Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Алексей Тихомиров и Екатерина Сергеева: два имени из программы Шаляпинского фестиваля

18 февраля в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева был очередной концерт из программы камерной музыки, посвященной 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина.

Сочинения Сергея Рахманинова, М. Мусоргского, А. Рубинштейна, А. Даргомыжского, Г. Свиридова, русские народные песни любителям музыки представили солист театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова, приглашенный солист Большого театра Алексей Тихомиров и солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева.   За роялем весь вечер была Алсу Барышникова, оперный концертмейстер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля.

Вел концерт народный артист РТ Эдуард Трескин. Он был не просто ведущим, а полноценным участником концерта, дополняя выступления певцов содержательными вставками о жизни и творчестве Федора Шаляпина.

Оба певца, заявленные в программе, хорошо знакомы казанцам. Алексей Тихомиров – выпускник Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (дирижер академического хора — 2003 год, класс доцента Л.А. Дразниной); вокальное искусство — 2006 год, класс профессора Ю.В. Борисенко), он часто поет в Казани, в том числе на Шаляпинском фестивале.

Уже более 10 лет приезжает в Казань на фестиваль Екатерина Сергеева.  В 2022 году она исполнила партию жены Ивана Грозного в премьерном спектакле Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля «Сююмбике» (композитор Р. Ахиярова, автор либретто Р. Харис).

Мы попросили поделиться впечатлениями о концерте Маргариту Файзулаеву, профессора Казанского института культуры, заслуженного деятеля искусств РФ и РТ.

Особо впечатлительных довели до слез

«Я бы сказала, это был очень редкий по своей значимости концерт камерной вокальной музыки.

Если вспомнить, как начинался Шаляпинский фестиваль, можно сказать, что уже со второго фестиваля, это был 1983 год, если мне память не изменяет, в его программу включали концерты камерной музыки. Начинал эту эстафету Булат Минжилкиев. В течение ряда лет он дал в нашем городе три сольных концерта. Мы с наслаждением слушали таких певцов, как Артур Эйзен, Мария Биешу, Ану Кааль из Таллина – изумительное сопрано, Ирину Архипову, многих народных артистов СССР, а в 1989 году – Дмитрия Хворостовского.

И эта красивая традиция знакомства казанской публики с лучшими творениями отечественных, а позднее и зарубежных исполнителей продолжается до сих пор. Это вошло в традицию.

На нынешнем юбилейном фестивале тоже было много концертов камерной музыки. Мы слушали самых разных вокалистов, восхищались ими. Но, на мой взгляд, концерт Алексея Тихомирова и Екатерины Сергеевой произвел просто фурор.

Программа концерта была тщательно продумана. Все прозвучавшие песни и романсы, кроме музыки Георгия Свиридова, каким-то образом были связаны с Шаляпиным. Мы прослушали как хорошо знакомые, так и мало знакомые сочинения. Некоторые вообще ни разу не звучали со сцены – только по телевидению, на канале «Культура», и в записи. Во общем программа была на любой вкус. Получается, все были удовлетворены и выбором сочинений, и высоким уровнем исполнения.

Кому-то понравилась серьезная классическая музыка, кому-то – легкодоступные, даже юмористические песни. «Песня о блохе» Мусоргского и «Улица, улица» Дюбюка вызвали повышенный эмоциональный отклик зрителей. Алексей превратил их исполнение в маленькие спектакли. На бис прозвучала песня «Вдоль по Питерской», и вместе с Алексеем ее пел весь зал. 

Практически всё первое отделение составляли романсы Сергея Рахманинова, чудные по настроению, исполненные Алексеем и Екатериной с большим мастерством. Во втором отделении пел уже только Тихомиров. Он исполнил как хорошо знакомые слушателям русские народные песни, так и мало известные казанцам сочинения.

Любителям музыки известны и Алексей Тихомиров, и Екатерина Сергеева. Тихомирова, конечно, знают больше. Он в Казани родился, учился в консерватории, на наших глазах. формировался как вокалист, как яркая харизматическая личность. Надо сказать, что Алексей больше известен за рубежом, чем в России. Он говорит об этом сам, об этом пишут СМИ.

О его становлении как вокалиста, можно сказать, я знаю из первых рук – долго работала с его отцом, Александром Тихомировым, драматическим режиссером, постановщиком больших театрализованных представлений, заслуженным деятелем искусств РТ, членом Союза театральных деятелей России. Много лет Александр Алексеевич преподавал в Казанском институте культуры сценарное мастерство, режиссуру театрализованных представлений и праздников, мастерство актера и режиссера. Благодаря отцу, Алексей  научился быть на сцене не просто певцом, а артистом (и на концерте доказал, как мастерски он умеет сочетать эти грани своего таланта), благодаря матери, певицы Нины Владимировны Тихомировой, почувствовал красоту русской песни, постиг секреты вокального исполнительства. В его формировании важную роль сыграло пение в церковном хоре. Так что после окончания консерватории Алексей был готов к исполнению как оперных партий, так и камерного репертуара. Ему подвластен любой жанр.

Что важно отметить, Алексей Тихомиров – яркий продолжатель традиций Шаляпина в вокальном пении. Во всем – в манере исполнения, в объеме звука, в красках, в динамике, ощущается школа Шаляпина. А самое удивительное в его исполнении – это актерская подача музыкального материала, когда не то что слово – интонация каждого звука имеет значение. Все это он блестяще показал 18 февраля. Концерт, по сути, стал авторским.

С полной уверенностью можно сказать, что он актер-певец, а таких не так много. Не зря великие дирижеры приглашают его на вокальные партии в кантатах и ораториях.

Напомню, Алексей Тихомиров - обладатель звания «Лучший молодой бас Татарстана» (конкурс 2007 года), обладатель Гран-при I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2006).

Екатерина Сергеева – меццо-сопрано из Мариинского театра, я бы сказала, с уникальным, проникновенным голосом. У нее выразительный, объемный голос, с широким диапазоном,  с эффектными кульминациями в верхнем регистре. Он долетал буквально до каждого уголка зала.  

Уже несколько лет Екатерину приглашают на Шаляпинский фестиваль. На нынешнем она также исполнила роль Любаши в «Царской невесте», проявив сильное драматическое начало.

Большое впечатление слушатели получили от вокального цикла «Песни и пляски смерти», написанного Мусоргским в 80-х годах XIX века. Это было время размышлений о смерти, которая безжалостно унесла тогда несколько его друзей, нанесла незаживающие раны. Стихи были написаны Арсением Голенищевым-Кутузовым, другом композитора.

Цикл Мусоргского для голоса и фортепиано - это четыре песни: «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец». Чаще исполняются две из них. При этом вокальную партию исполняет один голос – либо бас, либо меццо-сопрано. Эталонным мужским голосом считается исполнение Евгения Нестеренко, женским – Ирина Архипова и Ксения Вязникова.

18 февраля мы услышали все четыре песни, причем голосов было два – мужской и женский, бас и меццо-сопрано.

Этот цикл можно назвать драмой. Драмой в звуках, в музыке. Он уже в момент написания был новаторским. «Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в этом жанре. Образ смерти в ее разных обличьях дан с потрясающей силой выражения.

«Колыбельная» основана на противопоставлении мятущихся, наполненных ужасом отрывистых восклицаний матери умирающего ребенка и спокойного, убаюкивающего распева смерти, страшной в своей неизбежности. Обезумевшая от горя, мать спорит с самой смертью… Сердце замирает, когда слушаешь этот диалог.

Сочетание мужского и женского начала, несомненно, обогатило сочинение Мусоргского. По-моему, это вообще была первая такая интерпретация вокального цикла «Песни и пляски смерти». При этом это было высочайшего качества исполнение. Два замечательных вокалиста, точнее сказать – два замечательных артиста, довели особо впечатлительных натур до слез.

Мы слышали много певцов, но, на мой взгляд, трудно назвать равного Алексею, умеющему придать словам такое огромное значение. Образ смерти он представил не только голосом, но и богатейшей мимикой, пластикой тела. Это уже не только вокальное, но и драматическое искусство.

Когда он поет, происходит удивительное сочетание музыки и слова. На оперной сцене такое происходит очень редко. Своим творчеством Алексей продолжает лучшие традиции гениального певца, нашего земляка Федора Ивановича Шаляпина.

Я считаю, Алексей Тихомирнов – это явление в современной России. Он часто выступает в концертах, мы видим его по телевидению, он много поет за рубежом: Театр Джорджа Верди в Буссето (Италия), Квинслендская королевская опера в Брисбене (Австралия), Лионская опера (Франция), Королевская опера Валлонии (Бельгия), Немецкая государственная опера (Германия), Оперный театр Монте-Карло… Наш театр тоже регулярно приглашает этого уникального певца для участия в Шаляпинском фестивале. В нынешнем году мы снова увидели его в роли Пимена в «Борисе Годунове».  

Можно только радоваться, что природа дала нам такое чудо. Это я говорю искренне. Я заметила это давно… Я редко бываю в восторге от исполнения, но здесь было нечто!

Актерские перевоплощения на Шаляпинском фестивале

У нас есть возможность рассказать об участии Алексея Тихомирова и Екатерины Сергеевой в спектаклях Шаляпинского фестиваля. Приведем две цитаты из рецензий Анастасии Поповой в газете «БИЗНЕС Online».

 «Звание «нового Шаляпина» справедливо не досталось никому. Да и вряд ли самобытные, умные солисты на него претендовали: по-шаляпински сочетать вокальную мощь, рельеф сценического жеста и актерскую игру мог только сам Федор Иванович. А вот в условной борьбе за титул лучшего баса Казани, судя по всему, произошла смена лидера. Им стал Тихомиров, предложивший публике теплокровный образ русского старца. Его Пимен с ниспадающей бородой традиционен внешне, но незауряден музыкально: аскетичную речитацию певец обогатил горячей, живой интонацией, полумрак монашеской кельи озарил сочным басом, а монотонную летопись мудреца — переливами динамики и яркими агогическими деталями.

К тому же солист оказался ближе всех к Шаляпину по образному богатству роли, продемонстрировав мобильные актерские переключения. Пимен-Тихомиров не святой мудрец, а страдающий человек со своими благами и грехами. Рассказ о праздной жизни (I акт) он подытожил никнущими жестами рук и смиренным кивком головы. А повествуя о чуде в Угличе (IV акт), предстал и покорным мирянином, и несгибаемой совестью царя. Все это намекает на то, что Тихомиров — прекрасный Борис. Пока, увы, чаще за пределами театра им. Джалиля (кажется, в столице РТ он пел эту титульную партию лишь раз), но насладиться царским монологом «Скорбит душа…» недавно можно было в Казанской ратуше на музыкально-литературном спектакле фестиваля «Шаляпин и Горький».

Рецензия «Трагедия царя-параноика: Михаил Казаков уже не лучший бас Казани» 

В рецензии на другой спектакль Анастасия Попова отметила и Алексея Тихомирова, и Екатерину Сергееву:

«Еще сложнее пришлось Екатерине Сергеевой (Любаша), чьи героини всегда цепляют именно внутренней энергетикой. Казалось бы, раствориться в партнере в дуэтах для нее смерти подобно, но солистка Мариинского театра приняла игру и приглушила свой глубокий, бархатный тембр. Но зато взяла свое в соло и речитативных диалогах. Выходную «Свадебную» она разукрасила экспрессивными причетами, внезапными взрывами и провалами звука. А разговор с Бомелием (тенор «Новой Оперы» Максим Остроухов), приготовившим отраву для Марфы, — графичными репликами на грани декламации.

Вспоминая об актерских перевоплощениях на форуме, нельзя забыть Михаила Казакова. Артист, в чьем репертуаре лишь одна чисто комическая роль (Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини), подал Собакина на равных с ведущим трио именно за счет игрового и вокального юмора — острой мелодикой вопросов и восклицаний, разудалой пантомимой и уморительной походкой «вразвалочку».

«Сериальное «мыло» на месте высокой драмы: как живет «Царская невеста» в Казани»  

 Фото Рамиса Назмиева (пресс-служба театра имени М. Джалиля)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить