Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Минтимер Шаймиев: «Идущий одолеет...»
- Любовь Агеева
- 25 апреля 2019 года
25 апреля 2019 года все совместное заседание Попечительского и Административного советов Республиканского фонда «Возрождение памятников истории и культуры Республики Татарстан» было посвящено одной теме.
Правда, тема оказалась столь многоаспектной, что обсуждение заняло почти 3 часа. Сначала было почти часовое выступление Государственного Советника, руководителя Попечительского совета фонда Минтимера Шаймиева, которое слушали в абсолютной тишине. И потому, что это знак большого уважения (встретили Минтимера Шариповича стоя и дружными аплодисментами), и потому, что говорил он о том, о чем еще мало кто знает в полном объеме.
В принципе новый предмет заботы «Возрождения» – не новость. Разговоры начались еще до того, как официально подвели итоги проекта по возрождению Булгар и острова-града Свияжск. Шли поиски нового проекта. Предложения были разные. Не знаю, кто конкретно выбрал создание в республике системы полилингвистического образования, но об этом я услышала от М. Шаймиева.
На нем и остановились, хотя проект довольно сильно отличается от того, чем занимался фонд раньше. Древние и новые объекты Булгар, храмы и весь Свияжск – это, так сказать, материальные памятники культурного наследия. В новом проекте наследием выступает, по сути, татарский язык, а через него – национальная татарская культура, судьба татарского народа. А, возможно, и русский язык, поскольку в XXI веке опасность угрожает и ему тоже.
О том, что языки лучше изучают в раннем детстве, говорили давно. И о том, что в это время лучше всего обучать сразу и русскому, и татарскому (можно – и татарскому, и русскому), на практике убедились еще в 90-е годы, когда задача обеспечить реальное двуязычие была обозначена как государственная. Был принят специальный республиканский закон, до этого два государственных языка были обозначены в Конституции РТ.
Правда, в последнее время многолетняя работа по обеспечению двуязычия, в которую было вложено много-много денег, можно сказать, была признана неудовлетворительной. Не тогда, когда федеральный центр вдруг обнаружил, что в Татарстане что-то не так с учебной программой в школах, а тогда, когда из Москвы последовали грозные требования программу привести в соответствие (знакомая формулировка). И в Татарстане, как оказалось, много людей, которые не хотят, чтобы их дети учили татарский язык, и мало те, кто был способен защитить всеобщее изучение татарского языка как языка государственного. И учебную программу урезали, введя суррогаты - родной татарский и родной русский. Нет ни одного знакомого учителя, который бы сказал о новых предметах что-то хорошее. Детей разделили в школах по национальному признаку. чего не делали даже в 90-е годы.
И не язык тут вовсе виноват, а то, что ему все эти годы плохо учили. А ведь и раньше было известно, что методики, применяемые в школах, никуда не годятся.
Я писала об этом, и не раз за эти годы. Другие журналисты писали… Но все делали вид, что всё прекрасно.
Полилингвистические (или полилингвальные) учебные заведения – это, по сути, своего рода выход из возникшей ситуации. Ясно, что при частичном знакомстве с татарским на этом языке не заговоришь. Особенно если для тебя он не родной. А язык сохранять надо. Без него нет национальной культуры, нет татарской нации. В Татарстане это даже русские понимают.
Нужен абсолютно другой подход. Теперь уже не массовый, а штучный.
Разговоры о том, что родной язык надо знать обязательно, в наш прагматичный век уже не эффективны. Если нет полной цепочки: семья – детский сад – школа – вуз, мотив учиться на родном языке воспринимают далеко не все. Сегодня никто никого уже не обвиняет в манкуртизме, да и сфера татарского языка все-таки значительно расширена. Тем не менее, как свидетельствует моя дочь, учитель русского языка и литературы, от обучения татарскому языку отказались многие татары.
Сделать школу трехязычной, дать возможность детям изучать и другие языки, а не только русский и татарский – это попытка обмануть прагматизм современной жизни. Поскольку в общем фантике есть манок – английский, а сегодня куда без него, если хочешь сделать хорошую карьеру? Как подчеркнул Минтимер Шаймиев, новая школа сможет воспитать конкурентоспособную личность, что обеспечит ее выпускнику более успешную деятельность в будущем.
Чем еще авторы проекта собираются заманивать в новую школу? Впрочем, у меня нет сомнений, что она будет востребована.
Прежде всего, тем, что в ней будут созданы условия для обучения, каких еще нет ни в одном среднем общеобразовательном учебном заведении республики. Мы уже научились строить школы, что называется, со всеми удобствами – с необходимым оборудованием, а его в современном учебном процессе немало, с несколькими спортивными залами и бассейнами, создать в них условия для внеклассных занятий, чтобы ребенок не разрывался между общеобразовательной, музыкальной или иной школами. И такие школы в Казани есть.
Есть еще один важный аспект, о котором говорил в своем выступлении директор средней школы №165 Айдар Шамсутдинов. Именно на базе этой школы планируется создать первый полилингвальный комплекс в Казани. Он говорил о зарубежном опыте, на основе которого планируется вести учебно-воспитательный процесс. В частности, речь идет о Финляндии, которую считают родиной новых методик, позволяющих создать школу, где дети учатся с радостью.
Все выступившие на этом заседании не скрывали, что новая школа призвана воспитать новую татарскую элиту. Безусловно, в ученических рядах будут иноязычные вкрапления, ведь в конкурсах на лучшее знание татарского языка нередко в лауреаты выходят совсем не татары. Но все-таки большую часть будут составлять они. Их соберут со всего Татарстана, поскольку в школе будет интернат. Сдается мне, что будут учиться в новой школе и жители других городов России, ведь не только с казанскими детьми связаны мечты лидеров татарского народа.
Не могу в связи с этим не высказать одно опасение. Безусловно, такое образование позволит выпускникам полилингвальных школ претендовать на лучшие в стране высшие учебные заведения, позволит стать им профессионалами в избранных профессиях. Но где применят они полученные знания и навыки? Не будет ли у них желания найти себя за рубежом, в европейских странах или Турции?
В чем у меня нет сомнения, так это в том, что проект под надзором Минтимера Шаймиева непременно будет выполнен, хотя сроки поставлены жесткие – открытие новой школы 1 сентября 2020 года. И в части строительства, и в части подготовки кадров для новой школы (такая задача поставлена перед Казанским федеральным университетом), и в части комплектования ее кадров. Безусловно, деньги здесь экономить не будут. Их основную часть составят средства республиканского бюджета при участии фонда «Возрождение».
Планируется построить несколько зданий новой школу на улице Бондаренко. Деньги понадобятся для преобразования здания школы №165. В полилингвальный комплекс войдет несколько детских садов, которые тоже нужно будет отремонтировать. Минтимер Шаймиев заметил, что в целом база образования в Казани хорошая, так что начинаем не с нуля. Он сообщил, что концепция комплекса в целом уже разработана. Есть понимание всех организаций, которые будут участвовать в его создании.
Немалую роль тут сыграет конкуренция с Елабугой, где в эти же краткие сроки создается второй полилингвальный комплекс республики.
Начиная свое выступление, Минтимер Шаймиев, как всегда, нашел емкую афористичную форму, чтобы мобилизовать всех на совместное дело. «Идущий одолеет», – сказал он. И подчеркнул: нельзя стоять на одном месте, нельзя быть неуверенным в своих силах...
Идущий одолеет…
***
В заседании приняли участие Руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, заместитель Премьер-министра РТ - Руководитель Аппарата Кабинета Министров РТ Шамиль Гафаров, заместитель Председателя Государственного Совета РТ, Руководитель Административного Совета Республиканского Фонда «Возрождение» Юрий Камалтынов, заместитель Председателя Государственного Совета РТ, исполнительный директор Республиканского Фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, также члены Международного межведомственного экспертного совета фонда, руководители министерств и ведомств, представители общественности, школ и образовательных учреждений, руководители проектных и подрядных организаций республики.