкой (кстати, Моцарты снимали квартиру на третьем этаже).
На фото офорт «Семья Моцартов» Светланы Ланшаковой
Выставка «Вариации на темы Моцарта» поражает многослойностью фактуры и глубиной содержания, высочайшим уровнем мастерства художников, уникальностью техники и оригинальностью художественной фантазии. Она, с одной стороны, получилась изысканно театральной и элитарной, а с другой, – необычайно современной.
Мне не хватило музыки Моцарта (например, очень кстати подошла бы вторая часть любого фортепианного концерта). Вероятно, авторы проекта побоялись использовать гениальную музыку австрийского композитора как фон, но, на мой взгляд, музыка бы стала своеобразным стержнем всей экспозиции, объединившим все её визуальные линии и пласты. Хотя, надо отдать должное создателям, выставка «Вариации на темы Моцарта» получилась очень цельной.
Вторая часть проекта «Трафареты. Театр тени» (художник – Марина Гурова) – полная противоположность первой и по стилю, и по концепции. Прежде всего, она минималистична по выразительным средствам, в отличие от избыточности первой части.
Фрагмент экспозиции Марины Гуровой
Вся экспозиция, основанная на одном единственном знаке, поданном в разных вариациях, на мой взгляд, отсылает к дальневосточной эстетике с любовью к иероглифу и отдельному звуку, к дзенским медитативным практикам. Не случайно экспозиция дополнена спокойной, созерцательной музыкой, созданной шведскими композиторами Патриком Вингордом и Себастианом Рингом. Не случайно также в центре экспозиции – ширма с вырезанными знаками, которая дает возможность обыгрывать их положение в пространстве, приближая, удаляя, накладывая друг на друга.
Нефигуративное искусство требует от зрителя большей фантазии, погружения в поток собственного восприятия, «одушевления» абстракций, в результате чего и рождается образ. Для российского художественного пространства более привычно другое искусство – реалистическое и фигуративное, это подтверждает и биеннале, на которой оно преобладает.
В связи с этим весьма показательны слова Марины Гуровой о том, что задача художника заключается в просвещении зрителя, в приучении его к восприятию нового, к изменению способов видения.
Все фото – автора
Дополнительная информация
Казанская международная биеннале печатной графики – выставка-конкурс, которая проводится каждые 2 года. В 2015-м она получила название «Всадник» в честь казанского графического коллектива, деятельность которого в 1920-е годы превратила Казань в один из центров развития гравюры и графического искусства России.
В конкурсной программе 2019 года принимают участие более 120 художников из 16 стран: России, Беларуси, Германии, Греции, Израиля, Италии, Латвии, Мексики, Нидерландов, Польши, Сирии, Турции, Украины, Черногории, Швеции, Японии.
Биеннале открыта для посещения до 10 ноября.