Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В Ратуше можно увидеть рояль, на котором могли играть Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов

Если вы еще не посмотрели выставку о Федоре Шаляпине в Ратуше, поспешите — она 28 марта закрывается.

Вход на выставку «Шаляпин. Творческое наследие и современность» в галерее «Окно» бесплатный. Единственное, что с вас потребуют — надеть бахилы. 

Организатор выставки — Музейный комплекс Казани. Для тех, кто не знает, что скрывается под этим названием, сообщаю — это объединение нескольких музеев муниципального подчинения, включая те, которые работали в НКЦ «Казань» и сегодня для посетителей закрыты. Они были выселены из здания после принятия решения о вселении туда Национальной библиотеки РТ, и до сих пор их судьба не определена.

Дело сделали благое — библиотека работает, стала хорошим местом досуга, там бывает много молодежи. Обещали, конечно, что найдут место и для Музея национальной культуры, и для Музея 1000-летия Казани, на базе которого планировалось сделать музей Казани. До сих пор не нашли. Их фонды хранятся в трех местах. Выделили здание бывшего Магистрата на Баумана, у Кремля, совершенно не приспособленное под музейные экспозиции, да и то никак не отремонтируют. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Замечательно, что казанцы увидят выставку в Ратуше. Советую сходить и в Кремль, где в здании Присутственных мест с 1 февраля работает еще одна выставка, подготовленная Музейным комплексом города — «Казань сквозь века».

Я посмотрела выставку в Ратуше 3 марта, а потом совершила путешествие по экспозициям Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина — и получила полное представление о том богатстве, которым Казань располагает.

В Казани бережно хранят всё, что напоминает о великом земляке. Здесь не одна, а две шаляпинские коллекции. Литературно-мемориальный музей А.М. Горького (с 2018 года в его названии два имени — Горький и Шаляпин) начал создавать шаляпинский фонд еще в 40-х годах прошлого столетия («Шаляпинские реликвии в Казани»). Музей национальной культуры в НКЦ «Казань», созданный в 1992 году, подключился к этой работе позднее.

«Я положила на эту работу 20 с лишним лет своей жизни, — рассказывает Инэсса Эделева, хранитель шаляпинской коллекции и ученый секретарь Музейного комплекса Казани. — Все, что у нас есть в коллекции, прошло через мои руки. Я и на свои деньги очень многое покупала. Вот, например, последнее приобретение — сапожный станок дореволюционного времени.

Разговорилась на остановке с одним пожилым мужчиной, который оказался сапожником по профессии. Живет в Аметьево, где, я знаю, одно время проживала семья Шаляпиных. А Федор Иванович ведь тоже учился сапожному мастерству. Выяснилось, что у мужчины «барахла-то сапожного много». Я и выпросила у него для музея станок за поллитра».  

Шаляпинская коллекция, собранная в Музее национальной культуры, состоит из 800 экспонатов. Музейные работники собирали любые свидетельства казанского бытия того времени, не обязательно впрямую связанные с Федором Шаляпиным. Наверняка некоторые потом пригодились в строительстве экспозиции Музея 1000-летия Казани.

На выставке в Ратуше можно видеть много снимков дореволюционной Казани. Сегодня интернет выдаст по вашему запросу тысячи казанских пейзажей, а когда-то такие снимки были большой редкостью. Как тут не вспомнить диктора Казанского телевидения Абдуллу Дубина, первопроходца в филокартии, собрание которого удивляло не только горожан, но и музейных работников.   

Основную часть шаляпинской коллекции — 67 раритетов — музей выкупил у известного искусствоведа и коллекционера Юрия Котлярова, одного из авторов двухтомника о жизни и творчестве Федора Шаляпина. Инэсса Алексанровна называет его человеком, фанатично влюбленным в Шаляпина. Он собирал всё, что связано с именем певца: книги, газетные вырезки, документы, предметы эпохи, фотографии, пластинки, клавиры опер и, конечно, подлинные вещи, принадлежавшие певцу или его окружению.

Инэсса Александровна сдружилась с Котляровым, два раза ездила к нему в Петербург. В это время Юрий Котляров очень нуждался в деньгах. У него было двое детей — дочь и сын, и он хотел купить сыну отдельную квартиру.

Столик и граммофон  из петербургской квартиры Шаляпина. Коллекция Ю. Котлярова

О желании приобрести коллекцию заявили Музей Горького и Музей национальной культуры. Юрий Федорович поставил условие: коллекцию продаст только целиком. У республики денег не нашлось, а Камиль Исхаков, тогда мэр города, нашел.

В СМИ сообщалось, что петербургский коллекционер в 1998 году привез в Казань 430 самых разнообразных предметов. Сегодня многие из них представлены в двух залах выставки в Ратуше. В постоянной экспозиции Музея Горького и Шаляпина тоже есть несколько предметов из коллекции Ю. Котлярова, которые он передал через М.А. Мударисову.

Секретер из коллекции Ю. Котлярова

«В Казани понадобился человек, который бы занялся этой коллекцией и разработал концепцию ее показа публике. Пригласили меня, зная, что я музейщик с большим стажем, хорошо знакома с театром, музыкой, изобразительным искусством, — вспоминает Инэсса Александровна. — Мы сразу определили тематическую направленность нашей работы — «Шаляпин и национальная татарская культура».

Шаляпин прославил во всем мире русскую культуру, русскую музыку, русский театр, Россию и свою родину — Казань. Его влияние на всю мировую культуру, в том числе русскую и татарскую, огромно. А с другой стороны, душа гениального артиста формировалась под воздействием не только русской, но и татарской культуры.

Мы поставили перед собой задачу — на музейном материале раскрыть сложное взаимодействие наследия Шаляпина с национальной татарской культурой, показать влияние этой культуры на творчество и личность Шаляпина».

Инэсса Александровна напомнила, что Шаляпин очень любил Казань, называя ее в письмах к Горькому «прекраснейшим городом в мире». «Для меня, конечно», — уточнял он. Память Федора Ивановича сохраняла детские впечатления от пестрой городской жизни, красочного татарского быта, базарной «восточной» суеты, азартных кулачных поединков русских и татарских парней на Булаке и Кабане.

Совсем не случайно в его петербургской коллекции картин был портрет девушки-татарки, приобретенный на аукционе в Киеве. Известен такой факт: в письме в Москву из Парижа к старшей дочери Ирине он просил прислать ему заготовку для сапог татарской работы из разноцветных сафьяновых лоскутков. «А сапоги я сделаю сам!», — писал он. Очевидно, ичиги понадобились Шаляпину для костюма хана Кончака в опере «Князь Игоре». И наверняка успех Шаляпина в этой роли зависел и от впечатлений казанской жизни, как и интерес к восточной музыке. Шаляпин хорошо знал творчество Габдуллы Тукая, читал его стихи друзьям в Париже, сравнивая его поэзию и внешний облик с Лермонтовым.

Казанская коллекция Котлярова экспонировалась на втором ярусе колокольни Богоявленского собора (улица Баумана). Камерный Шаляпинский зал — филиал НКЦ «Казань» — там открыли в августе 1999 года. Его директором стала Инэсса Александровна Эделева. Просуществовал камерный зал, где можно было посмотреть шаляпинскую экспозицию и послушать музыку, 9 лет, а потом закрылся.

Помню, в 2011 году в городе шла дискуссия о самостоятельном музее Шаляпина и были даже официальные решения на этот счет. Но дальше дискуссий дело не пошло. С тех пор шаляпинская коллекция Музея национальной культуры демонстрируется в Казани от случая к случаю. Ее ценность высоко оценили посетители временных выставок в Москве и Лондоне. И вот мы снова можем видеть это собрание в Ратуше.

