Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

La Primavera: сезон завершился – жизнь продолжается

29 мая в Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева концертом с участием Даниила Крамера закрыл свой 34-й сезон Казанский камерный оркестра La Primavera.

Получился большой музыкальный марафон, посвященный 100-летию российского джаза. В первом отделении оркестр выступал с солистом, приезд которого всегда ждут в Казани с большим нетерпением. Даниил Крамер исполнил три сочинения для фортепиано с оркестром: Б. Гудмен ― Ч. Кристиан ― Seven Come Eleven (аранжировка Д. Крамера). Розенблат ―«Memory», фантазия на тему «Summertime» Дж. Гершвина и А. Цфасман   Сюита для фортепиано с оркестром (оркестровка Р. Абязова).

В роли ведущего концерта (как сказано в программке – рассказчика) выступил художественный руководитель оркестра Рустем Абязов, который сообщил много интересных подробностей об истории джаза, в том числе личного характера.

Зрители узнали от него (кто не знал), что знаменитый американский композитор и пианист Джордж Гершвин, чьим сочинением начался концерт (Clap Your Hands, аранжировка С. Сильвермана), ― наш соотечественник по происхождению. Он родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин в семье еврейских эмигрантов из Одессы, при рождении был назван родителями Яковом.

Как оказалось, с Даниилом Крамером Рустем Абязов знаком давно, со студенческих лет. Он учился в Московской государственной консерватории, в общежитие которой порой заглядывали студенты Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (теперь академия), Даниил в том числе. Он, конечно, уже тогда поражал своим исполнением, но, как признался Абязов, никто не мог предположить, что это будущий музыкант мирового уровня, сегодня один из выдающихся джазовых исполнителей.

Даниил Крамер, пианист, композитор, педагог, выступает в Казани довольно часто. Так, последний концерт был в прошлом году, тоже в мае, когда он  принимал участие в программе оркестра Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая «Рояль, вокал и джаз».

Если вы хотите узнать, что такое джазовая импровизация, обязательно сходите на его концерт.  Вот как он определил свою творческую манеру в разговоре с корреспондентом газеты «Реальное время»:

«Вы видели джазовые ноты? То же просто набор, последовательность гармоний. А как ты возьмешь аккорд и какой — простой или сложный, или попросту выдержишь паузу — будет понятно только во время выступления. Сам я в это время как бы раздваиваюсь — одна часть меня старается все контролировать, смотрит на дирижера, а вторая — просто словно улетает куда-то. Это и называется профессионализмом — такое раздвоение. Потом и повторить невозможно, каждое выступление или, например, исполнение для записи оригинально и точному воспроизведению не подлежит.

Зачем вообще выходить на сцену, если это тебе не в кайф? Разве только деньги зарабатывать или тешить свое тщеславие. Да, таких много. Я же не воспитан в этом плане — старая школа, отстал от времени. Так что, если получается, я откровенно кайфую».

29 мая он, по-моему, точно кайфовал. Как и слушатели в зрительном зале. Любители музыки попали на необыкновенное зрелище ― джем-сейшн Даниила Крамера с оркестром La Primavera. Солисты оркестра: Лия Коростякова, Мария Савельева, а также Рустем Абязов, составили маэстро великолепную кампанию.

Фото Любови Агеевой

Представляю, что творилось бы в зале, если бы этот джем сейшн (совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация музыкантов на заданную тему) проводился в другой аудитории. Не раз слышала и видела творческое состязание в этом формате в зале Молодежного центра, когда там проходили концерты фестиваля «Джазовый перекресток». Исполнение в этом формате так заводят публику, что исполнение может идти в постоянном сопровождении аплодисментов и бурных криков.

29 мая этому сильно помешали академические стены Государственного концертного зала. Несмотря на то, что оркестр Рустема Абязова довольно часто играет джаз, он сам определенно любитель этого музыкального направления, на заключительный концерт сезона пришли в основном постоянные почитатели этого коллектива. Публика воспитанная. Аплодировала, когда надо, не кричала от восторга, не топала ногами.  Лишь где-то сзади меня время от времени после оригинального пассажа спонтанно возникали аплодисменты, и тут же гасли. И так трудно было выдержать эту академическую сдержанность. Ноги и руки отбивали музыкальный ритм сами собой.

Зато после завершения программы первого отделения зрительный зал в полной мере вознаградил и оркестр, и солиста. Аплодисменты были такие продолжительные и жаркие, что наш гость задержался на сцене, исполнив два сочинения сверх заявленной программы.

Во втором отделении в исполнении оркестра прозвучали хорошо знакомые зрителям сочинения: знаменитый Рэгтайм (С. Джоплин - И. Фролов,  аранжировка Б. Гуревича) и  очень популярные песни Исаака Дунаевского (Песенный дивертисмент Дунаевский - Абязов). Как сообщил Абязов, это сочинение понравилось Максиму Дунаевском, сыну композитора. 

Это был второй концерт оркестра, посвященный столетию джаза (по шутливому замечанию Рустема Абязова, поскольку корни у джаза русские, значит, джазу уже больше ста лет). Юбилею был посвящен ноябрьский концерт 2022 года, когда оркестр выступал вместе с Концертным ансамблем саксофонов Birdcatchers и джазовым квартетом замечательного казанского музыканта Юрия Щербакова.

Тридцать четвертый концертный сезон, как всегда, доставил почитателям оркестра много удовольствия. Это были как отдельные программы, например, программа памяти великого русского композитора Сергея Рахманинова («Рыцарь белой сирени») и концерт из сочинений известного татарского композитора Рашида Калимуллина («Мелодии Тукая»), так и традиционные фестивали оркестра:  «Абязов-фест» и L’arte del arco.

Международный фестиваль L’arte del arco состоялся в нынешнем году в одиннадцатый раз. Музыкальный проект, придуманный дирижером Рустемом Абязовым в автобусе, вырос в пятидневный марафон с концертами в городах республики, мировыми премьерами и бесплатными мастер-классами от звезд классической музыки. На этот раз на фестивале был представлен весь спектр струнных: от барочных до современных

«Последние несколько лет мы проводим фестиваль в условиях постоянного форс-мажора, но не сдаемся. Этот год тоже был непростым – несколько заявленных ранее солистов попросили перенести их участие в фестивале на другие годы. Нам серьезно урезали бюджет, из-за чего мы были вынуждены пересмотреть программу, но, в общем и целом, все трудности нам удалось преодолеть», ― поделился  с журналистами Рустем Абязов.

Концерты фестиваля L’arte del arco прошли не только в Казани, но и в Нижнекамске и Набережных Челнах. По многолетней фестивальной традиции, приглашенные солисты дали бесплатные мастер-классы для воспитанников детских музыкальных школ и музыкальных колледжей.

Все концерты фестиваля транслировались онлайн в сети. Теперь это тоже традиция.

Не обошлось и на этот раз без музыкального капустника «День дурака» в апреле, когда с оркестром выступают его друзья.

Как всегда, вместе с оркестром в нескольких концертах выступали молодые и совсем юные музыканты. Это и дань уважения средней специальной музыкальной школе при Казанской консерватории, которой Абязов руководил когда-то, и хороший способ растить творческую смену музыкантов.

Предпоследним концертом 21 мая оркестр вместе с ВИА «Волга-Волга» открыл новую летнюю концертную площадку – во дворе Национального музея РТ (Концерт во дворе Национального музея - ваше место на лужайке).

Расскажем о том, что не получило широкой огласке. Два мартовских концерта были благотворительными. Только 28 марта на строительство второго детского хосписа оркестр перечислил 400 тысяч рублей.  

Детям Аллеи Ангелов посвятил свое сочинение композитор из Томска Валерий Ермошкин. Он отправил опус в Казань дирижеру Рустему Абязову.

«Валерий часто присылает мне свои сочинения. Так произошло и с этой музыкой. И мы решили её исполнить и записать. В память о самой большой трагедии Донбасса. Больно, что гибнут дети», - поделился Абязов.

«Эпитафию» Казанский камерный оркестр La Primavera записал несколько дней назад и сделал клип, в котором используется видеоряд с Аллеи Ангелов в Донбассе.

По словам Рустема Абязова, музыканты хотят, чтобы это посвящение увидели и послушали как можно больше людей.

«Мы хотим поделиться этой болью с другими, заставить задуматься о произошедшем», - подчеркнул маэстро.

Посмотрите этот небольшой по времени клип. Он производит сильное впечатление: горящая свеча, оркестр в полутьме, наплывающие лица убитых детей, памятная плита с множеством имен... И рыдающая музыка...

Исполнение в рамках ближайших концертов оркестр пока не планирует. Но как только представится возможность, сочинение прозвучит вживую в концертном зале.

26 мая Казанский камерный оркестр La Primavera выступил на производственной площадке химического комплекса «Аммоний». Концерт был посвящен Дню химика. Это был первый подобный опыт как для музыкантов, так и для предприятия. На заводе специально подобрали площадку, где могли бы разместится музыканты и зрители.

В советское время такие концерты были постоянными. В постсоветской России эта традиция была утеряна. По примеру знаменитого Валерия Гергиева музыканты к ней возвращаются.

«Профессиональный праздник многие из сотрудников проведут на работе, у нас непрерывное производство, поэтому мы решили подарить им праздничное настроение прямо на работе. Это наш первый опыт подобного концерта, но «Аммоний» к открыт к экспериментам, к чему-то новому. Особенно если это касается высокой культуры.

Скоро у нас пройдет Международный фестиваль «Пастернаковские чтения». И если Пастернак ― это часть культурного кода Менделеевска, хотелось бы, чтобы и звучание оркестра стало бы частью культуры города», ― рассказывает генеральный директор АО «Аммоний» Дмитрий Макаров.

Большой отпечаток на историю Менделеевска наложило пребывание там Бориса Пастернака.  Как известно, он бывал в этом городе, причем дважды: когда был воспитателем детей директора Бондюжского химического завода Льва   Яковлевича Карпова (Лев Карпов и Борис Пастернак в Менделеевске) и в эвакуации, во время войны  (Бориса Пастернака в Чистополе помнят).

 «Зная о том, как важна фигура Пастернака для города, мы решили, что сделаем городу подарок ко Дню химика. Так появилась идея написать оркестровку к вальсу из кинофильма «Доктор Живаго» по мотивам произведения писателя. Это очень красивая, мелодичная композиция», – рассказывает Рустем Абязов.

Премьера нового сочинения прошла в Менделеевске. Как считает руководитель оркестра, оно скорее всего войдет в постоянный репертуар коллектива.

Сезон завершился, но нас ждет еще одно выступление оркестра. 4 июня 2023 года в парке «Чёрное озеро» в 19:00 начнется концерт оркестра La Primavera под управлением Рустема Абязова, на который сможет прийти каждый желающий (вход свободный). Его программа отражает известную формулу о том, что есть музыка: «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!».

Прозвучат знакомые сочинения композиторов-классиков: Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Михаила Глинки, Иоганна Штрауса, а также наших современников, творчество которых тоже вошло в золотой фонд мировой музыки: Арама Хачатуряна, Георгия Свиридова. Концерт откроет Вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (оркестровка Р. Абязова).

Солисты – Анна Халлдорсдоттир, Сергей Петрищев и Юлия Зиганщина. Дирижер – художественный руководитель оркестра Рустем Абязов.  Программу представляет Алексей Гомазков.

На сайте оркестра уже появилась программа первого концерта 35-го сезона коллектива. Он состоится 15 сентября. Это будет сезон необычный, юбилейный. Значит, нас ждут интересные программы и знаменитые солисты.

Очередной концертный сезон завершился ― жизнь продолжается.

Фото на память: оркестр с Даниилом Крамером

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить