Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
На мусульманский кинофестиваль казанцы ходили, как на работу
- Людмила Колесникова
- 10 сентября 2021 года
Мы попросили поделиться впечатлениями о XVII Международном фестивале мусульманского кино, который проходил в Казани с 5 по 10 сентября, известного казанского журналиста Людмилу Колесникову.
За что я люблю наш традиционный сентябрьский фестиваль? Прежде всего, за то, что случайных зрителей на показах Казанского международного фестиваля мусульманского кино не бывает.
Красная дорожка в день открытия фестиваля 5 сентября
О преданных зрителях
В этом со мной согласится каждый, кто хоть однажды оказался на показе этих лент. Действительно авторского, настоящего, честного кино про нашу жизнь, какое не увидишь на телеэкране. Картин жестких, но искренних и правдивых. Зритель старается потом не пропустить очередной мусульманский фестиваль. И, если позволяет время, начинает ходить на конкурсные просмотры, как на работу. Так было и на последнем, 17-м кинофоруме, который завершился на минувшей неделе, представив на суд зрителей и жюри 50 кинокартин из 40 стран. Работ разноплановых, остросюжетных и неординарных.
В кинотеатре «Родина», замечу, самыми активными и многочисленными зрителями по традиции стали казанские пенсионеры. Преимущественно пожилые дамы спешили сюда к 10 утра со всей Казани и окрестностей с термосами и нехитрым провиантом в рюкзаках. Они с комфортом усаживались на задних рядах, откуда вскоре начинало аппетитно пахнуть кофе и бутербродами.
В перерывах бежали за внуками младшими школьниками. Усаживали их рядом с собой, строго наказывая, не шуметь. К вечеру передавали ребятишек родителям. А сами возвращались в зал, до глубокой ночи продолжая смотреть уникальное кино.
– Я очень ждала фестиваль, – поделилась педагог одной из казанских школ. – В прошлом году из-за пандемии он проходил онлайн. Это абсолютно не то! Такие фильмы нужно смотреть на большом экране. На компьютере совсем другая энергетика, эмоции и впечатление.
За эти годы у фестиваля сформировался свой зритель – благодарный, умный и глубокий. Во время просмотров здесь не переговариваются, не обмениваются репликами и не отвлекаются на телефон. Не жуют попкорн и не уходят, хлопнув креслом, с середины картины. В зале царит абсолютная творческая тишина. А в финале всегда звучат аплодисменты.
Зрители стараются не пропускать встреч с кинорежиссерами и актерами, которых на минувшем кинофестивале в кинотеатре «Родина» и «Мир» состоялось немало. Публика забрасывала создателей лент вопросами и подарками (порой наивными, как, к примеру, плитка шоколада «Аленка») и не хотела отпускать. Так было в пятницу на встрече со специальным гостем фестиваля, звездой турецкого кинематографа Али Бурак Джейланом. Молодой обаятельный актер в первую же минуту признался, что не чувствует себя в Казани иностранцем. По его словам, с первых часов он в нашем городе, как у себя в Стамбуле. И признался в любви к казанскому зрителю.
Запомнилась сценка в фойе после встречи зрителей с малоизвестной турецкой актрисой. Женщины-татарочки окружили ее и по очереди обнимали. Искренне благодарили за игру и пытались общаться с ней на татарском языке. Миниатюрная и тоненькая, как балерина, актриса, явно ничего не понимала. Но всем поклонницам широко улыбалась, прижимала руки к груди и повторяла одно слово: «Рахмат».
О фильмах, полных открытий
Я смогла посмотреть на кинофоруме несколько фильмов, как игровых, так и документальных. Каждая из лент уникальна по-своему. Но всех объединяет одно. Они про сложную и нелегкую жизнь маленького человека – про его беды, горести и проблемы выживания. Каждый из фильмов поразил небанальным сюжетом. И в каждом было свое открытие и искреннее сопереживание главному герою.
В работе таджикского режиссера Носира Саидова «Учитель», повествующей о сельской династии учителей-мужчин из высокогорного аула с патриархальными устоями, это трепетное и трогательное отношение взрослого сына к своему престарелому, парализованному, прикованному к постели отцу.
Эпизод в бане кажется затянутым. Но потом понимаешь, в том, как долго и тщательно сын моет отца, режиссер пытается показать силу и преданность сыновней любви. Юноша беспрекословно повинуется престарелому родителю. Ухаживает и остается с ним до последней минуты. И отправляется в город только после похорон отца.
Увы, это редкость. Вспомнился рассказ директора одного из наших домов для престарелых о том, что среди его обитателей практически нет одиноких стариков. У всех есть взрослые дети, которым некогда ухаживать за немощными родителями.
Полнометражный документальный фильм иранского кинорежиссера Махди Маханбура «Фетиме» – о другой любви маленького человека. О материнской любви глухонемой женщины, изможденной тяжелой работой на рисовой плантации. Матери четырех детей, которая стойко переносит тяготы деревенской жизни и не осуждает мужа, уехавшего в город ко второй жене. Ведь Фетиме должна поднять детей.
Художественная лента кинорежиссера Роя Криспела «Отец Омара» (Франция, Израиль, 2020 год) поражает с первых кадров. «Я не могу это смотреть! Сейчас уйду, зачем показывать такой ужас?», – сказала себе, увидев, как в детской палате молодой отец-араб забирает с опустевшей детской кроватки игрушки. Складывает их в большую сумку. А потом кладет туда же безжизненное тельце младенца.
Маленький сын героя фильма Омар родился с тяжелым пороком сердца и умер во время операции в одном из госпиталей Израиля. Отцу нужно срочно похоронить его в родной деревне. Но очередной арабо-израильский конфликт перекрыл границу. Строжайший комендантский час. Патрули приказывают отцу показать, что у него в сумке, в ужасе отшатываются, но не слышат его просьбы пропустить. Приказ…
Едва живой от горя отец три дня безуспешно пытается перейти границу. В торговом центре встречает беременную еврейскую девушку, будущую мать-одиночку, которая пытается ему помочь. Только она одна, из многих встреченных на его пути людей! Она покупает лед для крохотного тельца, приводит отца к себе на ночлег и помещает трупик в домашний холодильник.
Эта девушка, а еще молодой солдат на одном из приграничных КПП, только два человека посочувствовали и помогли убитому горем отцу. Увидев, что у араба в сумке, юноша патруль ужаснулся. Посадил его в военный джип и довез до границы. Все, что требовалось в такой ситуации от десятка других молодых израильских солдат и девушек в форме, которых не тронула беда жертвы национального конфликта.
Фильм о Вселенском равнодушии, которое уже зашкаливает. О том, что мы не слышим и не понимаем друг друга.
Именно об этом на встрече со зрителями, среди которых было много молодежи, говорил и гость кинофестиваля из Турции. Али Бурак Джейлан сказал буквально следующее: «С годами начинаешь понимать, что нет плохих людей. Если люди, которых не поняли. Моя цель как актера – дать человеку то, чтобы его понимали»…
А такие фильмы – чтобы люди, говорящие на разных языках мира, понимали друг друга и умели чувствовать боль.
Читайте в «Казанских историях»:
Фестиваль мусульманского кино в Казани в 17 раз
В сентябре в Казани все разговаривают на одном языке – на языке кино
На мусульманский кинофестиваль казанцы ходили, как на работу