Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Стоит ли жить до трехсот лет? Ответ от Карела Чапека

18 декабря в Казанском академическом русском большом театре имени В.И. Качалова впервые показали спектакль «Секрет ее молодости».

Комедию в двух действиях по пьесе Карла Чапека  «Средство Макропулоса» (перевод - Т.Аксель) поставил народный артист Татарстана Илья Славутский. Художник-постановщик - заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая Александр Патраков, художник по свету - Денис Солнцев (г.Санкт-Петербург), хормейстер – Леонид Тимашев, хореограф – заслуженный работник культуры России и Татарстана Сергей Сентябов.

Постановка в традициях театра Александра Славутского – с музыкальными номерами и танцами. Но здесь это вполне оправдано, ведь главная героиня – популярная оперная певица Эмилия Марти, приехавшая в Париж на гастроли. Ее играет народная артистка Татарстана Елена Ряшина.

Зрители в очередной раз могут восхититься костюмами, особенно мадам Марти, которая меняет свою одежду четыре раза за спектакль (художник Елена Четверткова из Москвы).

В спектакле звучит музыка Вольфганга Амадея Моцарта в обработке и исполнении инструментальной группы театра (руководитель - Елена Анисимова). И даже сам Моцарт является на казанскую сцену. Хотя в пьесе Чапека такого персонажа нет.

В спектакле заняты: народный артист РТ Марат Голубев, заслуженные артисты РТ Александр Малинин, Илья Скрябин, Алексей Захаров, артисты Павел Лазарев, Алексей Жучков, Владимир Леонтьев, Миляуша Ахматова, Леонид Тимашев, Софья Поддубная, Ирек Хафизов, Людмила Сидорова, Артур Шайхутдинов, Анастасия Югова, Максим Кудряшов, Диана Елизарова.

Стоит перечислить всех, поскольку режиссер-постановщик нашел яркие краски для каждого актера. Даже роли типа «Кушать подано» задуманы со смыслом (слуги певицы: Бамбито – Владимир Леонтьев, Аллозия – Миляуша Ахматова).

Спектакль получился яркий, легкий, как раз по предновогоднему настроению в зрительном зале. Лишь к заключительной сцене концентрируется серьезная суть комедии. Карел Чапек написал эту пьесу в 1922 году, но до сих пор эта фантастическая история, в которой рассказывается о возможности человека жить до триста лет, позволяет понять истинную цену жизни.

Илья Славутский не в первый раз ставит то, что хорошо известно зрителям. Это своего рода соревнование с режиссером-предшественником. На этот раз не только с Евгением Гинзбургом, поставившим популярный советский фильм «Рецепт ее молодости», но и с Людмилой Гурченко, сыгравшей Эмилию Марти. Вряд ли Елена Ряшина намеревалась превзойти ее, но и усредненной копии не получилось. На мой взгляд, это одна из самых ярких работ ведущей актрисы Качаловского театра.

Вот как написала о ней Анастасия Попова, автор рецензии в «БИЗНЕС Online»:

«Поаплодируем Елене Ряшиной, коей пришлось экспонировать совершенный аппарат оперной дивы на сложнейшем материале. В спектакле на гастроли в Прагу Элина приезжает с «Волшебной флейтой» Моцарта: обращение к музыкальной классике — еще одна традиция театра. Ее знаменитая ария Царицы ночи, хоть и вызывает вопросы (сниженный в сравнении с оригиналом регистр, пара фальшивых нот), звучит очень достойно. А уж подать себя на сцене народная артистка РТ умеет: вкрадчивая интонация, огнестрельный взгляд, рельефные позы сделали Элину роковой дамой, по которой сходят с ума и молодой Альберт МакГрегор, и барон Ярослав Прус, и адвокат Блюменталь, и граф Гаукфон Шендорф, и архивариус Витек».

Рецензия Анастасии Поповой далеко не комплиментарная, но автор отдает должное артистам: Павлу Лазареву (Альберт МакГрегор), Алексею Захарову (Блюменталь), Марату Голубеву (Витек), подчеркивая, что актеры с большой индивидуальностью и харизмой отошли на второй план, уступив место даме – Елене Ряшиной.

В рецензии также отмечается авторское прочтение пьесы Карела Чапека. Замечу: режиссер Илья Славутский имеет на это право. Хотя бы потому, что ему надо было сделать два действия из трех. И трудно возражать против его желания делать спектакли в стилевой манере Славутского-старшего, с обилием музыки, песен и танцев.

Однако утверждение о том, что это в принципе плохо, стоит доказать. Как и то, что «в труппе Александра Славутского уже много лет всё по-прежнему». И уж тем более не стоит в очередной раз упирать на семейные узы художественного руководителя театра. Ведь и Илья Славутский, и Елена Ряшина уже давно убедили нас в том, что они – самостоятельные фигуры в театре.

Мне кажется, что Илья Славутский не ставил спектакль как «гимн своему коллективу, который сегодня часто упрекают за старомодность  и законсервированность». Не знаю, что было его главной идеей, когда он брал к постановке известную пьесу Карела Чапека – он о своих планах журналистам не рассказал. Но куда ближе к его рисунку спектакля цитата Карла Чапека из программки:

«Я не верю в совершенство ни сегодняшнего, ни завтрашнего человека; мир не превратит в рай ни мирное развитие, ни революция… Но если бы каким-то способом удалось собрать всё то доброе, что имеется в каждом из нас, то можно было бы основать мир куда более симпатичный, чем тот, который существовал до сих пор».

Удалось ли сделать этот рисунок четким и объемным? Это вопрос, на который можно ответить только после детального анализа спектакля с учетом режиссерского замысла. Иначе будут отдельные суждения, отдельные замечания чисто субъективного характера. Поэтому я от них воздержусь. Но театральная критика – нечто большее, чем мнения Иванова, Петрова, Сидорова. А такой анализ Илье Славутскому, который занялся режиссурой серьезно, не помешает.

… А зрители уже свою оценку спектаклю дали. Судя по овациям на поклоне, новая работа Ильи Славутского им понравилась.

Фото с сайта театра

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить