Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1938 – Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Приношение «космическому дарованию» – Федору Шаляпину
- Любовь Агеева
- 13 февраля 2023 года
Из Государственного большого концертного зала имени С. Сайдашева, где 13 февраля проходил концерт «Казань - Шаляпинская муза», зрители уходили с покрасневшими от аплодисментов руками.
Много раз бываю на концертах, слышала немало оваций… Но чтобы современная публика аплодировала так долго…
13 февраля любители музыки оказались в сложном положение – им предложили на выбор два концерта и спектакль «Борис Годунов» в Татарском академическом театре имени М. Джалиля. В день рождения нашего великого земляка в рамках XLI Международного оперного фестиваля имени Ф.И. Шаляпина по традиции была представлена опера «Борис Годунов». А в культурном центре имени А.С. Пушкина выступала известная исполнительница романсов Юлия Зиганшина. У нее был очередной концерт из цикла «Листая календарь». Естественно, она посвятила его 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина. Программа называлась «В минуты величайшего торжества».
Но многие любители музыки выбрали ГБКЗ. Думаю, что прежде всего это были почитатели таланта заслуженного артиста России Бориса Березовского, хорошо известного в нашей республике по традиционному музыкальному фестивалю в Елабуге, а также поклонники двух популярных творческих коллективов Казани: Государственного камерного хора Татарстана под руководством народной артистки РТ Миляуши Таминдаровой и оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством народной артистки РТ Анны Гулишамбаровой.
Привлекало в афише и имя народного артиста Татарстана Ильи Славутского.
Перед концертом журналистов пригласили на пресс-конференцию в малом зале. Коллег пришло немного. Некоторых я увидела уже в зрительном зале. Они переместились из Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина, где к этому времени завершилась насыщенная юбилейная программа. 13 февраля был жаркий день для СМИ — редко бывает столько событий сразу.
Ответить на вопросы журналистов пришли Миляуша Таминдарова и ее гости: заслуженный артист России Борис Березовский и солист Московского театра «Новая опера» и Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Василий Ладюк. Оба приехали в Казань специально для этого концерта.
Нашу встречу слегка задержали, наверное, надеялись, что аудитория увеличится. И тут случилось то, что никто из нас не ожидал. Мы стали свидетелями репетиции – другого места для нее уже не было. Мужская группа хора с Ладюком спели в нашем присутствии «Дубинушку». Потом мы услышали ее еще раз уже в концертном зале. Мы, как дети, радовались неожиданному подарку судьбы.
Но этот подарок оказался не единственный. Трудно было представить, что заявленный в программе пианист с мировым именем будет всё первое отделение исполнять роль аккомпаниатора. Наверняка в зале строили конспирологические предположения - с чего бы это?
Можно было предположить, что Миляуша Амировна хорошо знакома с Борисом Вадимовичем по Международному фестивалю Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге» (Один день в Елабуге – и масса впечатлений). Именно в Елабуге наш гость имел возможность убедиться, какой первоклассный хоровой коллектив есть в Казани. Так и оказалось - он приехал ради встречи с хором. На пресс-конференции Березовский дал коллективу блистательную характеристику, назвав его одним из лучших хоров мира.
Действительно, этому хору подвластно всё. 13 февраля он исполнял такие разные по стилистике сочинения, как Сугубая ектения из «Демественной Литургии» А. Гречанинова (партия органа - Вероника Лобарева), кантаты «Весна» и «Три русские песни» для хора и оркестра С. Рахманинова, где песню «Ах ты, Ванька, разудала голова», к радости поклонников, спела Миляуша Таминдарова.
Поет Миляуша Таминдарова
В нашей беседе она рассказала мне, что любимую песню матери Рахманинову напел Шаляпин. Кстати, это сочинение стало одним из самых известных произведений Гречанинова во многом благодаря появлению записи, на которой его исполняет с хором Федор Шаляпин.
Мы еще раз могли убедиться, какие замечательные певцы в этом хоре. Миляуша Таминдарова с восторгом рассказала о каждом солисте юбилейной программы. «Блоху» пели Данила Бекшаев и Артем Анохин. Один закончил музыкальный колледж, второй - Казанский институт культуры. А Никита Чупрунов, солировавший в «Демественной Литургии», вообще не имеет специального образования. Правда, вырос в музыкальной семье.
Поет Никита Чупрунов
Наверное, такие самородки, как Федор Шаляпин, есть и в наше время. Но не всем суждено быть замеченными, как это случилось с ним. На пресс-конференции Борис Березовский говорил о том, что наши «звезды» порой совсем не звезды. Высокие звания, случается, носят вовсе не те, кто их достоин. И в то же самое время есть настоящие таланты, которых мало кто знает.
На пресс-конференции не мог не зайти разговор о Федоре Шаляпине. Березовский напомнил, что Шаляпин и Рахманинов, его любимый композитор, были друзьями. Он ушел от ответа на вопрос, кто бы испытывал больший мышечный зажим, если бы Шаляпин пел в сопровождении Березовского, ограничившись фразой о том, что голос у Шаляпина был феноменальный. Заметил, что и сегодня в нашей стране есть очень хорошие певцы: «Я тоже неплохой пианист. И все мы, как можем, продолжаем заменять великих. Пусть чуть хуже, но продолжаем. На этом концерте тоже».
По мнению Таминдаровой, вряд ли кому удастся сравняться с Шаляпиным по природной одаренности - не надо ему подражать, надо подражать его художественному методу. И не только вокальной технике, драматическому мастерству, но и умению ни при каких обстоятельствах не поступаться принципами. Он не любил, когда артистов ценили по ранжиру.
Однажды испытав себя на оперной сцене, Миляуша Амировна сказала, что труд певца равен труду шахтера: «Преклоняюсь перед человеческим голосом, перед этой силой. Федор Шаляпин — это наше космическое дарование, которое выше нот, выше тактовых черт и знаков. Это гений, который творил с миром что-то невообразимое и необъяснимое».
Василий Ладюк отметил, что ощущение того, что ты поешь в тех же залах, где звучали великие голоса, радовали публику, вызывает дикий трепет, дикое волнение. «Я искренне рад, что имею отношение к оперному искусству. А наш главный голос — это Шаляпин. Это бог, наверное», — таким было его мнение
Таминдарова в шутку представила Василия Владимировича новым хормейстером своего хора, рассказала, как он мастерски работал с мужской частью хора, с которым ему предстояло петь. На пресс-конференции Ладюку задали сразу несколько вопросов. Он рассказал, что много гастролирует за границей, и, по его словам, даже сегодняшняя суровая действительность этому не мешает. Было бы желание… Однако, отвечая на мой вопрос, можно ли считать, что в наших отношениях с Западом в сфере культуры (я имела в виду начало нового сезона в Ла Скале с русской оперы) наметилось потепление, Ладюк оптимизма не добавил. Оказывается, объяснение этому факту чисто прагматическое: руководство театра в Милане очень хотело в очередной раз видеть на прославленной сцене Ильдара Абдразакова, и потому в афише появился «Борис Годунов» М. Мусоргского. Так сказать, личный фактор…
На концерте по реакции зала, который не только провожал певца со сцены, но и встречал дружными аплодисментами, было видно, что с его творчеством многие хорошо знакомы. Это и понятно: он один из участников Шаляпинского фестиваля. В 2015 и 2016 годах, например, знаменитый баритон выступал в опере «Евгений Онегин», в заглавной партии.
Миляуша Амировна заметила, что она не была лично знакома с Ладюком и удивилась, когда тот сразу принял ее предложение. Еще бы! Прозвучало магическое имя – Шаляпин! В сопровождении Бориса Березовского наш гость спел два сочинения, которые часто исполнял великий бас: романс «Очи черные» и знаменитую «Дубинушку» М. Мусоргского, а в втором отделении исполнил арию Роберто из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского.
Поет Василий Ладюк
В завершение концерта в исполнении хора, оркестра и Василия Ладюка прозвучала кантата «Весна» С. Рахманинова.
На пресс-конференции мы узнали, как возникла идея программы «Казань - Шаляпинская муза». Миляуша Амировна отдала пальму первенства Национальному музею РТ, который ежегодно приглашает камерный хор на февральский концерт, посвященный Шаляпину. По случаю юбилея певца над программой думали особо, и сама собой возникла его тема. Впрочем, само собой мало что случается. Как рассказала Таминдарова, в книге «Маска и душа» ее зацепили воспоминания Шаляпина о Казани, городе, где он родился, где впервые ощутил свой божественный дар, выступая в церковном хоре. Так и возникла идея совместить музыкальные номера с фрагментами книги. Над сценарием также работала представитель Шаляпинского общества Казани Ирина Вавиличева, старший научный сотрудник Музея А. М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Воспоминания Шаляпина зачитывал Илья Славутский, наполняя фрагменты текста артистической игрой.
Это придало первому отделению концерта определенную стройность и даже хронологичность. А потому нашлось в концерте место и татарской народной песне «Эллюки» (Алмас Хусаинов и хор acapella). Возможно, для юного Феди Шаляпина это было одно из музыкальных впечатлений казанского периода жизни.
Поет Алмас Хусаинов
Присутствие Бориса Березовского обусловило появление в программе нескольких сочинений Сергея Рахманинова, любимого композитора Шаляпина. Как оказалось, особое отношение к Рахманинову имеет и Березовский. 13 февраля он исполнил его фортепианную сонату №2, вызвав в зале настоящее цунами аплодисментов.
За роялем Борис Березовский
Второе отделение было более свободным по репертуару. Тем не менее, и здесь были номера, имеющие пусть и косвенное, но отношение к Шаляпину. Например, Алсу Идрисова исполнила арию Земфиры из оперы «Алеко», в которой великий бас пел заглавную партию, Роберт Миннуллин – арию Варяжского гостя из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Это была одна из ролей шаляпинского репертуара.
Поет Алсу Идрисова
Начинающий, но уже известный певец Дамир Шарафутдинов, студент 3-го курса Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (класс заслуженной артистки РФ Раиды Ермохиной), выбрал для концерта знаменитую «Гранаду» А. Лара. Как сказала Тимандарова, он пел, еще не оправившись от болезни – не мог пропустить такого важного выступления.
Динар Шарафутдинов и художественный руководитель оркестра Анна Гулишамбарова
Особое место в программе концерта занимали выступления Роберта Миннуллина и Надежды Игнатьевой – в начале второго отделения министр культуры РТ Ирада Аюпова вручила им сертификаты Шаляпинской стипендии. Расскажу об этом в отдельной публикации.
«Сегодня день, который полностью пронизан памятью о Федоре Ивановиче. Искусство — это то, что мы должны передавать от поколения к поколению. Музыкальное образование построено на том, что ученик перенимает мастерство учителя. Очень важно, чтобы существовала передача традиций и эта нить никогда не прерывалась. Сегодняшняя стипендия именно об этом, о том, чтобы мы не превращались в людей без памяти, которых забудут. Мы должны помнить наших выдающихся личностей и растить в себе выдающегося человека», — сказала, поздравляя лауреатов, министр культуры РТ Ирада Аюпова.
Не могу не отметить, что Надежда Игнатьева, солистка Государственного камерного хора, выбрала для выступления очень сложное в плане техники сочинение - арию Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» В. Моцарта. Она пела ее и перед конкурсной комиссией, которая определяла лауреатов Шаляпинской стипендии юбилейного года, поразив всех силой своего голоса.
Роберт Миннуллин выделялся среди 15-ти претендентов на премию не только голосом, но и своей, можно сказать, шаляпинской внешностью. По мнению Миляуши Амировны, у студента третьего курса музыкального колледжа имени И.В. Аухадиева есть всё для того, чтобы стать хорошим оперным певцом. В колледже он учится в классе Р.И. Ерохиной.
Так что, как заметил Борис Березовский, есть кому продолжать…
Фото предоставлено пресс-службой ГБКЗ им. С. Сайдашева