Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие в 1915 год: концерт сочинений Александра Скрябина состоялся через 107 лет

21 апреля я стала участницей удивительного события. Любители музыки услышали сочинения пианиста и композитора Александра Скрябина, который он намеревался исполнить сам в апреле 1915 года.

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова решила воспроизвести концерт, которому не суждено было состояться. 107 лет назад в Казани в этот же день, в том же самом зале (тогда это был зал Дворянского собрания), должен был выступать знаменитый русский пианист и композитор Александр Скрябин (1871-1915). Но не случилось. Он заболел и смог дать последний концерт 2/15 апреля в Малом зале Петроградской консерватории. Музыкант, которому суждено было войти в историю мировой музыки, скончался за несколько дней до объявленного концерта в Казани

Казанский пианист с мировой известностью, заслуженный артист РФ, народный артист РТ Евгений Михайлов, а также два его ученика по Казанской консерватории: лауреаты международных конкурсов Тагир Камальтдинов и Ван Юйцянь исполнили те же самые сочинения, который планировал сыграть в Казани Скрябин. В афише был указан еще один ученик – Евгений Лушин. Надо полагать, его сочинения исполнил сам маэстро.

Концерт был посвящен 150-летию Александра Николаевича Скрябина.

Как оказалось, идея отметить юбилейный скрябинский год таким оригинальным образом, принадлежит ректору консерватории, профессору Вадиму Дулат-Алееву. Концерт состоялся благодаря поддержке мэрии Казани, что позволило сделать его бесплатным.

Казанский концерт наверняка займет особое место в ряду скрябинских мероприятий, проводимых в нынешнем году по всей России. Его организаторы постарались не просто вернуть в колонный зал Дворянского собрания музыку Скрябина, именно те сочинения, которые он сам планировал сыграть в Казани – они воссоздали атмосферу начала ХХ века, чему в немалой степени способствовали оригинальные пригласительные билеты, написанные и напечатанные в традициях начала прошлого века. Воспроизведена афиша 1915 года, найденная в архиве. Зрителей встречали в фойе юноши в старинных камзолах, девушки в вечерних платьях Серебряного века сопровождали их в концертный зал. Соответствующее настроение создавал струнный квартет из студентов консерватории.

Из примет нынешнего времени была, пожалуй, только фотозона, где можно было сфотографироваться на фоне афиши с портретом Скрябина, рядом со старинными канделябрами.

Главное событие, конечно же, происходило в концертном зале, где я увидела очень много знакомых лиц. И не только музыкантов. Из консерватории в Ратушу специально для этого концерта был доставлен рояль Steinway. Программу концерта составили фортепианные сочинения Скрябина разных лет: Первая и Девятая сонаты, Прелюдия и ноктюрн для левой руки, семь прелюдий соч.11, две мазурки es-moll и gis-moll, «Листок из альбома», «Гирлянды» и «Темное пламя» соч. 73, «Поэма к пламени».

Концерт вели Ирина Григорьева и Алексей Гомазков. Но это были не просто ведущие.

Они сопровождали музыкальные номера чтением стихов поэтов Серебряного века: Северянина, Блока, Ахматовой, Цветаевой, Белого, созвучными настроению исполняемого сочинения. Напомнили также строки Бориса Пастернака, который восхищался творчеством Скрябина и даже брал у него уроки композиции: «Общеизвестной истине должно выпасть редкое, раз в сто лет улыбающееся счастье, и тогда она находит приложение. Таким счастьем был Скрябин».

Ведущие концерта сообщили много интересных фактов о гастролях Скрябина в Казани.

Оказывается, Александр Николаевич не раз бывал в нашем городе. Впервые он приехал в Казань в 1910 году вместе с симфоническим оркестром Императорского Большого театра под управлением Сергея Кусевицкого в рамках большого турне по Волге. Тогда из города в город на пароходе перевозили рояль Бехштейн, специально для Скрябина. Пианистбыл участником 19-ти концертов в 11-ти городах:  Углич, Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Саратов, Царицын, Астрахань, Самара. В Казани концерт проходил не в Дворянском собрании, а в находившемся рядом более обширном городском театре.

Из рецензии  газеты «Казанский телеграф» (1912, № 5666) можно узнать, что концерт Скрябина был «выдающимся событием музыкальной жизни сезона». Им можно восхищаться, возмущаться, писала газета, но он не оставит никого равнодушным, причём новаторство и революционность музыки, по мнению рецензента, сочетается у Скрябина преемственностью со следами высокой классики прошлого – музыкой Шопена и Вагнера, Бетховена и Баха. Преклоняясь перед композиторским даром Скрябина, рецензент ставит его, этот дар, выше способностей Скрябина – пианиста. Но, тем не менее, в рецензии отмечалось, что успех был огромный, и некоторые вещи неоднократно бисировались. Суровее была центральная, московская пресса, но претензии были всё же скорее не к Скрябину, а к аудитории: «Зал  Дворянского собрания наполовину был пуст, — так писала «Русская музыкальная газета» (1912, №16). – Публика довольно холодно принимала композитора-пианиста. Впрочем, иного и нельзя было  ожидать. Воспитание казанцев идёт медленно».

Цитируется по очерку И.Ванечкиной и Б. Галеева. « Скрябин и Казань»

 (журнал «Казань», 2001, № 11)

В зале Дворянского собрания Скрябин выступал в марте 1912 года. Это был уже его сольный концерт.

Присутствие в программе концерта такой основательной просветительской части напомнило мне концерты симфонического оркестра под управлением Натана Рахлина с участием известного казанского музыковеда Георгия Кантора. К сожалению, традиции такого просветительства во многом утеряны, хотя отдельные случаи все же встречаются.

Особую значимость концерта в Ратуше подчеркнул главный его участник – пианист Евгений Михайлов, в чьем творчестве музыка Александра Скрябина занимает особое место. Фирма «Мелодия» выпустила его двойной альбом «Все сонаты Скрябина». В 2003 году за популяризацию творческого наследия композитора пианист был награжден знаком «За достижения в культуре».

Приведу несколько цитат из публикаций о Евгении Михайлове:

Этот молодой человек обладает редким сегодня качеством: он интеллигентен и артистичен в обращении с инструментом, — это отзыв известного российского пианиста Николая Петрова.
Отмеченный критиками за «несомненный талант и музыкальность» (Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия), «утонченное звучание рояля» (Piano, Великобритания), «страстность высказывания, искренность и лиричность» (Культура, Россия) российский пианист Евгений Михайлов дал свыше пятисот концертов в разных уголках мира – от Южной Америки и США до Китая.

Е.Михайлов – признанный мастер исполнения произведений так называемой эпохи «серебряного века», сочинений Метнера, Скрябина и Рахманинова. Его концерты в Большом и Малом залах Московской консерватории, зале им.Чайковского в Москве, Большом зале филармонии в Санкт-Петербурге (среди которых уникальный цикл «Все сонаты Скрябина») стали давно традиционными.

В пост-релизе консерватории, опубликованном на сайте вуза, Михайлов оценил апрельский концерт в Ратуше так:

 «Наследие Скрябина за редким исключением – пять оркестровых сочинений и одно для голоса – целиком фортепианное. У нас получилось восстановить программу его несостоявшегося концерта практически в том же виде, в котором она была заявлена. Я считаю, что это действительно уникальное событие».

Это не первый концерт профессора Михайлова, где он предлагает публике музыку Александра Скрябина. Например, в октябре прошлого года он исполнял его сочинения в рамках программы «Времена года». Серия концертов проходила в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева. Корреспондент «Реального времени» тогда спросил у именитого пианиста, с чем связан его интерес к музыке композитора, который звучит в современных концертных залах не так уже часто. Вот что Евгений Владимирович ответил:

«Скрябин — один из первых композиторов-революционеров, который хотел, чтобы все искусства были соединены воедино. Помните о его «Мистерии», которая должна была стать воплощением синестезии искусств: в ней на публику должны были воздействовать цвета, свет, запахи, танец, живопись, слово и музыка. Эта идея отчасти была им воплощена в жизнь в «Прометее», где отдельно композитор прописал партию света. В нашем же концерте мы тоже попытались объединить музыку, художественное слово и поэзию. Отдельно выделили и «партию» песочной анимации от Ляли Явкиной. Так что новаторство Скрябина, пусть хотя бы в некоторой степени, мы применили и в своем концерте».

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/229197-evgeniy-mihaylov-segodnya-fortepiannyh-festivaley-v-kazani-net

Казанские любители музыки наверняка помнят, как звучала музыка Скрябина в цветном обрамлении от НИИ «Прометей». В партитуру симфонической поэмы «Прометей» композитор впервые в мире включил партию световой клавиатуры, дав таким образом жизнь новому понятию – «цветомузыка». Вряд ли композитор мог предполагать, что через много лет его «Поэма огня» прозвучит в нашем городе так, как он ее задумал. Душой этого проекта, пропагандистом светомузыки был легендарный Булат Галеев, объединивший в своих научных работах и на практике, как говорится в таки случаях, коня и трепетную лань – музыку и современные технические достижения.

Уместно напомнить некоторые факты о казанском «Прометее». Специальное конструкторское бюро «Прометей» было основано в Казани в 1962 году в Казанском авиационном институте имени Н.А. Туполева (КАИ). Впоследствии СКБ преобразовалось в светомузыкальную студию, а позднее – в НИИ «Прометей». Студенты двух вузов с энтузиазмом вели  исследовательскую работу в области поиска новых средств светомузыкального синтезирования. В этих экспериментах были задействованы как теоретики, так и практики – физики, инженеры, конструкторы, художники, композиторы. Среди них особо зарекомендовал себя студент физико-математического факультета института Булат Галеев (1940-2009), в последующем профессор, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АН Республики Татарстан, режиссер светомузыкальных фильмов и проектов, автор многочисленных книг, посвящённых искусству светомузыки.

В Ратуше 21 апреля также выступали Тагир Камальтдинов и Ван Юйцянь. «Не побоюсь сказать, что это не просто наши лучшие студенты, но и одних из лучших юных пианистов Казани, которые ведут концертную жизнь по всей России. Публика их знает и помнит по уже прошедшим выступлениям», – такую характеристику профессор дал тогда своим ученикам.

Мне трудно давать профессиональную оценку их игры. Могу засвидетельствовать благоговейную тишину во время их игры в зале. Так же слушали их знаменитого учителя.

Оба музыканты молоды, но уже имеют опыт концертной деятельности и много наград. Тагира я слушала впервые, а вот Ван Юйцянь мне уже известен. встреча. В Ратуше он исполнял одно из сочинений Скрябина, написанных для левой руки.

Интересна история их появления. Композитор слишком усердно пытался преодолеть техническую ограниченность своих маленьких рук и как-то серьезно переиграл правую. Но сумел восстановить ее функции. Однако проблема время от времени возвращалась. Поэтому ему, как концертирующему пианисту, было очень важно развивать левую руку, чтобы защищать правую от сверхнагрузок. Так и появились Prelude for the left hand, op. 9 No. 1 и Nocturne for the left hand op. 9 No. 2. 

При всем моем дилетантизме в понимании профессии музыканта, могу предположить, что это непросто – играть одной рукой. Зрители оценили выступление китайского пианиста, теперь уже выпускника Казанской консерватории, бурными аплодисментами.

Впрочем, в этот вечер публика была щедра на них. Евгению Михайлову пришлось выходить для поклона несколько раз.

Уходили все из Ратуши с приподнятым настроением. Будто и в самом деле побывали в 1915 году…

Кстати...

150-летию Александра Скрябина была посвящена еще одна концертная программа, показанная в зале имени Рахманинова Казанской консерватории.

Фото предоставлены пресс-службой консерватории

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить