Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Август 2022 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1930 – Опубликовано постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 30 июля 1930 о передаче клиник высших медицинских учебных заведений и медицинских факультетов университетов в ведение местных органов здравоохранения

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Рахманиновский фестиваль подарил казанской публике море позитива и новые исполнительские имена

Традиционным, XI по счету, Международным фестивалем «Белая сирень», посвященном творчеству великого русского композитора Сергея Рахманинова, завершил свой концертный сезон Государственный академический симфонический оркестр Татарстана под управлением художественного руководителя, профессора Александра Сладковского.

Позади у благодарной казанской публики - яркие встречи с творческим наследием выдающегося сочинителя и пианиста, а также открытие новых имен дирижеров и исполнителей,  российских и зарубежных. Концерты проходили 18, 21, 25, 28 мая. Последний - 1 июня.

Чем отличался фестиваль-2020 от предшествующих? Прежде всего, тем, что на этот раз вдоль сцены не оказалось ароматных букетов белой сирени. Подкачал экстремально холодный май, не давший возможности цветам распуститься к фестивалю. Но в остальном, все было, как всегда. Аншлаг на каждом концерте, проблемы лишнего билетика у входа в БКЗ, знакомства с новыми именами дирижеров и солистов, бурные овации, одухотворенные лица зрителей, цветы и крики «Браво!».

Мне посчастливилось побывать на одном из самых знаковых концертов, на которых оркестр исполнил две знаменитые симфонии Рахманинова – Вторую и Третью. За дирижерским пультом стоял, удивляя публику оригинальной манерой дирижирования, известный итальянский дирижер Фабио Мастранджело. За роялем блистала, солируя во Второй симфонии, московская пианистка Полина Осетинская.

Отличительная и приятная особенность зрительского зала в тот субботний вечер – на концерт пришло много детей и молодежи.

- Мама, мама, смотри, на сцене – настоящая арфа! – восторгалась девочка лет десяти.

Сидевший рядом молодой человек попросил поменяться с ним местами, объяснив просьбу проблемой с боковым зрением. Было приятно наблюдать за тем, что во время исполнения юноша сидел, не шелохнувшись и не спуская глаз со сцены. И ни разу не заглянул в мобильный телефон, который в это время лежал у него на коленях.

Сидящая впереди нас дама не могла сдержать эмоций. Она громко аплодировала, кричала «Браво» даже между частями симфоний и восторгалась каждой сольной партией оркестрантов. Обладатели входных билетов, в основном студенты и пенсионерки, облепили стены партера, пытаясь после третьего звонка занять в зале свободные места, но таковых не оказалось. Аншлаг!

Солистка Полина Осетинская величаво вышла на сцену за руку с итальянским дирижером. Зазвучали знаменитые мощные первые аккорды, которые сразу пленили публику виртуозным исполнением Второй симфонии Рахманинова. И в зал полились распевные русские напевы, знакомые каждому любителю классической музыки. 

ИСТОРИЯ ШЕДЕВРА. Рахманинов считается величайшим симфонистом, хотя он сочинил всего три симфонии, из которых лишь Вторая признана безусловным шедевром. Написав ее в 1906 году, в последний сезон своей работы в Большом театре, Рахманинов посвятил симфонию № 2 «Ми минор»  одному из своих учителей Сергею Ивановичу Танееву. Ради этого он уехал с семьей на несколько лет в Дрезден и работал над произведением тайно.

Поклонники очень ждали новую симфонию, поскольку считали Рахманинова наследником Чайковского. Премьера состоялась и прошла с успехом 8 февраля 1908 года в Петербурге, в Мариинском театре под управлением автора. Критики писали, что «это — артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением... с предрасположенностью к элегическому строю. Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей». Шедевр отметили премией Глинки в размере 1000 рублей.

В этой симфонии - потрясающее соло для рояля с оркестром. Зрители сразу  обратили внимания на своеобразную манеру исполнения Полины Осетинской. После очередной части пианистка как бы устало опускала руки и энергично шевелила ими в минуты передышки.  «Видимо у нее проблемы с кистями», - предположила  подруга-врач, и я вспомнила факты из биографии пианистки.

Согласно Википедии советская и российская пианистка Полина  Осетинская родилась в 1975 году в Москве в семье кинематографиста Олега Осетинского. За фортепиано девочку усадили в 5 лет, а в 6 она впервые выступила на сцене. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в  1983 году дала свой первый сольный концерт. Продолжила музыкальное образование в школе-лицее в Санкт-Петербурге, затем экстерном окончила Санкт-Петербургскую консерваторию.

Полина активно гастролирует в России и за рубежом. Выступает соло и с ведущими российскими и зарубежными оркестрами. Любит нестандартные программы, в которые, наряду с классикой, включает сочинения современных композиторов-авангардистов. Участвует во многих престижных музыкальных фестивалях.

Важная деталь. Пианистка создала «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской». Она помогает музыкантам и людям творческих профессий решать проблемы, связанные с особенностями их труда.  Такими, как «переигранные» руки, мышечные зажимы, боязнь сцены.

В тот вечер представительница московской фортепианной школы демонстрировала блестящую технику владения инструментом во всем своем блеске. Публика долго не отпускала солистку со сцены, пока не выпросила на «бис» одно из нежных рахманиновских произведений для фортепиано.

Редкая манера управления оркестром итальянского маэстро Фабио Мастранджело тоже обращала на себя внимание. Дирижер разве что не танцевал на сцене, поражая бурей эмоций и мимикой. Он то и дело поворачивался к залу лицом, фантастически энергично жестикулировал, словно пытаясь подбодрить и вдохнуть свою энергию в каждого оркестранта.

О дирижере известно, что его отец был пианистом, а дед — скрипачом. Первым преподавателем фортепиано для пятилетнего мальчика стал отец. Потом Мастранджело поступил в консерваторию, где во время учебы завоевал первые премии на фортепианных конкурсах в Осимо и Риме. Имеет диплом пианиста-исполнителя  Королевской музыкальной академии в Лондоне. Свободно владеет русским и многими европейскими языками.  Фабио много гастролировал, дирижировал симфоническими оркестрами Канады, Венгрии. В 2003 году впервые выступил с филармоническим симфоническим оркестром Санкт-Петербурга и теперь работает с ним в каждом сезоне.

После антракта оркестр под управлением маэстро воодушевленно исполнил не менее знаменитую Третью симфонию Чайковского.

ИСТОРИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Музыковеды утверждают, что Третью симфонию отделяют от Второй 30 лет. Этот шедевр композитор писал в Швейцарии, в недавно построенном имении Сенар. Поскольку Рахманинов активно концертировал (своими выступлениями по миру кормил семью), он сочинял только летом, во время затишья в концертном сезоне. Поэтому первые две части шедевра появились в 1935, а последняя — в 1936 году.

«Симфония создает впечатление, что Рахманинов застрял в прошлом: Европа уже пережила Первую мировую войну, ее культуру сотрясали скандалы вроде премьеры «Весны священной» Стравинского, композиторы уже прошли увлечение экспрессионизмом, атональностью, джазом, индустриализмом, освоили додекафонию. Но Рахманинов будто всего этого не замечает, любовно сохраняя в своей душе все то, что он увез в свое время из России — образы, чувства и мелодии», - отмечали музыкальные критики.

Но уточнили, что современность дает о себе знать: первая часть произведения неожиданно появляется в блеске голливудских огней. Здесь же отзвуки мрачных образов Стравинского и сухое бряцание «костей» — пляска Смерти 20 века, образ, который уже возникал у Рахманинова в его знаменитой «Рапсодии на тему Паганини». Но оптимистическое начало побеждает. В симфонии слышны линии народно-жанровых финалов Чайковского и типичной рахманиновской лирики. Поэтому бравурный финал светлый и жизнеутверждающий. 

Премьера Третьей симфонии состоялась в США 6 ноября 1936 года. Первым ее исполнил Филадельфийский оркестр. Музыкальные критики и публика встретила произведение сдержанно. Но Рахманинов верил в счастливую судьбу своего детища и оказался прав.

Сегодня многие известные дирижеры с мировым именем включают эту симфонию в репертуар своего оркестра, пытаясь донести до зрителей ее необычайно гармоничную и оптимистическую партитуру. Именно это и показал наш оркестр.

Когда отзвучали последние овации и крики «Браво», вспомнилась цитата одного музыковеда: «Музыка признана вызывать эмоции. Лучше всего, если они будут восторженными, утверждающими, что добро непременно победит зло».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского