Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Статьи не получилось. Получилась мозаика фактов
- Любовь Агеева
- 08 апреля 2020 года
Публикация Фидаиля Минниханова в газете «Республика Татарстан» от 2 апреля 2020 года вызвала у меня противоречивые чувства, а через нескольких дней – более определенную оценку.
На мой взгляд, не стоит писать и публиковать таких материалов, тем более в рубрике «100 лет ТАССР». Постараюсь объяснить, что конкретно привело меня к этому мнению.
Газетная публикация – это, конечно, не научная статья, но массовый читатель, узнавая о прошлом, должен получать системные представления о нем. Несомненно, вполне правомерно ждать такого системного подхода от человека, знающего законы научного исследования, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника, работающего в солидном научном учреждении – Институте татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ.
Тема, заявленная в заголовке, возражений не вызывает. Мало того, это очень важный аспект развития культуры республики. Тем более если иметь в виду сто лет ее развития. А именно так в подзаголовке уточнено. Начинает автор, что называется, от печки, с Декрета об образовании автономной республики, вызвавшего небывалый подъем духовной жизни в республике, и завершает информацией о заседании коллегии Министерства культуры РТ от 29 января 2020 года.
Думаю, даже если бы автор выстроил свой материал точно по заголовку, было бы весьма сложно проанализировать столетнюю историю культуры республики – так много в ней примеров взаимодействия и взаимовлияния двух цивилизаций – Востока и Запада, нескольких народов и культур, прежде всего русской и татарской. Но автор сразу забывает о стержневой линии, сбиваясь на мозаику отдельных фактов.
Муса Джалиль и Назиб Жиганова в санатории "Васильевский", где они работали над оперой "Алтынчеч". Июнь 1940 года
Нельзя не подивиться и подбору фактов – в одну цепочку выстраиваются, как бы сказали филологи, родовые и видовые понятия. Добросовестно перечислив, что когда создалось, открылось – театры, филармония, Государственный ансамбль песни и танца и даже новое здание Камаловского театра, автор опускает ряд фактов принципиального характера. Творческие союзы создавались во всех областях и республиках, театры есть везде… Но есть события, которые для своего времени были просто уникальными.
Они, конечно, названы, но, как говорится, через запятую. Например, в 1967 году в провинциальной Казани появился симфонический оркестр, и он до сих пор успешно работает. Потому что за дирижерский пульт тогда встал Натан Рахлин, выдающийся дирижер с мировым именем, открывший казанцам творчество многих русских и зарубежных композиторов, сделавший татарскую музыку достоянием самой широкой публики, и не только в Казани, но и в Москве, других городах Советского Союза.
На сцене Актового зала консерватории Симфонический оркестр Татгосфилармонии имени Г. Тукая. Дирижирует народный артист СССР Натан Рахлин
«На стыке двух цивилизаций» в республике наблюдались интересные явления. Если в первые годы советской власти татарская музыка, да и культура в целом, были ориентированы, скажем так, на Запад, выйдя на простор огромной страны, в которой был многовековой опыт русских композиторов и классиков мирового музыкального искусства, то в 90-е годы стало ощутимо движение на Восток, и автор очерка приводит некоторые факты. Правда, упускает интересный опыт композитора Рашида Калимуллина, многие годы проводящего в Казани, других городах Татарстана, а также в Москве фестиваль «Европа – Азия». Есть еще фестиваль «МузТранзит: Восток-Запад» организованный Центром современной музыки Софии Губайдуллиной при его же поддержке как председателя правления Союза композиторов РТ, при поддержке Министерства культуры России и Управления культуры Казани.
Читатель узнаёт, когда открылся оперный театр, ему сообщат, кто написал две первые татарские оперы (Султан Габяши, Газиз Альмухаметов и Василий Виноградов). Специалисты оценивают их как первый опыт, своего рода «генеральную репетицию» этого жанра в татарской музыкальной культуре. В те годы татарские композиторы активно использовали творческий опыт иной музыкальной культуры, работали в жанрах, ранее не существовавших у татар. Но автор оставил за кадром эту тенденцию, не сообщил даже о первой профессионально написанной опере «Качкын» Назиба Жиганова, которой в 1939 году открылся оперный театр. Автор практически доводит нас до дня ее премьеры, сообщая о татарской музыкальной студии при Московской государственной консерватории и об открытии в 1939 году оперного театра, где стали работать ее выпускники.
Сцена из оперы "Качкын"
Муса Джалиль в одноименной опере Назиба Жиганова - Нияз Даутов, народный артист РСФСР, в будущем художественный руководитель Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля
Народная артистка СССР Ирина Архипова в роли Хаят. Опера "Джалиль" на сцене Большого театра (Москва). 1959 год
В роли Джалиля заслуженный артист РСФСР, народный артист ТАССР Хайдар Бигичев
За кадром остается огромная подвижническая работа Назиба Жиганова по созданию практически всей инфраструктуры музыкальной жизни республики: оперный театр, филармония, консерватория, средняя специальная школа для одаренных детей, филармонический симфонический оркестр, первый концертный зал на площади Свободы. Как вспоминают его современники по тем годам, в том числе именитые, такие, как Тихон Хренников, если бы не было Жиганова, много чего не было бы в Казани. И не только в Казани. Работая над книгой о Назибе Гаязовиче, я узнала много интересного о том, как создавалось музыкальное образование полного цикла: детская школа – музыкальное училище - консерватория, как повсеместно заработали детские музыкальные школы, как открылись в других городах музыкальные училища.
Н. Жиганов, Ф. Яруллин, А. Файзи с профессором Московской консерватории Г. Литинским. Москва, 1937 год
Безусловно, Жиганов был не один. Рядом с ним было много других подвижников, в том числе Ильяс Аухадеев. Но в публикации его фамилия не называется.
Фамилия Жиганова упоминается дважды. В конце публикации он даже называется одним из тех, кто составил славу татарской культуры. Факт, который трудно оспорить даже тем, кто давно хочет вычеркнуть его имя из истории татарской культуры. Но по моему глубокому убеждению, подводя итоги столетия, мало просто назвать имена, правильно, чтобы не нарваться на критику, выстроить их цепочку. Важны тенденции, и одна из них как раз соответствует заголовку очерка – «На стыке цивилизации».
В президиуме съезда композиторов СССР. Москва, 1962 год. Слева направо: К. Данькович, Н. Жиганов и Т. Хренников
Читаю сейчас книгу Семена Гурария «В поисках середины», присланную из Германии, где сейчас живет выпускник и экс-преподаватель Казанской консерватории, известный пианист, с которым мы когда-то работали в «Вечерней Казани» (он был постоянным внештатным автором отдела культуры). Напишу об этой книге в другой раз, она этого стоит. Сейчас ограничусь одной цитатой из нее по существу моих размышлений после прочтения публикации в «Республике Татарстан»:
«В становлении профессионального музыкального искусства, особенно в первый период своего развития, сосуществовали, как известно, две тенденции. Одна всячески ратовала за этнографическую автономность и особую специфичность татарской музыки, возражая против использования достижений других более развитых музыкальных культур. Другая, усилиями передовых музыкантов пыталась вывести татарскую музыку за узкие рамки этнографических привязанностей на простор мировой культуры, сохраняя при этом национальные стилистические особенности».
Цитата взята из очерка, посвященного композитору Рустему Яхину, которого Семен Гурарий оценивает как яркого представителя второго направления, показывая это на конкретных примерах. Не понимаю, как можно было в списке деятелей музыкальной культуры упустить имя композитора, одно из сочинений которого стало Государственным гимном Республики Татарстан?
Три композитора (слева направо): Назиб Жиганова, Юрий Шапорин и Рустем Яхин
Назиб Жиганов с композитором Георгием Свиридовым
Назиб Жиганов с режиссером Большого театра Союза ССР Борисом Покровским, благодаря которому оперу "Джалиль" увидели в Москве
Замечу, в разные годы верх одерживала то одна, то другая тенденция. В 90-е годы, увы, творческий вклад деятелей искусства в культурные достижения республики стали измерять их национальностью… Нет, даже не национальностью. Не вычеркнуть же из истории, как Диас Валеев, который писал по-русски, вдруг перестал быть татарским писателем. Назиба Жиганова обвинили в том, что его музыка «не татарская», хотя даже я при отсутствии музыкального образования легко нахожу в его симфониях и произведениях других жанрах «татарское» присутствие.
Если же говорить о тенденциях, понадобятся другие факты. О том, например, как стали татарскими композиторами Александр Ключарев и Анатолий Луппов, о том, как Муса Джалиль, живя в Москве и работая завлитом в музыкальной студии при МГК, организовал перевод нескольких опер мировой классики на татарский язык…
Премьера оперы Дмитрия Шостаковича "Катерина Измайлова" в Казани. В оперном театре рядом с ним Нина Жиганова
Фидаиль Минниханов, не особо утруждая себя полноценным анализом, вместо выводов предлагает привычные клише:
«Уже в 1920-е годы многое было сделано для развития радио, театра, клубной деятельности. Была создана разветвлённая система культурно-просветительных учреждений. В 1930-е годы произошла подлинная культурная революция, во всех областях культурной жизни были достигнуты значительные результаты».
«Современный Татарстан уверенно вышел на мировую арену, и ему есть что показать и чем гордиться».
Ничего не имею против утверждения «Сегодня наша республика – это активно развивающийся международный центр театральной жизни и музыкальной культуры», но оно висит в воздухе. Нельзя же считать достижением «международности» участников Шаляпинского и Нуриевского фестивалей в театре оперы и балета имени Джалиля, приезжающих из разных стран, тем более что в основном это наши соотечественники. Правда, в публикации называются театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» и фестиваль мусульманского кино, которые, действительно, международные.
Корифеи татарского искусства: поэт Сибгат Хаким, композитор Назиб Жиганов и художник Харис Якупов
У меня нет намерения уличить Фидаиля Минниханова в неумении анализировать. Думается, любой автор на его месте вряд ли бы справился с задачей представить полную историю культуры республики за сто лет, тем более в мозаике фактов. Профессиональное искусство – театр, музыка, литература, изобразительное искусство (в очерке от него только имена Ивана Шишкина и Николая Фешина, за кадром – становление искусства, которого раньше у татар просто не было), а также библиотеки, музеи и даже сохранение объектов культурного наследия – и все это на одной полосе газеты формата А4. А ведь еще был небывалый всплеск самодеятельного творчества, огромная работа по просвещению широких масс (в отчетах разных госорганов это называлось эстетическое воспитание).
Два друга - Назиб Жиганов и Баки Урманче
Если уж обозревать всё, то есть еще архитектура, кино, необыкновенно успешно развивающееся в последние годы. Этот факт автор публикации отмечает. Был в КАИ знаменитый «Прометей», получивший всемирную известность опытами Булата Галеева и его сподвижников в области светомузыки. На моей памяти – активная гастрольная деятельность советского времени, благодаря которой мы знали лично многих актеров кино, актеров знаменитых московских театров, Рихтера, Горовица, Ростроповича, Шостаковича, Образцову… Список этих имен тоже длинный.
Читатель скажет: нельзя объять необъятное. Я – о том же.
Конечно, автора могло выручить точное следование заголовку – «На стыке цивилизации». Тогда область анализа уменьшилась бы существенно, и на первый план, скорее всего, вышла бы музыка, поскольку, на мой взгляд, именно в этой области лучше всего проследить, какое место занимала и занимает республика на многоцветном ковре культуры Советского Союза и современной России.
Как тут не вспомнить, как татары помогали становлению культуры народов Средней Азии, как в Казани учили, и учат до сих пор, юные дарования со всех поволжских республик…
У меня есть подозрение, что вовсе не автор придумал заголовок публикации. Такое часто случается в редакциях. Ну, не мог профессиональный научный работник написать текст, в котором задача совсем не соотносится с ходом ее решения. Видимо, его задача изначально была другая – просто юбилейный обзор, не претендующий даже на статус газетной статьи.
Наверное, такой текст был бы уместен, если бы редакция начала им цикл более основательных публикаций о развитии культуры по каждому из ее направлений. Уверена, и там авторов ждал бы нелегкий отбор фактов и событий, поскольку республика, действительно, стала крупным культурным центром, в чем-то даже мирового значения.
Не знаю, возможно, у редакции такие планы есть…
P.S. Сопровождаю свои размышления снимками из личного архива, конкретно – из фонда Назиба Жиганова. На них – многие памятные события культурной жизни республики. Фото из музея-квартиры Н.Г. Жиганова, сканы из книг, работы казанских фотожурналистов, более всего – Владимира Зотова.