Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Максим Горький. Писатель, которого полезно читать и сегодня
- Любовь Агеева
- 03 июня 2023 года
3 июня в Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева при полном аншлаге была показана литературно-музыкальная композиция «Рождение человека».
Спектакль-концерт посмотрела журналист Любовь Агеева.
Я по привычке сразу включила диктофон, рассчитывая, что до начала спектакля-концерта будет какое-то предисловие к нему. Ведь событие – явно не проходное. К тому же это лишь одно цветное стеклышко в калейдоскопе фестиваля «Горький +».
Но сразу зазвучала музыка, и Евгений Миронов начал читать рассказ Максима Горького «Страсти-мордасти». Вскоре к нему присоединилась Александра Урсуляк, и они вместе, как мы делали в школьных постановках, но много лучше, конечно, прочитали оба рассказа. Два популярных актера театра и кино: Евгений Миронов и Александра Урсуляк, пригласили нас в далекое прошлое, в довольно страшный мир, отраженный в произведениях Максима Горького.
За камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета была музыкальная составляющая спектакля-концерта.
Как сообщает Википедия, Юрий Башмет - альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Герой Труда Российской Федерации (2022), народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986), четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 2000, 2013) и премии «Грэмми» (2008).
В этот вечер в ГБКЗ прозвучали: Прелюдия, Сарабанда, Ария и Ригадон из Сюиты «Из времен Хольберга» (фрагмент) соч.40, Народный танец и Народная норвежская мелодия соч. 63.
Максим Горький очень любил музыку Эдварда Грига и часто слушал его сочинения. Его покоряло неповторимое своеобразие музыки этого композитора, ее поразительная живописность. Писатель вообще любил слушать музыку. Возможно, это было влияние его большого друга Федора Шаляпина.
Творчество Эдварда Грига, норвежского композитора периода романтизма, формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Он с детства впитал в себя своеобразную народную музыку, песни и танцы. Композитор любил свою Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами.
Я была в Норвегии. Это страна как будто создана для счастливой жизни – так красива ее природа, особенно фиорды, в которые смотрятся голубые небеса.
Возможно, Максиму Горькому так не хватало в жизни этой первозданной красоты…
Музыка то выходила на первый план, то покорно воле режиссера стихала, оставляя нас один на один с горьковским текстом. Фольклорный вокальный ансамбль «Комонь» (по-моему, он выступает в Казани впервые) время от времени вплетал в общее действо русские народные песни в редкой сегодня подлинной манере исполнения.
Вместе с другими зрителями-слушателями я оказалась втянута в водоворот событий, которые потребовали напряжения почти всех органов чувств. В том числе зрения. Органичной частью спектакля были видеоинсталяции на двух плазменных экранах. По ходу действия пейзажи менялись, являя нам довольно суровый, но прекрасный облик норвежской природы. Это было столь интересное зрелище, что я слушала и музыку, и голоса актеров, можно сказать, через экран. Глядя на прекрасные картины, наблюдая, как они видоизменяются, я как-то особому воспринимала знакомые рассказы, не раз читаные за долгую жизнь.
Современные психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Явление не из разряда положительных, но тут оно помогало соединить всё видимое и слышимое в одно целое. Как все-таки в искусстве много того, что помогает выразить содержание без слов!.. Поймала себя на мысли, что вот так, при сочетании всех возможных составляющих, рождается ощущение восторга в храме.
Вот что сказал об этой постановке Евгений Миронов, художественный руководитель Государственного театра Наций, народный артист России:
«У Горького рассказы касаются очень конкретных ситуаций, конкретных людей, маленьких и очень несчастных. Так вот - такой космический взгляд на людей, которые живут и страдают на этой земле».
«Что касается нашего спектакля, то я поражаюсь тому - вдруг из ничего получается нечто такое, что дает всем приподняться. И ты потом вместе со зрителями другими глазами смотришь на мир», - а это уже мнение Александры Урсуляк, обладательницы пяти престижных театральных премий, в том числе «Золотой маски».
И это сказано после осмысления горькой прозы великого русского писателя, оставившего нам в своих произведениях безрадостные картины дореволюционной России! Но в том-то и дело, что его герои рождают в душе, как это ни странно, светлые чувства. Во многих произведениях Горького человек, оказавшийся практически на самом дне жизни, может со дна подняться или даже там сохранить человеческое достоинство, остаться Человеком. Помните знаменитое горьковское «Человек – это звучит гордо»? Ведь каждый из нас, в том числе малыш, рожденный в непотребном для этого месте, имеет право на жизнь.
Эти два разных рассказа - и «Страсти-мордасти» (1913), и «Рождение человека» (1912) - фактически об одном и том же: и там, и там находится человек сочувствующий, не на словах (тут мы все мастаки), а в деле, и именно это вселяет оптимизм - значит, не всё потеряно среди людей. Оба этих рассказа оставляют после прочтения щемящее чувство ответственности за судьбу ближнего, попавшего в беду.
Такое же ощущение я почувствовала когда-то на спектакле по пьесе Максима Горького «На дне» в постановке Анатолия Эфроса в Театре на Таганке.
Слабо представляю себе эту историю сегодня - когда нашелся бы человек, который вытащил из лужи пьяную женщину с проваленным носом (кто не знает - так выглядит больной сифилисом), довел ее до дому, накормил, подружился с ее сыном-калекой. Этого мальчишку без обеих ног писатель представляет нам так, что видишь его как живого. Для Леньки в этой жизни одно важно – чтобы стеклышко в окошке было чистым. У него нет другой возможности увидеть что-то еще, кроме убогого подвала, где он живет с матерью.
Не уверена, что герои Горького вызовут у всех современных зрителей сочувствие. Мы порой глухи к чужой беде. Каждый слишком зациклен на себе.
Не знаю, возможно ли такое в точности зрелище в нашей жизни, но точно знаю, что и сегодня есть несчастные, обездоленные. Однако, как мне кажется, нет у нас такого писателя, которого интересовало бы сегодняшнее «дно». Герои многих наших писателей, а также кинематографистов, художников – небожители в роскошных особняках и дорогих иностранных лимузинах, а не рабочие доменного цеха или нефтяники, не люди, живущие на селе. Они если и есть в искусстве, либо чудики, либо живут словно в театральных декорациях. Как говорил Станиславский - «Не верю!».
Сегодня с особой очевидностью обнажились две страны, как было и при Горьком. Одна - страна богатых и довольных, вторая - где люди живут от получки до получки. Не потому ли кто-то воюет в Украине и знает, за что, а кто-то ждет, когда всё это закончится, чтобы жить по-старому – кому в дворцах, кому в кредитах.
Это, пожалуй, всё, что я могу сказать об этом спектакле как явлении искусства и о том, о чем думалось после него. Анализ, оценка - это сфера знатоков: театроведов, музыковедов, искусствоведов. Моя сфера – информация, подробности. Я здесь – просто зритель, которому посчастливилось попасть в этот день в ГБКЗ.
«Рождение человека» - это благотворительный спектакль-концерт Театра Наций. Все зрительские сборы от него в апреле нынешнего года были направлены в фонд «Жизнь в движении», который помогает детям с ограниченными возможностями здоровья. Об этом сообщает сайт Театра Наций.
На сайте сказано также, о чем спектакль: «Почему жизнь человека не может соответствовать красоте и величию природы? – вот главный вопрос, которым задаются создатели этого спектакля».
Здесь же названы все исполнители:
Чтецы Евгений Миронов, Александра Урсуляк
Камерный оркестр «Солисты Москвы». Дирижер Юрий Башмет
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» дебютировал 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а через день, 21 мая, - на сцене Парижского зала Pleyel. Создатель коллектива — выдающийся музыкант Юрий Башмет — пригласил в его состав талантливую молодежь: выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории. Искусству «Солистов Москвы» рукоплескали ценители музыки в более 50-и странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.
Голоса - ансамбль «Комонь»
«Комонь» - это шесть вокалистов, бывших студентов Гнесинки, где они учились на отделении хорового народного пения у Юрия Колесника. Под этим названием группа существует с 2016 года. Она исполняет песни и наигрыши, собранные в деревнях и селах России. Артисты выступают в аутентичной крестьянской одежде конца XIX — начала XX века. Коллектив объехал с концертами пол-России, выступал на крупных фестивалях, побывал в Германии, Польше и Чехии.
Режиссер Марина Брусникина
Театральный режиссер и педагог, актриса; заслуженная артистка России (2003), лауреат Государственной премии России (2003). Художественный руководитель театра «Практика» с октября 2018 года - Ред.).
Видеохудожник Ася Мухина
(Окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета, как видеосценограф и художник-постановщик выпустила более 50 спектаклей, работает в таких направлениях, как перформанс, медиаперформанс, анимация, видео-арт, саундарт, фотография, скульптура, участвует в выставках современного искусства, театральных лабораториях и мастерских – Ред.).
Если я не ошибаюсь, спектакль-концерт «Рождение человека» впервые был показан в рамках IV Зимнего Международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета, который проходил в Москве с 11 января по 11 февраля нынешнего года.
Фестиваль, посвященный писателю «Горький в парке Горького», тоже прошел в Москве, в прошлом году. Автор этой идеи – Евгений Миронов. В нынешнем году, когда отмечается 155-летний юбилей классика русской литературы, фестиваль расширил свои рамки. В Казани, которая его начинает, он стал поводом для 70-ти культурных событий на разных локациях города. Потом будет Нижний Новгород, а в августе – Москва.
О фестивале «Горький +» его арт-директор Евгений Миронов рассказал моим коллегам на пресс-завтраке в отеле «Лучано». Поскольку «Казанские истории» туда не пригласили, приведу цитату из «Вечерней Казани»:
«В сложный исторический период не только для нашей страны, но и мира мы обратились к личности Алексея Максимовича Горького. Для меня он стал художественным воплощением эпохи перемен. Несмотря на то, что жил Горький 100 лет назад, он оказался для сегодняшнего времени очень актуальным.
Когда мы готовились к московскому фестивалю «Горький в парке Горького», нам захотелось посмотреть, в какой среде, атмосфере этот человек жил. Горький оказался таким разносторонним, все нам с программным директором Олегом Лоевским оказалось интересным. Для меня открытием стало, что Горький любил музыку Грига, что увлекался шахматами, не говоря уж о его литературных пристрастиях.
То есть наш фестиваль искусств постепенно стал мультижанровым, объединил три больших и важных для Горького города – Казань, Нижний Новгород и Москву. В них пройдут более 200 событий. В парке Горького в Москве в августе мы соберем лучшее из того, что создадут коллективы в Казани и Нижнем Новгороде. Писатель сам подчеркивал: физически он родился в Нижнем, а духовно сформировался в Казани. Во многих ранних его рассказах – прототипы жителей Казани и Красновидово».
В публикации Ольги Юхновской много другой информации, которая была особенно полезна в преддверии фестиваля «Горький +». О том, как он проходил, мы расскажем позднее.
Фото предоставлены пресс-службой ГБКЗ
Благодаря пресс-службе, можем показать то, чего не видели зрители - репетицию перед выступлением