Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Апокалипсис» глазами художника Александра Простова-Покровского

22 мая 2020 года на сайте казанской галереи современного искусства «БИЗON» (https://bizon.gallery/) открывается онлайн-выставка картин известного казанского художника Александра Простова-Покровского «Апокалипсис».

Формат выставки обусловлен тем, что торгово-развлекательные центры по-прежнему закрыты для посетителей, а галерея «БИЗON» расположена на двух этажах в ТРК «Родина».

В экспозицию вошел ряд работ, написанных за последние пять лет. Они объединены темой уже свершившейся катастрофы: наш мир – это мир разрушенных душ.

Простов-Покровский Александр

Александр Простов-Покровский. Картина "Апокалипсис"

По мнению художника, апокалипсис происходит достаточно заурядно и спокойно: «Трагедия – это не когда ломают руки. Это когда смиренно и тупо соглашаются со всем».

На полотна Простов-Покровский переносит итог своих размышлений о том, что происходит с душой в мире, где на смену тайной вечере пришел шведский стол.

Простов-Покровский Александр

Александр Простов-Покровский. Картина "Шведский стол"

Куда ведут нас слепые поводыри: в свет Возрождения или в мрак Средневековья? И отделимы ли они друг от друга? Решать зрителю.

Название выставке дала одна из самых заметных работ в творчестве Александра Простова-Покровского «Апокалипсис». На большом полотне изображен многоэтажный мир, где у каждого своя ячейка, из которой он не может выбраться. По сути, это метафора того, что происходит с людьми в режиме самоизоляции.

«Я уже давно предчувствовал, что все это должно чем-то закончиться, и я полагаю, что сочетание коронавируса, состояния нашей политики и экономики – это как раз осуществление того самого предчувствия», – говорит художник.

Александр Простов-Покровский – график, дизайнер, сценограф, признанный мастер жанровой живописи, в которой творит более 40 лет. Он является ярким представителем направления изобразительного искусства, получившего название «интеллектуальный реализм».

Дополнительно к пресс-релизу галереи не могу не добавить несколько слов от себя.

Александр Простов-Покровский – участник около 40 персональных и коллективных выставок в Европе и России. Последняя выставка в Казани проходила в галерее «Дом ART»   в декабре 2019 года. Я была на той выставке, но из-за большой занятости не смогла о ней написать. Так что могу сегодня без труда вспомнить свои впечатления от увиденного.

Простов-Покровский Александр

Выставка, во-первых, была скромной по размеру – она занимала комнату на первом этаже галереи на улице Некрасова. Во-вторых, на этот раз посетители могли увидеть не только работы Александра-Покровского, но и его жены – известного казанского архитектора Светланы Мамлеевой. Оказывается, не все ее коллеги по цеху знали, что она успешно реализует себя и в художественном творчестве – пишет картины. Что уж тут говорить о нас, любителях изобразительного искусства.

Простов-Покровский Александр

В-третьих, Александр точно угадал, сколько у него друзей и почитателей – в относительно небольшом помещении яблоку было негде упасть, однако все уместились. Но не это главное – почти все были знакомы не только с Александром или Светланой, но и друг с другом, и после осмотра экспозиции все разбились на группки, беседуя уже явно не о выставке.

Кто знает Александра близко, не ждал церемонии торжественного открытия. Он этого не любит. Просто в одно мгновение все вдруг замолчали, оторвались от картин и сгрудились возле виновников события. Они стояли на фоне работ Мамлеевой.

Прошу прощения за плохое качество снимка - другого нет. В зале было очень темно

Александр – привычный быть со зрителями вот так – тет-а-тет, Светлана – чуть смущенная таким вниманием к своей особе. Объекты, которые строятся или восстанавливаются в Казани по ее проектам, не так часто открывают с торжественными церемониями. К тому же муж сразу сказал, что сегодня, то есть 7 декабря, у Светланы день рождения. Так что вернисаж оказался своего рода подарком имениннице, а заодно и нам, приглашенным на выставку.

Свое выступление Александр почти целиком посвятил жене. Представив ее как зрелого, профессионального художника, отметил, что она, тем не менее, до сих пор остается в душе абсолютным ребенком, который не разучился удивляться. Это редчайшее качество в человеке. Он пожелал всем смотреть на жизнь так же, как она – если мы хотим жить долго.

 Простов-Покровский АлександрАлександр Простов-Покровский. "Штиль"

В принципе это не первое представление Светланы Мавлеевой в роли живописца. В ноябре 2016 года в художественной галерее Игоря Калинаускаса «INK Gallery» открылась необычная выставка казанских архитекторов «Мечты, создающие наш город». О ней было рассказано на портале ProKazan.ru. В экспозиции были представлены, кроме реализованных проектов именитых и еще юных архитекторов, их творческие работы – всевозможные наброски, эскизы, картины. Среди представленных архитекторов была и Светлана Мавлеева. Но была показана лишь малая часть ее художественного творчества. На выставке в галерее «Дом ART» можно было получить более полное представление о нем.

Для характеристики двух художников позаимствую мнения о художниках с сайта галереи.ml:

АЛЕКСАНДР ПРОСТОВ-ПОКРОВСКИЙ

 – Я часто слышу одну и ту же просьбу: «расскажите о вашем творчестве». В этот момент я испытываю неподдельную неловкость, поскольку в моем понимании сам термин «творчество» настолько высок, непостижим и свойственен абсолютным гениям, что применительно ко мне является невероятным комплиментом, которого я не заслуживаю. То что я пишу это скорее всего проза, рассказы на холсте, наблюдения, анализ происходящего вокруг нас. Язык на котором я говорю, сложился сам по себе, без усилий, кропотливого поиска и прочих изысканий.

Мои работы несут в себе множество оттенков и мотивов от социального до мистического, фантазийного, в реальности то что на них изображено видит и знает каждый. Все дело в форме, подаче материала, собственного, оригинального взгляда на мир, слияние, объединение не сочетаемого в стройную композицию не вызывающую отторжения своей нелепостью, вплоть до библейских мотивов в их приземленном, современном, бытовом изложении.

Я упоминал о прозе на холсте, по сути это так, иногда удается написать повесть с самонадеянным прицелом на роман, однако не перестаю надеяться что случится чудо и из под моей кисти родится его величество анекдот, лаконичный и всеобъемлющий как сама жизнь.

Фото сетевого ресурса "Реальное время"

СВЕТЛАНА МАМЛЕЕВА

Произведения Светланы Мамлеевой, явление уникальное в изобразительном искусстве и это не преувеличение. Невероятное сочетание мудрости, образованности, нежного и бережного отношения к окружающему её миру создают удивительную атмосферу сказочности, метафоричности, оригинальности трактовок смыслов. Но подлинным бриллиантом в творчестве Светланы является непостижимая детскость ее восприятия реальности. К величайшему сожалению, большинство из нас лишены этого божественного дара в силу различных обстоятельств, не потому ли так притягательны и близки нам ее картины, они как верные друзья, из безоблачной юности шагнувшие нам на встречу с улыбкой и нежными объятиями. Войдите в мир ее пр

оизведений, это ваш мир, забытый, но ждущий вас давным давно, вам не будет одиноко, вас там ждут. И кто знает, может быть, по прошествии времени, вы вернетесь туда снова и снова с благодарностью и любовью, конечно вернетесь.

– Я всегда хотела быть художником, графику делала давно, а вот маслом увлеклась совсем недавно, нашла себе занятие на время пенсии. Рисую все, что приходит в голову.

Не знаю, почему у меня все картины пока получаются «летящими». Наверное потому что я сама такая же», – сказала Светлана в интервью корреспонденту «Реального времени».

Мне уже приходилось писать о моем восприятии картин Александра Простова-Покровского по впечатлениям от других выставок. Поэтому здесь ограничусь общим откликом на все, что я видела.

Мне всегда казалось, что Александр на свете такой один. Ради того, чтобы разгадать секреты заложенного в картину смысла, я готова стоять у картины долго-долго. И все равно, наверное, точно не разгадаю. Хотя бы потому, что восприятие живописи, как и любого произведения искусство, глубоко субъективно, и в нем есть не только то, что от художника, но и то, что от его зрителя. 

Оригинальные композиции Александра Простова-Покровского были размещены в центре выставочного зала

Порой он удивляет необычностью сюжета, как, например, в картине «Апокалипсис», порой картина проста до невероятности. Смотрю на четыре яблока – каждое в отдельной раме. Одна часть из четырех, если видеть только ее, возможно, и не представляет особой художественной ценности. Правда, это все-таки яблоко от Александра Простова-Покровского, а потому оно «живое». Но вот выстроил художник яблоки в один ряд, начав его с  целого плода и завершив объеденным огрызком  – и перед нами целая история человеческой жизни. Она воплощена не столько в изменении яблока, сколько в настроении человеческого лица, изображенного на боку плода. Тут целая гамма чувств…

У Светланы замаха на общечеловеческие смыслы я не заметила, но ее картины по форме очень похожи на живопись мужа. В них не стоит искать жизненного правдоподобия. Это тоже своего рода ребусы. В единую композицию она соединяет реальное и нереальное, как архитектор, монтируя сюжет из разных фрагментов. Так, в картине «Ай! доиграешься…» это черный кот на подушке, парящий над силуэтами Казанского кремля, вверху – птица, его дразнящая, внизу – белый парус на реке, надо полагать, Казанке.

Светлана Мамлеева. "Ай! доиграешься..."

Александр и Светлана наполняют свои картины светом. Только у Светланы он показался мне более теплым, ближе к солнечному, а у Александра – более холодным.

 

Светлана Мамлеева

 Александр Простов-Покровский

Дополнительная информация

Александр Простов-Покровский родился в  1951 году в Казани, в семье режиссера Евгения Александровича Простова, заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР, много лет возглавлявшего художественное руководство Казанского Большого русского драматического театра имени В.И. Качалова. Александр получил высшее художественное образование. Много лет прожил в Европе.

Пражская Академия искусств присудила Александру Простову-Покровскому, единственному из российских художников, диплом и кубок Международного альянса Сальвадора Дали. Он также является обладателем Золотой медали Европейского круга Франца Кафки. Работы художника находятся в коллекциях Музея современного искусства в Дублине (Ирландия), Музея Академии искусств им. Масарика в Праге (Чехия), «Шпренгель музея» в Ганновере (Германия), в «Origin Gallery» в Дублине (Ирландия), а также в частных коллекциях Европы, США, Канады, Австралии и России.

Светлана Мавлеева родилась в городе Алма-Ате в 1947 году 7 декабря, в 1954 году переехала в Казань, город становится моим родным, ему я посвятила всю свою жизнь.

Ей довелось восстанавливать ансамбль Казанского кремля, главное здание Национального музея РТ, пострадавшего после пожара. Она автор проекта нового здания Татарского государственного театра кукол «ЭКИЯТ», проектировала парка 1000-летия и много других объектов республики.

Она член-корреспондент Академии архитектурного наследия, почетный член Российского Союза исторических городов и регионов, почетный архитектор России, заслуженный архитектор РТ, архитектор-реставратор высшей категории.

Руководит секции Научно-методического совета при Комитете РТ по охране объектов культурного наследия, член градостроительного совета города Казани, директор и научный руководитель ООО «Мастерская Архитектора Мамлеевой».

Награждена медалями «За вклад в наследие народов России», «В память 1000-летия Казани», «XXVII Всемирная летняя Универсиады 2013 года в г. Казани». Она лауреат премии МВД России, имеет Диплом «Архитектурный Оскар» за вклад в архитектуру.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить