Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие, которого не было: Василий Аксенов в ТЮЗе

25 и 26 мая Казанский ТЮЗ пригласил молодых зрителей на премьеру спектакля «Приключения Гены Стратофонтова».

В 2022 году Казань отмечает сразу два юбилея  –  90 лет со дня рождения уроженца Казани, известного российского писателя Василия Павловича Аксёнова и 90-летие Театра юного зрителя. И ТЮЗ решил совместить эти даты.

Появление пионеров на сцене, пусть и в одном эпизоде, не случайно. Казанский ТЮЗ был основан в 1932 году, в год 10-летия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, и именно пионерам он обязан своим существованием. Именно пионерские активисты, когда из-за нехватки финансирования и квалифицированных кадров ТЮЗ в Казани могли закрыть, написали письмо в Москву и получили ответ от Совнаркома РСФСР: «Предложено восстановить детский театр в Казани».

«Это в полной мере спектакль для семейного просмотра, — отметила на пресс-конференции, посвященной предстоящей премьере, первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова. — Он заставляет посмотреть на то, как мы общаемся и воспитываем детей, с позиции дня сегодняшнего, но окунаясь в день минувший. Время, которое мы могли бы уделить семье, уходит безвозвратно. К сожалению, ничего другое его заменить не может. Призываю всех сходить и надеюсь, что после просмотра спектакль всколыхнет ваши самые сокровенные чувства».

Постановка режиссера и автора инсценировки Тимура Галеева основана на двух повестях Василия Аксёнова «Мой дедушка — памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит».

«Я очень рад, что ставлю спектакль в Казани, потому что сам я татарин, но до прошлого года никогда в Татарстане не был. Я рад поставить у Радиона Тимуровича, потому что это тот человек, благодаря которому я стал режиссером. Кроме того, я выпускник Мастерской Каменьковича и Крымова, а Крымов — человек визуального театра.
Я и сам всегда тяготел к визуальному театру, поэтому материал Аксёнова, в котором сразу несколько мест действия, — попадание в точку. Мне хочется делать зрелищный театр, аттракцион в каждой сцене, удивлять зрителей все новыми открытиями. Кроме этого, мне важна психологическая история», — поделился Тимур Галеев.

«Этот спектакль безмерно ценен для нас. Стечение обстоятельств — 90-летие ТЮЗа и 90-летие Василия Аксёнова, неслучайно. Это перекресток имен, эпох, географий. Если бы Василий Павлович был жив и был свидетелем происходящего, он был бы счастлив премьере спектакля в Казанском ТЮЗе»,  –  сказала директор музея Василия Аксёнова Ирина Аксёнова.

Вот как театр презентует постановку в программке:

«Гена Стратофонтов – молодой ленинградский пионер из хорошей семьи. Его папа – известный альпинист, мама – мастер парашютного спорта, а бабушка – ветеран Великой Отечественной войны.

Пока родители покоряют вершины, ставят рекорды и вспоминают подвиги, мальчику только и остается, что разговаривать с портретом дедушки и придумывать приключения в далекой стране Большие Эмпиреи, которая срочно нуждается в спасении».  

«Сон советского пионера в одном действии»  – так представляется новая постановка на сайте театра.

Я посмотрела спектакль  «Приключения Гены Стратофонтова» во второй премьерный день. И вышла из театра с хорошим настроением. Хотя думала, что буду ощущать в зрительном зале лишь профессиональный журналистский интерес.

Постановка адресована подросткам, причем, подросткам современным. Много движения, похожего на паркур, много громкой музыки. На сцене все время что-то происходит.  Постоянно в движении даже декорации, сделанные довольно изобретательно (художник Никита Сазонов).

В некоторых сценах  – экзотика, в некоторых – антураж кухни в квартире Стратофонтовых. Местом действия несколько раз становится… платяной шкаф.

Режиссер постоянно подчеркивает невсамделищность ситуации, вовлекая зрителей в игру, в мир фантазий.  Вместо машины, например, используется ванна. В кастрюле с борщом – пучок каких-то веревок красного цвета. А пароход «Алеша Попович», на котором приплыл наш герой в Большие Эмпиреи, – всего лишь деревянная конструкция с дыркой вместо иллюминатора.

По сути, мы видим на сцене путешествие, которого могло бы не быть, если бы родители Гены (его играет Нияз Зиннатуллин) больше времени бывали дома. Ситуация знакомая для людей занятых, и юный Вася Аксенов, у которого папа был главным начальником в Казани (говоря сегодняшним языком  –  мэром), а мама работала журналистом и еще преподавала в вузе, наверняка знал, как трудно дается такое одиночество.  

«Ощущение, что он остался без родителей, я думаю, сидит в глубине творчества Аксенова», — подчеркнул на пресс-конференции перед премьерой Тимур Галеев, видимо, имея в виду, что будущий писатель остался один, без мамы и папы, в возрасте пяти лет, когда его родителей репрессировали.  

Однако директор музея Василия Аксенова Ирина Аксенова возразила: в вынужденной самостоятельности героя есть свой потенциал. «В моем восприятии человек самостоятельный — это человек деятельный и, можно сказать, состоятельный. Избалованный ребенок нами всегда узнаваем, также узнаваем ребенок самостоятельный», — сказала она. 

Не могу не согласиться с Ириной Аксеновой, поскольку моей дочери тоже пришлось расти без особого родительского внимания. И как оказалось, это ей пошло на пользу. Не время совместного времяпрепровождения определяет силу влияния родителей – так сказала она мне однажды. Кстати, дочь – педагог по профессии. Но бывают ведь и другие варианты…

Родительская тема в этом спектакле много шире, чем проблема дефицита общения Гены с сверхзанятыми родителями и бабушкой. На поверку, во время путешествия в страну Большие Эмпиреи, он оказался  хорошим человеком, смелым, отважным и надежным. Бросился на защиту эмпирейцев без раздумий… 

Взрослым полезно посмотреть эту историю. И подумать, не растет ли в их доме Гена Стратофонтов. Не одиноко ли ему?

Я была на третьем спектакле. Он  еще не обрел твердую форму. Иногда с трудом слышала какие-то реплики. Есть пока некоторая рассогласованность в ряде сцен. Такие вещи обычно уходят, когда постановка входит в репертуар.

Но есть одна деталь, которую нельзя не учесть при существующей конфигурации зала в ТЮЗе. Те, кто сидят с краев, не видят боковых декораций. А потому, скажем, первая сцена, когда за портретом на стене вдруг оказывается реальный дедушка главного героя, вообще может быть потеряна для тех, кто сидел на последних креслах с правой стороны.  

Главное – в спектакле уже есть драйв, актеры работают азартно. Почти все исполняют по две, а то и по три роли. Например, Евгений Быльнов – и папа, и Мизераблес, Дарья Бакшеева – мама и Накамура-Бранческа, заслуженная артистка РТ Гузель Шакирзянова – бабушка и Мамис, дама из далекой страны.  Обратил внимание своей естественностью и раскованностью Руслан Зубайраев, который был и капитаном, и котом Пушей, и говорящим дельфином Чаби. Я даже не сразу сообразила, что это один и тот же актер, так мастерски он преображался.

Сказочное путешествие в страну Большие Эмпиреи, где Гена встречает коварную  гостью из другого мира, стремящуюся приручить простоватых эмпирейцев, прозвучало сегодня актуально. Наверняка к тексту Аксенова кое-что добавили. Дети, скорее всего, аллюзий не увидят. Но взрослые не пропустят мимо ушей некоторые реплики, это точно. И, может, дома еще потолкуют с детьми. И не только о спектакле.

Кстати, в зале было много родителей, в основном мам, с детьми разных возрастов. Во время спектакля юные зрители активно соучаствовали в истории Гены Стратофонтова – смеялись, когда было смешно, хлопали в ладоши и, по-моему, подпевали во время некоторых музыкальных вставок. Я не большой знаток музыки, которую слушают наши внуки, чтобы догадаться, что исполнялось по ходу действия. А для молодых зрителей, как я убедилась, – в самый раз.

Оказалось, значительная часть музыкального сопровождения – оригинальная музыка Альфита Фархадшина, написанная по заданию режиссера-постановщика.  Профессиональный звукорежиссер (он в штате театра), Альфит впервые выступил как композитор театральной постановки в спектаклях ТЮЗа «Удивительный чердак» и «Северное сияние».  

Наверное, есть резоны, которые может привести режиссер-постановщик, чтобы обосновать, почему он выбрал именно жанр комикса. Видимо, потому, что хотел сказать молодым зрителям что-то очень серьезное в легкой, почти примитивной форме.

Жанр комикса очень популярен в современном театре. Но, как мне кажется, этот жанр, при всей простоте и наивности, весьма труден для воплощения. Поскольку от примитива как творческого приема недалеко до китча. Кто-то увидит китч в костюмах и декорациях премьерного спектакля ТЮЗа. Поскольку необычного и непривычного здесь много.

Именно так оценил новую работу ТЮЗа мой коллега Айрат Бик-Булатов, а его профаном в мире театра не назовешь. Приведу довольно большую цитату из его поста в соцсети:

«Увы, я был разочарован... то, про что рецензенты повести сказали: «самые невообразимые неожиданности», и наверное, в повести читалось легко и джазово  –  здесь превратилось в какое-то нагромождение абракадабр, не зря основной костюм многих персонажей  –  регги-шапки и дреды а-ля Боб Марли, культура регги в масскультовом сознании часто ассоциируется с обкуренными гашишом витающими в счастливых облаках наркоманами, вот и это был в каком-то смысле «обкуренный спектакль»...

Происходила какая-то замысловатая и рок-н-рольная ахинея, от которой актёры местами возможно и испытывали кайф, но врубиться в происходящее мне было совершенно не возможно... ну, рождались песенно-музыкальные ассоциации, почему-то из эпохи перестройки, вспоминался почему-то Курёхин, с его незабываемо-прекрасной лекцией «ленин – гриб»...

Вспоминались ранние рок-н-рольные песни Вячеслава Бутусова...

"Е-е... если ты хочешь

Прогуляться по моей голове,

То я-аа.... провожу!

Но будь  –  осторожен!..

Да, вот спектакль  –  неосторожные прогулки по объятой глюками голове пионера-отличника (кстати, в начале ещё  –  лёгкий оммаж спектаклю «Иваново детство»: тот же актёр: Нияз Зиннатуллин  –  также звонит маме, со стоящего в углу сцены телефона)... Но именно да: спектакль вышел неосторожным, актёры кайфуют, и не замечают, что ни нити, ни линии у спектакля уже нет, одна шиза... я ведь не ханжа вовсе, я не против ни абсурдизма (да я за! за!), ни элементов китча в спектакле, когда они работают! Вот в том же тюзе прекрасно это всё работает в спектакле «Недоросль», а тут  –  нагромождение всего...».

Как мне показалось, Айрат слишком строг в оценке премьерного спектакля. Может, потому, что для него определяющим мотивом к постановке является сам Аксенов, автор повестей, которые стали основой для инсценировки.  У него, естественно, свой Аксенов, и в спектакле «Приключения Гены Стратофонтова он его не нашел.

А я не уверена, что все зрители в зале будут знать, кто такой Василий Аксенов, и как писатель, и как человек. Они ведь будут воспринимать происходящее на сцене совсем по-другому.

Я тоже не сразу вовлеклась в игру, предложенную Тимуром Галеевым. Но залу всё это было интересно… А я в последнее время все меньше критикую то, что мне не нравится, поскольку боюсь в силу возраста показаться брюзгой. Ну, можно ли испытывать восторг от того, что поставлено даже не для моего внука? Он уже давно не подросток. 

Залу было весело, прикольно, как говорят теперь.  После завершения, на поклоне, зрители аплодировали стоя.

Режиссер-постановщик и автор инсценировки Тимур Галеев назвал спектакль советским комиксом. Он, конечно, про советское время, только проблемы, которые он обозначил, вневременные. Хотя, конечно, дети XXI века вряд ли будут скучать без родителей. У них есть телефон и интернет.

ПОСТСКРИПТУМ

Полезная информация: спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия».

 Фото Ирины Ерохиной (предоставлены пресс-службой театра)

Василий Аксенов в «Казанских историях»:
Мемуары, которых нет
В Казани теперь есть дом Аксёнова
Василий Аксёнов  –  одинокий бегун на длинные дистанции.
Василий Аксёнов: «Прогулки по этим местам напомнили мне мою юность» – 2007 год
Павел Васильевич Аксёнов, человек «опального поколения» – очерк об отце писателя

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить