Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Юбилейная среда: один день из жизни Казани

В среду, 28 марта, культурная жизнь Казани  ознаменовалась сразу двумя знаковыми событиями: в Ратуше  торжественно закрывали выставку о Федоре Шаляпине, а в Культурном центре имени А.С. Пушкина открывали музыкально-литературный фестиваль «Горькийфест».

Так в один день сошлись два юбилея: 150-летие со дня рождения Федора Шаляпина (он родился 13[1] февраля 1873 года) и 155-летие  со дня рождения Максима Горького (день его рождения – 28 [16] марта 1868 года).

Своими впечатлениями от посещения юбилейных торжеств делится Гельфия  Заярина, заслуженный учитель  школы Республики Татарстан.

  Начну с добрых слов в адрес Министерства культуры Республики Татарстан, мэрии Казани, музейного и театрального сообществ, искусствоведов, историков – всех, кто был задействован в подготовке и проведении масштабных юбилейных мероприятий в честь М. Горького и Ф. Шаляпина. Благодаря их титаническому труду среда, 28 марта, стала настоящим праздником для казанцев.

 Правда, не всем желающим удалось насладиться концертом-драйфом «Парад басов Казани: Виват, Шаляпин», анонсированного организаторами юбилейной выставки в Ратуше. Желающих послушать парад басов оказалось в разы больше, чем посадочных мест в двух небольших залах галереи «Окно», отведенных для выставки. Это, безусловно, свидетельствует об огромной популярности имени Шаляпина и вокала в Казани, но всякое положительное явление порой имеет оборотную сторону. Многие пожилые зрители из тех, кому не досталось в маленьком зальце не только стульев, но даже мест на полу, были вынуждены ретироваться из душного помещения, и я в том числе. Конечно, люди понимали, что нельзя открыть окна в зале, где стоит рояль, на котором, возможно, играли Федор Шаляпин и Сергей Рахманин, но здоровье командует нами сильнее, чем интерес.

Жаль, конечно, что ушла. По отзывам, концерт в Ратуше был великолепен, но предаваться унынию в тот день мне было решительно некогда. Отдышавшись на свежем воздухе, я не мешкая  направилась в Культурный центр имени А.С. Пушкина, где тоже была заявлена интересная программа - «Горькийфест». Благо шагать было недалеко. Удалось успеть к началу церемонии открытия фотовыставки «Горький и  Шаляпин. Точка отсчета - Казань».  

   Вероятно, по контрасту с тем, что пришлось пережить в Ратуше,  весьма порадовала как сама выставка, так и место ее проведения – просторный, современно оформленный зал. Много света, воздуха - и ничего лишнего. Абсолютно не напрягал непривычно внушительный размер стендов с фотографиями из жизни двух гениев в Казани и емкими цитатами, подтверждающими их дружбу и творческое взаимодействие, их доброе отношение к нашему родному городу.

  Порядок проведения церемонии также отличался лаконизмом, слаженностью и продуманностью. Выступления почетных гостей выставки органично чередовались с музыкальными номерами заслуженной артистки РТ Юлии Зиганшиной и вокального ансамбля «Красная горка» (руководитель Денис Денисов).

Выставку открывали Ильдар Гильмутдинов, депутат Государственной Думы России,  и  Евгений Ефимов, представитель администрации раиса республики Рустама Минниханова; Ирина Александровская, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, руководитель Русского национально-культурного объединения РТ, и  Гузель Сагитова, заместитель  руководителя Исполкома Казани по социальной политике; Марианна Гаврилова, заведующая Музеем А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина,  и Галина  Елистратова, директор Культурного центра имени А.С. Пушкина.

Ильдар Гильмутдинов отметил, что двух великих деятелей русской культуры в Татарстане все знают со школьной скамьи и гордятся тем, что они жили в Казани. Он подчеркнул, что открытие таких выставок и присутствие большого числа молодежи очень важно и нужно для сохранения духовных и исторических ценностей Татарстана и России.

Главная задача старшего поколения — рассказывать о культурном достоянии республики и показать его молодому поколению, заметил в своем выступлении Евгений Ефимов, заместитель начальника Управления по реализации национальной политики Департамента раиса РТ по вопросам внутренней политики. По его мнению, благодаря таким событиям жители Татарстана, относящиеся к разным народам, будут лучше помнить о великих людях, когда-то живших на этой земле.

«С самого утра духовная родина Максима Горького живет по-особенному. Надеюсь, в дальнейшем сегодняшняя экспозиция будет дополнена за счет этнографической составляющей и достойно раскроет красоту крестьянской жизни села Красновидово. Уверен, что фотовыставка должна совершить путешествие по республике, чтобы татарстанцы знали и понимали сложное творчество и непростую жизнь писателя, а также его друга — гения Федора Шаляпина», — сказал Евгений Ефимов.

Марианна Гаврилова  отметила, что, комплектуя фотовыставку, музейные сотрудники считали, что главная ее задача – показать, что позволило состояться крепкой дружбе двух деятелей культуры, продлившейся более тридцати лет. Под снимками описаны ключевые события, происходившие с Федором Шаляпиным и Максимом Горьким. «Не будь четырех лет, которые он прожил в Казани, возможно, и не появился бы писатель Максим Горький. Сам он говорил: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, а духовно — в Казани. Казань — любимейший из моих университетов». На духовной родине писателя чтут и помнят его великое имя», — подчеркнула руководитель музея.

Галина Елистратова отметила, что для Горького и Шаляпина Казань стала «точкой опоры» и «местом силы», здесь они получили главные уроки жизни, и именно здесь оказалось предопределено их будущее. По ее словам, двух гениев объединяла не только крепкая дружба, но и любовь к творчеству великого русского поэта Александра Пушкина. Они постоянно читали классика и часто цитировали его.

Гузель Сагитова выразила уверенность, что выставку необходимо презентовать как можно большему кругу зрителей, в том числе школьникам и воспитанникам старших групп детских садов.

Ирина Александровская рассказала о том, какие масштабные мероприятия проходят в республике в день юбилея Максима Горького.

Выступающие с приветственным словом выходили на сцену попарно, и было так приятно видеть рядом людей разного возраста, одинаково заинтересованных предстоящим событием. Они отметили большую роль казанского периода в жизни и  профессиональном становлении  Максима Горького и Федора Шаляпина, рассказали о  том, что сделано и делается в Казани для увековечивания их памяти.

   Внимательно рассмотрев материалы экспозиции и выслушав лекцию экскурсовода, я застолбила в памяти два факта, тронувшие мою учительскую душу. Наверно, не  все молодые казанцы  знают, что  Шаляпин состоялся как певец благодаря казанскому учителю пения из шестого городского начального училища Николаю Васильевичу Башмакову, который научил мальчика нотной грамоте и привил любовь к музыке (вот оно, учительское Слово!).  

  В 1928 году Алексей Максимович,  живя в Сорренто, получил письмо от учеников казанской школы №3 с просьбой отметить на плане Казани места, где он бывал. Любознательные дети занимались в кружке под руководством известного казанского ученого, археолога и краеведа Николая Филипповича Калинина, который и пробудил у ребят интерес к истории. Разумеется, писатель откликнулся и  отправил школьникам не только письмо с планом, но и свое фото с дарственной надписью - «Кружку казанских краеведов. М.Горький». Так начинался школьный музей – от искорки, зажженной в детских душах мудрым наставником.

   Для самого Горького таким  другом и наставником стал Михаил Ромась. Народоволец с подпольной кличкой «Хохол», бывший железнодорожник из Киева, Ромась приехал в Казань после якутской ссылки и поселился под видом торговца в селе Красновидово (сейчас это Камско-Устьинский район). Вел  там незаметную просветительскую работу среди крестьян  -  «будил разум деревни». Летом 1888 года Ромась пригласил к себе пожить молоденького рабочего Алексея Пешкова, пребывавшего в глубокой депрессии после попытки самоубийства и других горестей молодой жизни.  И ведь сумел найти нужные слова, вытащил парня из омута душевной смуты, наставил на путь истинный.

   Об этом и многих других событиях казанской жизни писателя рассказывается в документальном фильме «Следами Горького по Казани и Красновидово», снятом  по инициативе Русского национально-культурного объединения  республики Татарстан тележурналистом Эдуардом Хайруллиным специально для юбилейных торжеств. Мне повезло – в рамках программы «Горькийфест» я увидела этот фильм на большом экране (он размещен в Интернете), побывала на творческой встрече с его создателем, казанским краеведом Эдуардом Хайруллиным. Думала, что его дебют в качестве режиссера, сценариста и ведущего  в одном лице, а дома, заглянув на канал «Новая Тартария», увидела, что в сети можно посмотреть немало его фильмов о Казани и казанцах.

   Фильм мне понравился, автор тоже. Больше всего импонирует умение  Эдуарда Хайруллина коротко сказать о главном,  жесткий отбор фактов, живая, динамичная подача материала, четкая композиция, легкий налет иронии и доверительные интонации в голосе ведущего, позволившие избежать менторского занудства и ложного пафоса.  По жанру это фильм-путешествие по горьковским местам нашего края. При этом ненавязчиво, но целенаправленно прослеживается связь истории с современностью, иногда не в пользу последней. Поразило, в каком заброшенном состоянии находятся останки дома, где жила семья Евреиновых, приютившая молодого Пешкова после приезда в Казань.

Красновидовскому музею повезло больше – дом, в котором была лавка Ромася, восстановлен после пожара (его  сожгли еще его конкуренты в далеком 1888 году). Сейчас в нем воспроизведены интерьеры сельского быта конца XIX века.

Почему-то тронула душу крохотная комнатка, оклеенная дешевыми красными обоями под старину. Спартанская обстановка, самодельные книжные полки. Но легко представить, чем была для бездомного Пешкова эта каморка. Особенно после ночлежки в Марусовке. Удачно использован в фильме литературный  контент в сочетании с кадрами из забытого художественного  фильма «Мои университеты»,  выпущенного в СССР  аж в 1940 году.  

Всё это обусловило неподдельный интерес зрителей к работе Эдуарда Хайруллина. Поэтому первое, что спросили у режиссера после окончания фильма: а будет ли продолжение? И даже слегка расстроились, не получив определенного ответа от автора.  

   В завершение творческой встречи Эдуард Хайруллин сделал всем нам неожиданный подарок  – аппетитные, ароматные  калачи по рецепту из казанской пекарни Деренкова, где когда-то работал юный  Алеша Пешков.  «Привет из Марусовки», - пошутил ведущий, обходя зрительские ряды с большой плетеной корзиной в руках, точь-в-точь  как у уличных торговцев  в 19 веке.

 «Привет» оказался очень вкусным, я не удержалась и попробовала.

  Спасибо вам, Эдуард Фаритович, и за кулинарный сюрприз, и за ваш  фильм, который будет интересен как учителям, так и школьникам. Я в этом уверена.

 Фото автора

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить