Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Один вечер в музее Боратынского
- Гельфия Заярина
- 14 марта 2023 года
Очередное представление поэтического театра Алексея Гомазкова, которое проходило 14 марта 2023 года в Музее имени Е А. Боратынского, называлось «О милых спутниках».
На нем побывала Гельфия Самигулловна Заярина, заслуженный учитель школы Республики Татарстан.
Не знаю, что сподвигло меня в этот стылый весенний вечер направить свои не раз переломанные стопы в музей Е.А. Боратынского, но я пошла, неуклюже преодолевая наледи на тротуарах, особенно опасные в быстро наступающей темноте.
В суете дисгармоничного, стремительно распадающегося бытия (а как еще назовешь мир без мира?) вдруг так захотелось музейной тишины и покоя среди старых-престарых книг, портретов, антикварной мебели, милых фарфоровых пастушков и пастушек, переживших, несмотря на свою хрупкость, все исторические катаклизмы, в отличие от хозяев этой красивой городской усадьбы – представителей знатного дворянского рода Боратынских.
Казалось, в старинном деревянном доме с высокими лепными потолками и анфиладой просторных зал еще витает дух большой, интеллигентной, талантливой семьи, в которой нам более знакомо имя поэта Евгения Боратынского, друга Александра Сергеевича Пушкина. Помните строки из стихов Баратынского «Признание», которые читал герой Вячеслава Тихонова в фильме «Доживем до понедельника»?
Не властны мы в самих себе,
И в молодые наши лета
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Одаренность деда-поэта в той или иной мере передалась всем его потомкам, поэтому легко представить, как часто в доме Боратынских звучала музыка, говорили о прекрасном, читали стихи. Когда-то, в далеком прошлом, от которого остались только музейные экспонаты..
Но вдруг до меня, предсказуемо застывшей перед пушкинским столиком (за ним поэт работал, бывая в гостях у Боратынских), донеслись чарующие звуки романса. Это был дуэт: сопрано и контральто – два женских голоса - вели дивную мелодию, от которой хотелось то ли взлететь, то ли заплакать,. И я, как завороженная, пошла на звуки музыки.
Они раздавались из Белого зала, где шли последние репетиции перед представлением «Поэтического театра». Такие мероприятия (фу, какое казенное, бесцветное слово, не способное передать и толику волшебства, ожидающего зрителей на этих концертах) в течение восьми лет ежемесячно проводятся в музее вечером.
Это коллективное действо, организатором и вдохновителем которого является Алексей Гомазков, поэт, музыкант, актер театра и кино, член Союза писателей Москвы и великий знаток поэзии. Именно он - автор проекта «Поэтический театр», посвященного русской классической поэзии ХVIII –ХХ веков, постоянные рубрики которого «Юбилей и юбиляры», «Поэтический ежедневник», «Сдувая нафталин», «Устами младенца». А душа театра - заслуженная артистка Республики Татарстан Юлия Зиганшина, замечательная исполнительница русских романсов. Такой вот творческий тандем (и семейный тоже) сложился у двух ярких, неординарных людей: за Алексеем – Слово, а за Юлией - воплощение Слова в Музыку. В гостях у них бывают артисты, музыканты, барды, литературоведы.
В представлении с трогательным названием «О милых спутниках», кроме А. Гомазкова и Ю. Зиганшиной, участвовали певица Анна Халлдорсдотир и пианист Максим Мулин, оба молодые, красивые и необычайно талантливые. Литературно-музыкальная композиция в Белом зале была посвящена творчеству трех поэтов пушкинской поры – Василию Жуковскому (240 лет), Антону Дельвигу (225 дет), Николаю Языкову (220 лет).
Казалось бы, где мы и где они, поэты старины глубокой, даже не вошедшие в обязательную школьную программу? Оглядывая медленно заполняющийся зал, я вдруг испугалась - а придут ли зрители? Однако зрители пришли, и немало. Среди них мои ровесницы - пенсионерки, явные завсегдатаи, судя по тому, как тепло здоровается с ними Юлия Зиганшина; милая семейная пара средних лет, оба в очках, застенчиво улыбаются... Неожиданно много молодых – влетели в зал прямо к началу представления, кто с работы, кто с учебы. Рядом со мной стильная, ухоженная дама с красиво уложенными волосами и модным маникюром. На нее приятно смотреть. Если бы не суровое, раздраженное выражение лица – верный признак усталости и наступающей старости.
И вот раздаются звуки фортепиано, уносясь под высокие своды Белого зала. Скромно и с достоинством (как он умеет это сочетать!) выходит Алексей Гомазков, сам себе и режиссер, и актер, и рассказчик, и чтец, – и всё в меру, без ложного пафоса, с глубоким уважением и к поэтам – юбилярам, и к публике, и к исполнителям, при появлении которых на сцене ведущий незаметно уходит в полутень, давая зрителям возможность в полной мере насладиться пением Юлии Зиганшиной и Анны Халлдорсдотир.
Все вроде бы знакомо – и стихи, и романсы. Сколько таких концертов мы видели в советское время, не перечесть! Но почему же вдруг становится так светло и тепло, словно кто-то разжег костер в кромешной тьме, чтобы мы не потеряли себя в мировом хаосе? Почему так легли на душу слова из романса на слова В. Жуковского в исполнении Юлии Зиганшиной «Остался верен до конца свободе, мужеству и милой»? Правда, в моей памяти слово «милой» прочно заменилось словом «МИР».
Нет, невозможно передать словами очарование этого вечера, восторг от прекрасного исполнения романсов на слова А. Дельвига, В. Жуковского, Н. Языкова – это нужно слышать. И видеть, как меняется настроение зрителей. Куда-то отлетает шелуха будней и остается только великая сила искусства. За что огромное спасибо Алексею Гомазкову и всей его чудесной команде - Артистам с большой буквы!
Р.S. Когда затихли нескончаемые аплодисменты и артисты, откланявшись, ушли со сцены, я случайно взглянула на соседку. Боже, куда делись ее морщины, сердитое и брюзгливое выражение лица? Улыбающаяся, с добрым открытым взглядом, дама все еще оставалась во власти волшебства поэзии и музыки. И для нее «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и счастье, и любовь».
Для меня тоже.
Фото автора