Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Один день в Елабуге – и масса впечатлений
- Любовь Агеева
- 19 июля 2022 года
День 15 июля я провела в Елабуге. Это не была для меня первая поездка. Но впечатлений оставила массу.
Приходилось бывать здесь, когда работала в пресс-центре Государственного Совета РТ, который держал в поле зрения судьбу свободной экономической зоны «Алабуга». В 2005 году участвовала в научно-практической конференции «Современный музей как важный ресурс развития города и региона», которая проходила в Казани в сентябре и завершилась поездкой в Елабугу. Но с тех пор много воды в Каме утекло…
Главным событием, для которого Министерство культуры РТ организовало пресс-тур, была церемония в честь присвоения Елабуге звания «Литературный город России». Читайте об этом в «Казанских историях» (Елабуга и Чистополь – литературные города России).
Не скрою, для меня побудительным мотивом был все-таки IV Международный фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге». Я всегда завидовала елабужанам – подобный музыкальный фестиваль не в столице республики, а в провинциальной Елабуге…
Во-первых, у нас нет подобного фестиваля на свежем воздухе. Отдельные культурные мероприятия в формате open air, конечно, есть – ежегодный концерт Государственного симфонического оркестра 30 августа, программы разного характера в Кремле – музыкальные, театральные. Но это всё разовые мероприятия. Есть, правда, джазовый фестиваль в таком формате, который возобновился нынешним летом в саду Музея изобразительных искусств РТ, но это более камерное мероприятие, причем, платное. Тогда как в Елабуге побывать на концерте может и стар, и млад.
Во-вторых, фестиваль «Летние вечера в Елабуге» связан с именем прославленного пианиста Бориса Березовского. Он не имеет отношения к Елабуге – не родился, не жил, не учился.
Борис Вадимович Березовский родился 4 января 1969 года в Москве, на Арбате, в музыкальной семье. Учился в специальной музыкальной школе имени Гнесиных у Ирины Сергеевны Родзевич и приватно у Измаила Абрамовича Альтермана и Николая Павловича Станишевского. В 1986-1990 гг. учился в Московской консерватории (класс фортепиано Элисо Вирсаладзе). Диплом не получил из-за участия в конкурсе имени Чайковского, совпавшем по времени с выпускными экзаменами.
В 1988 году с большим успехом дебютировал в Лондоне в Вигмор-холле (Wigmore Hall). В 1989 году состоялось его первое выступление во Франции, в Париже — в концертном зале Лувра.
В 1990 году завоевал Первую премию (Золотую медаль) на IX Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Уже после победы на конкурсе Чайковского брал частные уроки у Александра Саца, который помог найти свой стиль, раскрыл молодому пианисту творчество Николая Метнера и «очень многое в новой музыке».
В 1991–2013 жил в Лондоне и Брюсселе. Широко гастролирует в России и за рубежом, в том числе, выступал в Театре Елисейских полей (с 2005), в Альберт-холле (с 2000) и в Карнеги-холле (2016). С начала 2000-х гг. постоянно выступает на сцене Большого зала Московской консерватории.
Как известно, автором идеи проведения такого фестиваля был Игорь Лерман, художественный руководитель и дирижер оркестра, очень популярного не только в Татарстане. Он называется – Камерный оркестр Игоря Лермана. С 1980 года Лерман живет в Набережных Челнах. Он художественный руководитель органного зала.
Как ему удалось заразить идеей фестиваля прославленного музыканта, узнать не удалось. Сам Березовский в красочном буклете фестиваля называет Лермана коллегой и другом. Видимо, этим всё сказано. В Елабуге уже побывали известные музыканты, актеры театра и кино, писатели и поэты. Не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство принимали приглашение на фестиваль так же, по личным мотивам.
Мероприятие проходит в Елабуге в четвертый раз, при поддержке Президента РТ Рустама Минниханова, и, по традиции, собирает множество гостей. В торжественной церемонии открытия фестиваля приняли участие глава Елабужского района Рустем Нуриев, депутат Государственной Думы РФ Татьяна Ларионова, помощник Президента РТ Олеся Балтусова, депутат Государственного Совета РТ Леонид Барышев, директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко и, конечно же, сам Борис Березовский, заслуженный артист России.
Рустем Нуриев, приветствуя участников и зрителей перед первым концертом 14 июля, поблагодарил Рустама Минниханова за оказываемую поддержку фестиваля. Республика каждый год помогает в его проведении. Также он отметил вклад авторов идеи − Бориса Березовского, Игоря Лермана и Гульзаду Руденко. По словам главы района, важно, что у людей есть возможность послушать в неформальной обстановке музыку, уровень которой – большие театральные и концертные залы.
Всего в фестивале 2022 года задействованы 200 артистов.
− Мы, музыканты, обожаем этот фестиваль, хотим сделать его масштабнее и стереть границы между классической и популярной музыкой. У нас много замечательных концертов в этом году и за это, конечно, стоит поблагодарить руководство Татарстана и Елабужского района, − сказал журналистам Борис Березовский во время пресс-подхода.
Каждый вечер во время фестиваля посвящен определенной тематике. В первый день отдавали дань великому земляку, художнику Ивану Ивановичу Шишкину, певцу русского леса. С главной сцены прозвучали произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Ивана Хандошкина, Рашида Калимуллина и др. Среди исполнителей был Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, который, как я поняла по программке, пел в сопровождении фестивального симфонического оркестра, объединившего музыкантов Вятского симфонического оркестра и Камерного оркестра Игоря Лермана. Во время антракта для зрителей звучал джаз.
Так было и на нашем концерте. Трио Олега Аккуратова (Москва), знакомого и казанцам пианиста, выходило на сцену все четыре дня. Так что антракт на фестивале получался необычный, джазовый.
Второй концерт, на котором мы были, организаторы посвятили памяти Марины Цветаевой. В программе были сплошь классики – Бах, Лист, Григ, Рахманинов, Глазунов, Респиги… Естественно, читали стихи Марины Цветаевой. Влад Маленко и Андрей Коробейников прочитали свои стихи о великом поэте.
Третий вечер назвали «Музыкальные картины». В программе в этот раз было много фортепианной музыки. Также выступала московская джазовая певица Софи Окран в сопровождении своего музыкального коллектива.
Не могу не процитировать Анастасию Попову, поскольку на втором концерте, как и я, и многие зрители, она тоже была воодушевлена выступлением народного артиста РФ, виолончелиста Александра Князева.
Отметив определенные недостатки звучания, простительные для концертов на свежем воздухе, она написала, что среди инструменталистов акустический дисбаланс лучше всех сумел преодолеть именно Александр Князев:
«Сначала именитый виолончелист усладил публику вариациями «Кол Нидрей» Макса Бруха на темы религиозных еврейских песен. Плачущие экспрессивные «вздохи», долетевшие до самых отдаленных трибун, оттеняли грозные речитативы оркестра. А в арии Дегнары из кантаты Георга Фридриха Генделя Te Deum Князев продемонстрировал ирреальное пианиссимо, почти невозможное для формата open air.
«Мне нравится приятная, дружеская, летняя атмосфера фестиваля, — рассказал «БИЗНЕС Online» виолончелист. — Здесь всегда много людей и необычных программ, а кроме музыки, звучат прекрасные стихи. Привлекает меня и личность Марины Цветаевой, можно было назвать фестиваль ее именем».
Общее впечатление о фестивале после изучения четырех программок – организаторы не играют со зрителями в поддавки. Звучит в основном серьезная классическая музыка разных жанров, написанная для оркестров и солистов. Но есть необычные включения. Например, 16 июля в Елабуге звучали песни Владимира Высоцкого. Это сегодня, конечно, тоже классика, но все–таки легкая для восприятия. В программе гала-концерта в последний день были фолк-блок «Дружба народов» и авторские песни и обработки Алмаза Асхадуллина.
Еще раз процитирую публикацию «БИЗНЕС Online»;
«Я мечтаю стереть границы между классикой, джазом и фольклором, — рассказал «БИЗНЕС Online» накануне художественный руководитель «Летних вечеров в Елабуге» Борис Березовский. — Все они сосуществуют на фестивале в правильном балансе и гармонии. Это мое видение музыки. Также мы стремимся связать музыкальное искусство с литературой и живописью, непрерывно экспериментируем, делаем все возможное, чтобы создать интересные, разнообразные программы».
К сожалению, не только среди музыкантов, но и среди зрителей есть четкое деление музыки на серьезную и легкую, и оно не исчезает даже тогда, когда мы убеждаемся, что это деление условное. Я однажды слышала «легкую» музыку корифеев музыки «серьезной» – Баха, Бетховена, о Моцарте вообще молчу. Сегодня среди классиков и рок-исполнители, и джазмены. Тем не менее...
Но вряд ли когда попадут в этот ряд попсовые музыканты с попсовыми сочинениями. Даже те, кто сегодня собирает огромные залы и купается в сногсшибательных гонорарах.
Присутствие такого художественного руководителя, как Борис Березовский, гарантирует высокий класс фестиваля в Елабуге. Он не боится включать в программу мало знакомые широкой аудитории произведения, расширяя тем самым их художественные впечатления. На концертах нынешнего года такие сочинения исполняли Юрий Мартынов, Андрей Коробейников и Евгений Стародубцев.
«Как серьезные музыканты, они берут на себя самую неблагодарную роль — играть неизвестную классику, которую артисты боятся исполнять даже в концертных залах. Некоторые сочинения Шимановского, Энеску и других авторов даже махровая классическая публика не очень любит и не понимает. Но в небольших дозах они необходимы для фестиваля, чтобы не превращать его в попсу. Уверен, что мои друзья справятся. Когда человек играет что-то сложное, но с убеждением и любовью, зритель это принимает хорошо».
Поразил и тот факт, что среди исполнителей как хорошо известные музыканты и коллективы, так и мало знакомые имена. Причем, их много. Так что Бориса Березовского и тех, что составляет программы, можно назвать открывателями талантов.
И еще – нам не довелось пережить минут, когда на сцене выступал семилетний скрипач из Набережных Челнов Лука Моромов, ученик Игоря Лермана. Представляю, какие овации звучали после его выступления.
Среди юных талантов были также пианисты Анна Каракина (родилась в 2011 г.), Максим Соколов (2008), Анастасия Чернова (2007) – всех троих Березовский заметил во время выступления в Екатеринбурге), москвичка Карина Тер-Газярян (2007), детский Образцовый фольклорный коллектив «Зернышко» из Республики Алтай (художественный руководитель Ольга Гунько). А на последнем концерте можно было послушать Марию Березовскую. В программе указано, что она играет на ударных инструментах.
Нетрудно догадаться, что это дочь Бориса Вадимовича. Младшая дочь. Причем, она выступает в Елабуге уже не в первый раз. Я узнала об этом на страничке Березовского в соцсети VK. Она успешно учится в МССМШ имени Гнесиных в классе ударных инструментов. В 2019 году ее день рождения пришелся на фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Тогда Мария исполнила на ксилофоне с Камерным оркестром Игоря Лермана Увертюру из оперы Бизе «Кармен».
Фото со странички Бориса Березовского ВКонтакте
Раскрою еще одну подробность личной жизни знаменитого пианиста. В первом отделении концерта 15 июля мы слушали Сонатину Шуберта №2 для скрипки и фортепиано, которую исполнили его жена Эллина Пак и Олег Аккуратов, знакомый широкой публике по культовому шоу «Голос».
Эллина – выпускница Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов и фестивалей, выступала в составе трио имени Бартока (Брюссель), с такими музыкантами, как Никита Борисоглебский, Наталья Гутман, Александр Князев, Анри Демаркет, Жан-Бернар Помье, с квартетом Бородина. Ну и, конечно, с мужем – Борисом Березовским.
Такая вот семейственность, против которой вряд ли кто будет возражать…
К сожалению, наше знакомство с программой концерта 15 июля было неполным – нам пришлось выехать в начале второго отделения, чтобы вернуться в Казань пораньше (концерты фестиваля начинаются в 18.30). Несмотря на это я могла бы многое рассказать о фестивале, его программе и исполнителях, поскольку мы получили от организаторов прекрасный иллюстрированный буклет с нужной информацией, программу всех четырех дней, включая гала-концерт в завершение. Но вряд ли есть в этом необходимость. Кто следит за фестивалем, тот всё это уже знает.
Не буду оценивать увиденные выступления. Настя Попова, моя коллега из редакции «БИЗНЕС Online», которая тоже была в пресс-туре, уже написала о своих впечатлениях. Человек с музыкальным образованием сделает это лучше, чем я, рядовой слушатель и зритель («Не превращать его в попсу»: как Елабуга оказалась столицей летних open air в РТ). Поэтому мои заметки о четырехдневном фестивале и одном концерте – лишь какие-то субъективные штрихи к увиденному.
Прочитала постфактум, что написали о фестивале коллеги, и увидела, сколько интересного прошло мимо. Например, в репортаже Татар-информа о втором дне узнала, что в Елабуге выступал новосибирский ансамбль Crystal Trio. Уникальный не только в России, но и во всем мире коллектив исполняет произведения на выполненных из особого стекла инструментах: стеклянной арфе, веррофоне и стеклянной пан-флейте.
«Если б Моцарт жил в Елабуге» – так называется забавная «выходка» оркестра Игоря Лермана. «Турецкий марш» Моцарта в пентатонике с вкраплением мотива татарской песни «Апипа» вызвал улыбку и был восторженно встречен публикой. Кстати, татарская музыка звучала на фестивале довольно часто.
Не могу не сказать о зрителях. Открытие фестиваля состоялось накануне, 14 июля, с лазерным шоу и при аншлаге. Если можно так сказать о зрительном зале под открытым небом. У этого зала, можно сказать, два уровня: один – в «партере», на зеленой лужайке, второй – на трибунах стадиона.
Нам отвели места на трибунах, это довольно далеко от сцены. Выручал большой экран. Говорят, чтобы занять места рядом со сценой, люди приходят днем. Кто-то приносит складное кресло – как никак партер, кто-то размещается прямо на траве, на пледах. Чувствуется, что народ подготовленный.
Погода целый день была хмурая. До нашего приезда в Елабуге был сильный дождь. Что-то капало с неба до самого концерта. Но никого это не испугало. В сети нашла снимки о первом дне фестиваля - зрители под зонтами и в дождевиках...
Когда начался концерт, «зрительный зал» был с одной стороны урезанный. Потом мы поняли, почему. Музыка Грига стала музыкальной картинкой для выступления четырех наездниц конно-спортивной школы «Кентавр». Когда этот номер завершился, пространство ближе к сцене заполнилось в момент. Мы просто не заметили ограждения.
Публика собралась на концерт самая разная. Большинство, конечно, елабужане. Я обратила внимание на то, как много в этом городе детей. Поскольку многие пришли на концерт семьями, даже с малыми детьми в колясках, чего не сделать на обычном концерте. Оказалось, после завершения концертов всех развозят по городу на автобусах. Такое объявление было сделано в антракте.
Замечу, когда-то такая же традиция была после спектаклей Шаляпинского фестиваля в оперном театре.
Есть жители Набережных Челнов – им напомнили, что после концерта их тоже отвезут до автобусной станции, откуда они спокойно доберутся до дома.
Я убедилась, что некоторые туристы специально приезжают в Елабугу на фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Теперь знаю, что для казанцев есть специальные автобусы. Я планировала поехать на одном из них, вместе со слушателями Университета третьего возраста, где вела зимой курс журналистики. В программе посещения Елабуги был не только концерт, но и посещение елабужских музеев. Мероприятие не бесплатное, но желающие находятся – и организовать такую поездку, и поехать, хотя путешествие сопряжено с известным напряжением. Если мы вернулись в половине второго, то автобус, думаю, приехал много позднее, выехав после завершения концерта.
При таком сильной разнице готовности к восприятию серьезной музыки, зрители были, на мой взгляд, весьма точны в оценках того, что слышали. Так, настоящие овации были только после выступления Александра Князева. Весьма сдержанно публика встретила солистку Большого театра, заслуженную артистку России Яну Иванилову, после исполнения романса Петра Чайковского «Кабы знала я», зато песня Сольвейг из «Пера Гюнта» Грига встретила горячий прием зрителей.
Думаю, что аплодисменты – надежный камертон для организаторов, кого позвать на фестиваль еще.
В завершение несколько слов не о концерте. Поскольку журналисты входили в группу писателей, мы оказались там, куда пригласили гостей (мы, ясное дело, на работе). Несмотря на то, что наша группа опоздала к назначенному времени и программа нашей встречи сбилась, мы в основном увидели всё, что было запланировано.
Пребывание в Елабуге началось с дружеской встречи с сотрудниками Елабужского музея-заповедника и обеда в...трактире. Трудно было понять, это имитация популярного старинного питейного заведения или одна из экспозиций городского музея. Кругом музейные экспонаты. Но еда была самая настоящая.
А вот «Хреновинку» нам налили в крошечную рюмочку, и обратили наше внимание на точно такую же, музейную, в специальном ящике при входе. Конечно же, мы ее не заметили... И нам рассказали историю этой рюмочки. Оказывается, в такую рюмку наливали «от заведения», то есть бесплатно, в надежде на хороший заказ. То есть в чистом виде пиар-акция.
Экскурсия по городу началась с Петропавловского кладбища. Я впервые поклонилась памяти Марины Цветаевой. Потом мы побывали в доме, где она покончила с собой, в музее ее имени, в Библиотеке Серебряного века.
Не могли не побывать в доме, где жила Надежда Дурова, в музее великого земляка Ивана Шишкина. Рассказывать не буду – просто внесу кое-какие изменения в материалы на сайте «Казанских историй». Везде я уже была, но заметила кое-какие изменения, например, скульптурный портрет Надежды Дуровой во дворе ее дома. На снимке 2005 года его нет.
Я заметила, как профессионально работают везде экскурсоводы, что не мудрено – поток туристов в Елабугу большой. Но не могу не отметить одного из них – по Елабуге нас сопровождал Андрей Николаевич Иванов, он же заведующий Библиотекой Серебряного века.
Как заметил кто-то из встречающих, исторический центр Елабуги можно обойти быстрым шагом за 15 минут, но если идти с Андреем Николаевичем, останавливаясь у каждого дома, понадобится несколько часов. Охотно этому верю, поскольку он поразил нас своей эрудицией, глубоким знанием истории Елабуги и ее жителей. Например, поставил точку в сомнениях, которые были у многих – где, в самом деле, похоронена Марина Цветаева? Ведь в некоторых источниках сообщается, что ее могила – символическая.
Наш собеседник привел достаточно доказательств, убедив нас в том, что мы стоим там, где она была погребена второго сентября 1941 года – в южной части Петропавловского кладбища. Могила была утеряна уже в 1942 году, но Анастасии Цветаевой, ее сестре, удалось определить, где, скорее всего, она находилась. Пусть не с математической точностью… Поэтому на кресте, который был установлен во время ее приезда в Елабугу в 1960 году, было написано «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева» (гранитное надгробие появилось в 1970 г.).
День 15 июля получился у меня очень насыщенным. Но для журналистов это всегда огромный плюс.
ПОСТСКРИПТУМ
За иллюстрации спасибо коллегам из агентства "Татар-информ", газеты "Известия Татарстана". Большая часть снимков с сетевого ресурса "Новая Кама". Всё в открытом доступе.