Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Август 2022 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1930 – Опубликовано постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 30 июля 1930 о передаче клиник высших медицинских учебных заведений и медицинских факультетов университетов в ведение местных органов здравоохранения

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Весеннее барокко в Казани, или Пойте жилы, пока живы

18 марта в Большом зале имени С. Сайдашева с большим успехом прошел концерт московского оркестра старинной музыки Pratum Integrum.

Своими впечатлениями делится музыковед Татьяна Сергеева.

От весны мы всегда ждем чего-то нового. И вот, на волне этого ожидания, в марте произошло замечательное  событие – к нам приехал московский оркестр Pratum Integrum, выступление которого стало истинным праздником для казанских любителей старинной музыки, далеко не избалованных встречами с исполнителями на исторических инструментах. Музыканты оркестра подарили радость общения с высоким исполнительским искусством и возможность услышать редко звучащую барочную музыку, созданную до Баха.

Концерт прошел в рамках X фестиваля L’Arte del Arco и был инициирован его художественным руководителем Рустемом Абязовым.

Pratum Integrum (в переводе с латыни – «Некошенный луг») – оркестр старинной музыки, основан в 2003 году, в Москве. Исполняет  музыку барокко и классицизма (зарубежную и русскую) на исторических инструментах, подлинных или реконструированных. Художественный руководитель коллектива – Павел Сербин. Оркестр сотрудничает с крупнейшими европейскими музыкантами, специалистами в области исторического исполнительства. Участвует в крупных международных фестивалях. Гастролирует в городах России и зарубежных странах. Дискография оркестра насчитывает более 15 альбомов.

Вся программа концерта была рассчитана только на струнный состав оркестра с  клавесином. Белый изящный клавесин (московского мастера Александра Баюнова) пратумцы привезли с собой. На нем в концерте играл Николай Мартынов.

Поскольку оркестр играет без дирижёра, то его функцию выполняет концертмейстер – Сергей Фильченко (барочная скрипка), душа  и «нерв» оркестра. Его виртуозное владение инструментом и невероятная  энергетика, которая проявляется и в игре на скрипке, и в жестах, и в ритмизованной пластике, – всё это передается музыкантам оркестра, объединяя их в единое целое, когда все 13 исполнителей дышат, как один. Отсюда поразительная точность ансамбля и в то же время чувство свободного, сиюминутно рождённого музицирования.

Первое отделение полностью было посвящено итальянцам: Арканджело Корелли (1653-1715) – Джузеппе Тартини (1692-1770) –  Антонио Вивальди (1678-1741) – Франческо Джеминиани (1687-1762). Все они были весьма плодовитыми композиторами, оставив потомкам сотни сочинений. Так, например, Вивальди, кроме всего прочего, написал 465 концертов для самых разных составов. К тому же все четверо были выдающимися скрипачами.

Яркая, страстная, временами безудержная, итальянская музыка захватила своей необычайной приподнятостью и изысканным звучанием. Программа первого отделения была выстроена по нарастающей (имею в виду накал эмоций в самой музыке и, соответственно, эмоциональное воздействие на слушателей). Невозможно отдать предпочтение чему-то одному, поскольку каждое произведение раскрылось по-своему.

Кончерто-гроссо Корелли До мажор стало своеобразной настройкой на акустическое пространство зала и совместную коммуникацию музыкантов-исполнителей и слушателей. Сдержанное благородство, изящество и игровая изобретательность музыки Корелли в исполнении оркестра установили доверительную, искреннюю атмосферу.

Сонату Тартини соль минор  для скрипки, струнных и бассо континуо «Покинутая Дидона» отличает яркая образность, мелодическая красота и виртуозность скрипичной партии. Особо выразительно скрипка Фильченко звучала в первой части c её патетичной и трогательно-печальной мелодией, подобно вокальной арии, а в прихотливой финальной жиге игра Фильченко поражала многокрасочностью звучания и виртуозным блеском.

Своеобразной кульминацией стал Концерт для струнных соль минор Вивальди, самого популярного барочного композитора в современном мире. Благодаря своей гармоничности и жизнеутверждающей силе, а также узнаваемости  с первых тактов музыкального стиля и инструментальных приемов, музыка Вивальди моментально завладела сердцами слушателей. Концерт был исполнен на одном дыхании, с неослабевающим пульсом в быстрых частях, завершившись виртуозной неистовой «Бурей».

Контрастом с музыкой Вивальди прозвучало Кончерто гроссо ми минор Джеминиани (кстати, ученика Корелли). Музыканты оркестра открыли нам проникновенно выразительную и весьма изобретательную музыку. Лаконичные медленные части этого произведения, отличающиеся необычными для того времени гармониями (с многочисленными модуляциями и диссонансами), погрузили слушателя в эмоциональную сферу печального, жалобного. В двух быстрых частях, основанных на полифонической технике и сыгранных с блеском и темпераментом, музыканты продемонстрировали главную идею кончерто гроссо, которая заключается в диалоге-соревновании между солирующими инструментами – скрипкой (Сергей Фильченко) и виолончелью (Август Крепак) и оркестром.

Благодаря тому, что за плечами многих музыкантов обучение в лучших консерваториях Европы под руководством основателей исторического аутентичного исполнительства, а также благодаря тому, что музыканты-струнники играют на инструментах с жильными струнами, звуковой облик произведений барочных композиторов приобретает стилистическую чистоту и свежесть,  высвечивая их подлинное музыкальное содержание (скрытое в образах и аффектах). Как шутливо заметил Сергей Фильченко в своем комментарии во время концерта, жильные струны по-особому влияют на человека и его душу.

К сожалению, не хватило объёмного звучания клавесина (при всей корректности исполнения). Вероятно, причина заключается в том, что привезённый инструмент не обладает достаточными акустическими и динамическими возможностями для такого большого зала, как сайдашевский.

Второе отделение было посвящено музыке немецкого композитора Георга Филиппа Телемана (1681-1767), чье творчество, по словам художественного руководителя Павла Сербина, является визитной карточкой оркестра Pratum Integrum. Совсем недавно, 14 марта, исполнился 341 год со дня рождения этого замечательного композитора. Известно, что при жизни Телемана ценили больше, чем его современника, великого И.С. Баха.

Для меня и многих присутствующих в зале слушателей музыка Телемана стала настоящим открытием. Особенно хотелось бы выделить в исполнении оркестра Pratum Integrum Оркестровую сюиту ми минор, в которой проявилось  остроумие и увлеченность Телемана французским стилем. Сюита, состоящая из развернутой увертюры, танцев и жанровых сценок, дала возможность показать музыкантам оркестра разные стороны своего искусства (драматургическую целостность, ансамблевую виртуозность, многокрасочность инструментальной ткани и мн. др.).   

Для Кончерто гроссо Соль мажор для двух скрипок, виолончели, струнных и бассо континуо, написанного композитором в итальянском стиле, характерна ясность и естественность музыкальных мыслей, воплощенная в выразительных мелодиях. Вот только эмоциональный градус в сравнении с итальянской музыкой, на наш взгляд, намного ниже. Что касается Концерта Ре мажор для струнных, то, слушая его, проникаешься элегантной ясностью, идеей остроумного замысла, галантным и «чувствительным» стилем – всем тем, с чем ассоциируется музыка Телемана.  

Слушатели горячо благодарили музыкантов за их вдохновенное исполнение. В ответ оркестр повторил финал Концерта Ре мажор и на бис сыграл Арию Баха из оркестровой сюиты ре минор. Как заметила моя коллега: «После этой музыки сразу всё встаёт на свои места: никого нет равного великому Баху».

Я обратила внимание на особый настрой слушателей во время концерта, на улыбки на их лицах во время исполнения музыки, на их чуткое внимание и не нарушаемую тишину между частями звучащих произведений.

Несколько слов о рассказчике, как назвал себя в программке ведущий концерта Рустем Абязов. При всей важности информации об оркестре, слушателям, по-моему, не хватило рассказа о самой музыке, живых, лаконичных комментариев, тем более что звучали редко исполняемые сочинения.  Как я уже отмечала не раз, эта музыка нуждается в просветительском подходе: в рассказе об особенностях её создания и восприятия, о композиторах и музыкальных трактатах, о жанрах и стилях, в которых она написана, об инструментах, на которых она звучит.

После концерта подумалось, как много музыки, созданной композиторами добаховской эпохи, которая имеет право на то, чтобы быть сыгранной и услышанной.

Спасибо музыкантам за праздник, за открытия!

 Фото автора

Для тех, кто не был на концерте, но хотел бы его услышать, предлагаем ссылку на запись концерта в Ютубе: https://youtu.be/jYYgoeCD2zM

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского