Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Роковые страсти «Царской невесты»: премьера Года театра в Казани
- Маргарита Файзулаева, заслуженный деятель искусств РФ
- 25 февраля 2019 года
В атмосфере праздничного оживления и ажиотажного интереса с 1 по 23 февраля проходил XXXVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина.
Продвижению Шаляпинского бренда активно способствует просвещенная публика, воспитанная на высоких театральных традициях, возникших во второй половине XIX века – времени, когда в Казани утвердились постоянные оперные сезоны под руководством талантливого антрепренера П.М. Медведева.
Афиша XXXVII Шаляпинского фестиваля включала 10 спектаклей и 2 гала-концерта. По традиции фестиваль открылся оперной премьерой. На сей раз была представлена одна из самых популярных русских опер «Царская невеста» Римского-Корсакова, любимая и выделяемая среди других самим автором по части певучих арий, оркестровки и ансамблевых сцен. Имя режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе – ныне главного режиссера Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь – хорошо известно в Казани, ему принадлежит львиная доля спектаклей репертуара, жемчужин русского и зарубежного оперного искусства, включая и современные образцы национальных опер, таких, как «Любовь поэта» Резеды Ахияровой.
Это режиссер нового поколения, пытливый, глубоко мыслящий, владеющий законами музыкальной драматургии и блестящей режиссерской техникой. Тандем режиссера-музыканта в одном лице позволила Панджавидзе создать высокохудожественные спектакли, обогатившие репертуар Казанской оперы: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Лючия ди Ламмермур», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и др.
Каждая из шести предшествующих постановок «Царской невесты» была интересна по-своему, ряд из них подолгу сохранялись в репертуаре. К примеру, постановки 1996 и 2008 годов выделялись богатой сценографией в традициях русской театральной живописи по эскизам Ф. Федоровского. Ряд критиков в своих откликах на нынешнюю «Царскую невесту» определяют ее «как психологический триллер о тайных войнах человеческой души» (Улькяр Алиева) или как «необычайно захватывающий оперный триллер» (Игорь Корябин).
Спектакль 2019 года, на мой взгляд, поставлен в художественных традициях русской оперной классики. Сценическое действие драмы правдиво и последовательно распутывает сложное переплетение трагических судеб на фоне жесткой, мрачной атмосферы царствования Ивана Грозного – «эпохи смут, козней и казней», по выражению автора, русского драматурга Льва Мея.
Сцена из спектакля «Царская невеста»
Суровая правда времен опричнины, жизненные коллизии исковерканных судеб и страшная смерть всех главных действующих лиц – Марфы, Грязного, Любаши, Лыкова – держит зрителей в жутком напряжении. Цельной драматургии спектакля способствовало режиссерское решение распределения четырех актов в трехчастной структуре и четкий темпо-ритм спектакля в беспрерывном нарастании драматического напряжения действия к узловым кульминациям в сцене оглашения царского указа в III действии («Дружко»), потрясающее развитие волновых кульминационных вершин на протяжении всего IV действия («Невеста»).
В опере кипят роковые страсти: испепеляющая любовь Григория Грязного, жгучая ревность покинутой Любаши, темные заговоры – привороты, убийства неугодных на пути к осуществлению необузданных желаний Грязного. Михаилу Панджавидзе удалось выстроить эти впечатляющие характеры и вдохнуть в них жизнь.
Сцена из спектакля «Царская невеста»
Кинематографическое по фактуре и темпо-ритму «Царская невеста» не отпускало зрителей ни на шаг, от первого слова до последнего звука прекрасной музыки Римского-Корсакова под управлением молодого дирижёра Арифа Дадашева из Московского театра оперетты. Чувствовалось взаимопонимание режиссёра с музыкальным руководителем в достижении художественных задач спектакля.
Тем не менее, не всё было гладко в оркестровом звучании. Увертюра не прозвучала на должном уровне и не подготовила слушателя к восприятию оперной драмы. В многочисленный актерский состав «Царской невесты» вошли наряду с оперными звездами и молодые солисты.
Сцена из спектакля «Царская невеста»
Оба премьерных состава выложились по максимуму: художественный уровень того и другого спектакля приблизительно одинаков, тем более что отдельные ведущие партии вели одни и те же солисты. Вокальную сторону спектакля обогатили признанные мастера Михаил Светлов (США), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОБ им. М. Джалиля) в партии новгородского купца Собакина. Блестяще справились с партией Марфы молодые звёзды Казанской оперы Гульнора Гатина и Венера Протасова, наращивающие в последние годы свой яркий потенциал. Актерским дарованием поразил Станислав Трифонов – Грязной (Большой театр Республики Беларусь) и Екатерина Сергеева – Любаша из Мариинки, Максим Остроухов – Бомелий («Новая Опера»), Ильнур Зарипов в мимической роли Ивана Грозного (Казанская опера). Хотя драматическое мастерство не во всех случаях подкреплялось качественным вокалом. К примеру, ставка на заслуженного артиста Белоруссии Станислава Трифонова на роль Грязного, по-моему, не оправдала надежд. Помнится, в прошлых постановках «Царской невесты» блистал харизматичный Николай Путилин – обладатель редкой красоты и тембральных красок баритона. Екатерине Сергеевой удалось покорить казанскую публику прочтением роли роковой любовницы Грязного характерным для неё экспрессивным вокалом, особенно поражающим в кульминационных эпизодах партии Любаши.
Ярких музыкально-художественных откровений достигали хористы в хоровых сценах (хормейстер – Любовь Дразнина) и солисты ведущих партий в ансамблевых сценах.
Потрясает сценография «Царской невесты», выполненная художником-постановщиком Гарри Гуммелем из Германии. Ему удалось приблизиться к российским реалиям эпохи XVI столетия и показать в натуральную величину живописные строения, палаты и церквушки Александровской слободы. Сценография получилась достоверной и стильной по цветовой гамме и «живым» материалам – дерева, кожи, домотканого сукна. Костюмы, выполненные Ниной Гурло из Большого театра Республики Беларусь, также были максимально приближены к эпохе Ивана Грозного.
Премьера «Царской невесты» 2019 года отличается правдой жизни в развитии «кровавого сюжета» и достоверностью характеров персонажей драмы, а режиссерская концепция воспринимается вполне современно. Она созвучна по духу нашему времени – эпохи обострения конфликта власти и народа, процветания касты избранных и резкого расслоения между государством и гражданским обществом.
Прибывшие на фестиваль театральные критики с разных городов России и ближнего зарубежья сошлись во мнении, что нынешней премьере уготована долгая счастливая творческая судьба лишь в случае приглашения первоклассных солистов на титульные партии, чего, к сожалению, не было достигнуто сотрудниками менеджмента ТАГТОиБ имени М. Джалиля.
Фестивальную афишу также составили премьерные спектакли последних лет и апробированные временем постановки зарубежных и русских опер. Многие из них вызвали новые впечатления и глубокие сопереживания зрителей. К примеру, «Евгений Онегин» стал лучшим спектаклем со дня премьеры 2012 года – благодаря великолепному составу солистов Большого, Мариинского театров и «Новый Оперы». Истинное ощущение стиля русской оперы и красивое качественное пение продемонстрировали Игорь Головатенко и Анна Нечаева – Онегин – Татьяна, Михаил Казаков – Гремин, Алексей Неклюдов и Екатерина Сергеева – Ленский и Ольга.
Чудесная вокальная пара Гульнора Гатина – Чио-Чио-сан (ТАГТОБ) и Хачатур Бадалян – Пинкертон (Московский театр «Новая Опера») внесла новое дыхание в музыку Пуччини и нашла тонкие психологические нюансы в характере этих персонажей. Итальянская природа красивого тенора Бадаляна в гармонии с поэтичнейшим сопрано Г. Гатиной вызвали бурю восторгов благодарной казанской публики.
С каждым годом обогащается вокальная палитра сложнейшей оперной партии Бориса Годунова в трактовке знаменитого баса Михаила Казакова. Каждый раз мы находим новые черты в его образе Бориса, продолжающие традиции шаляпинского искусства, связанные с «действенным пением», сочетающим истинное драматическое искусство с вокальным.
Сцена из спектакля «Борис Годунов»
Особые страницы спектакля – мощные хоровые сцены в исполнении замечательного хорового коллектива театра, без которых народная музыкальная драма Мусоргского немыслима.
Зоя Церерина из Казанской оперы в последние годы изумила всех восхождением на олимп: певица, свободно перейдя от меццо к сопрано, замахнулась на архисложные оперные партии Абигайль в «Набукко» Верди и Турандот в опере Пуччини. Художественный результат этой затеи превзошел все ожидания, львиная доля успеха в названных спектаклях принадлежала этой неординарной певице, органично чувствующей себя на сцене с такими опытными мастерами, как Борис Стаценко из Германии в партии Набукко и другими оперными звездами.
Из пяти приглашенных дирижеров ярчайшие впечатления оставили итальянцы Стефано Романи, Марко Боэми, глава Казанской оперы Ренат Салаватов и Василий Валитов из «Новой Оперы», покорившее казанскую публику высоким классом дирижерского мастерства.
XХXVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина прошёл на высоком подъеме творческих сил, что особенно важно в наше сложное непростое время нестабильности и экономического кризиса.
Каждый фестиваль вносит новые элементы в его проведение: в нынешнем году была открыта Школа оперного зрителя для студентов музыкальных и театральных вузов и любителей оперного искусства. Образовательная программа Школы знакомила слушателей с шедеврами классической оперы, предполагала посещение закрытых репетиций Шаляпинского фестиваля, а также встречи с режиссерами и критиками, видео показы и обсуждения фестивальных спектаклей. Подобные образовательные программы способствуют повышению художественного вкуса молодёжи и любителей прекрасного искусства оперы.