Прежде всего отмечу, что выставка совсем не камерная, как я подумала, увидев афишу.  Она занимает два зала на первом этаже. В ней пять экспозиционных эпизодов: «Казанский мир Шаляпина», «Становление личности и таланта. Путь к мировой славе», «Скорбит душа…». Лабиринты судьбы Шаляпина», «Шаляпин и национальная татарская культура. Национальное и интернациональное в творческом наследии Шаляпина», «Шаляпинская Казань: город и горожане». Посетители увидят архивные материалы — документы, фотографии, шаляпинские раритеты, предметы быта Казани конца XIX века,

По экспозиции меня водила Эделева. Она подчеркнула, что ценность выставки прежде всего в аутентичности места ее проведения: Шаляпин здесь ещё ребенком пел в Дворянском собрании (ныне городская Ратуша)  с архиерейским хором, а в 1909 году, будучи уже прославленным певцом в России, с триумфом выступил с концертом перед казанцами.

Она отметила, что организовать выставку помогло городское управление культуры. Зная мой профессиональный интерес, обратила особое внимание на подлинные раритеты:

«У нас много подлинных мемориальных вещей. Это предметы, которые лично принадлежали или Шаляпину, или его ближайшему окружению. Подлинные фото, автографы, письма, мебель и домашняя утварь из петербургской квартиры артиста. В том числе кабинетный рояль марки «Шредеръ», который, по версии Котлярова, принадлежал ранее дочери композитора Цезаря Кюи Марии. Она содержала в Санкт-Петербурге, недалеко от Мариинского театра, салон, в котором бывали Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Цезарь Кюи,  Александр Глазунов, и, представьте себе, Салих Сайдашев. Это со слов Котлярова, конечно, я там не присутствовала».

Бессценная часть коллекции — письма Шаляпина, написанные на бланках отелей во время гастролей, в которых он пишет о нашем городе, о своем детстве. Как сказала Инэсса Александровна, она купила их на свои деньги. Продавца нашла через интернет.

В одном из писем Федор Иванович вспоминал свою жизнь в Суконной слободе, называл имя товарища «по улице», Кузьму Рогожкина, если я правильно записала. Письма помогли уточнить некоторые биографические сведения о певце. Они размещены в нескольких витринах, окантованы красной полоской, чтобы посетители обратили на них особое внимание.

На свои деньги Инэсса Александровна приобрела коллекцию портретов Шаляпина, созданных в технике светотени. Она напомнила, что Шаляпина называли Рембрантом в музыке. Недавно ей предложили настоящую бутылку из-под пива завода Петцольда. Большой соблазн ее купить, ведь муж второй жены певца Марии Валентиновны был сыном Оскара Петцольда.

«Вот получу гонорар за сценарий фильма, и куплю, — сказала она.

Инэсса Александровна имела в виду документальный фильм «С Шаляпиным на конке по старой Казани», созданный по ее инициативе студией «Аярис». Эделева снялась в нем как экскурсовод по шаляпинской Казани.

На 3 марта в Ратуше была назначена премьера этого фильма. Я видела его фрагменты, когда устанавливали необходимую аппаратуру, а посмотрела полностью уже дома, по ссылке, присланной директором «Аяриса» Татьяной Михайловой. По ее мнению, эта видеоэкскурсия призвана сделать Шаляпина туристическим брендом Казани.

Эделева обратила мое внимание на причудливо согнутую вилку с эмблемой «Панаевский сад». По легенде одной казанской семьи, ее согнул лично Шаляпин, но этот факт документально не подтвержден.

Вилка демонстрируется с другими экспонатами, переданными музею Дмитрием Алексеевичем Хорьковым, другом детства нашего земляка.

Мне известно, сколь строго документируются мемориальные вещи знаменитых людей. По этой причине казанские коллеги с опаской относятся к некоторым предметам коллекции Музея национальной культуры. Например, не признается подлинность фотографии родителей Шаляпина: Ивана Яковлевича и Евдокии Михайловны. Ее можно видеть в экспозиции. Но музейные работники признаются, что это предположительная идентификация. Точно так же в музее Горького и Шаляпина атрибутирован снимок двух женщин, одна из которых — Евдокия Михайловна.  

Для специалистов это, наверное, очень важно. Но когда осматриваешь экспозицию как обычный посетитель, больше интересует ее драматургия, полнота рассказа о шаляпинской Казани. И в данной ситуации не особо важно, что анкета, которую когда-то заполнял юный Шаляпин как служащий городского театра, где он выступал статистом, не подлинная, что кулинарная книга личного повара Федора Ивановича, представленная в экспозиции, - настоящее старинное издание, но не его. Зато подлинным является письмо Шаляпина жене повара Пелагее Хвостовой, написанное в 1929 году.  

Во втором зале, меньшем по размеру, показывается вещевой комплекс из Петербурга и тот самый рояль, который уже назывался — «Шредеръ», изготовленный в Германии в 1839 году. Фирма К.М. Шредера был поставщиком музыкальных инструментов – пианино и роялей — Двора его Императорского Величества. Инструмент в 2015 году был отреставрирован группой З. Зарипова.

Здесь можно увидеть настенные часы, несколько шкафов, стулья, секретер из петербургской квартиры.

На прощанье Инэсса Александровна заметила: «Шаляпинская коллекция Музея Горького и Шаляпина посвящена дружбе писателя и артиста. Наша коллекция охватывает весь жизненный путь Шаляпина, от рождения до его жизни за рубежом. Кстати, в одном из наших писем, от 1929 года, Федор Иванович горестно заметил: «Звание народного артиста мне дал народ, а партия отобрала».

Думаю, что наши просвещенные читатели знают эту историю.

В 1922 году Шаляпин написал прошение о выезде из страны на длительные гастроли с условием выплаты 50 процентов гонорара в советскую казну. Менее чем через год он вернулся из США в СССР. Все условия были выполнены, государство получило немалый доход от шаляпинских гастролей. Было принято решение продолжить высоко рентабельную добычу золота из карманов западных меломанов. И Федор Иванович вновь отправился за океан. Но назад он уже не вернулся. 

В 1927 году Шаляпин решил освятить свой новый дом в Париже и отправился в ближайший собор Александра Невского. Там его окружили многочисленные дети, просящие милостыню. Шаляпин раздал просящим порядка 5000 франков, о чем на следующий день раструбили французские газеты. Новость дошла и до советской России, однако, как утверждается в разных источниках, в несколько искаженном виде. Из благодарственной заметки священника, к которому Шаляпин обратился, напечатанной в одной из белоэмигрантских газет, в Москве узнали, что Шаляпин пожертвовал на русских детей и инвалидов-белогвардейцев пять тысяч франков.  Впрочем, и до этого инцидента соотечественники не очень-то желали видеть артиста на Родине. Маяковский писал о певце так:

«Вернись теперь, такой артист,

Назад, на русские рублики,

Я первый крикну: «Обратно катись,

Народный артист Республики!».

24 августа 1927 года Совет Народных Комиссаров РСФСР лишил Шаляпина звания «Народный артист республики». Затем певца лишили советского гражданства. Посол Советского Союза во Франции, старый большевик, прекрасно образованный человек Христиан Раковский утверждал, что когда ему пришлось оглашать этот вердикт Федору Ивановичу, тот неподдельно рыдал. 

Теперь путь на Родину Шаляпину был заказан.  Лишь в 1991 году Совет Министров РСФСР отменил решение Совнаркома как необоснованное. Ранее прах Шаляпина был перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. 

В Казани в 1968 году была организована первая в СССР экспозиция, посвященная великому земляку, в 1999 году возле Богоявленской церкви, где когда-то крестили Федю Шаляпина, появился памятник всемирно известного баса.

В последние дни марта выставку в Ратуше демонтируют, и никто не знает, когда мы ее увидим в следующий раз. Поэтому найдите время и сходите на нее в выходные дни.

 

ПОСТСКРИПТУМ

28 марта, в день закрытия выставки, готовится специальная программа. Следите за анонсами в паблике «Казанских историй»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить