Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Война ― это не только боевые действия
- Любовь Агеева
- 27 июля 2023 года
О впечатлениях после просмотра фильмов, показанных в Казани в рамках фестиваля документального кино «RT.Док: Время героев», рассказывает Любовь Агеева.
Сидя 26 июля в просторном конференц-зале IT-парка имени Рамеева и глядя в течение всего дня на экран, я думала о двух вещах. Первое ― это здорово, что казанцы могут посмотреть, можно сказать, горячие документальные фильмы об СВО, а второе ― очень жаль, что мало кто этой возможностью воспользовался.
Я пришла на просмотр к началу, и в зале нас, зрителей, тогда было немного. Кажется, больше организаторов и участников фестиваля. Первую киноленту ― фильм «Донбасс», снятую в 2016 году, мы смотрели именно в таком составе.
Видя страшные, но, уже, привычные кадры человеческого горя и разрушений городов и весей Донбасса, всматриваясь в лица мирных жителей, вынужденных жить в таких условиях, я думала о том, что хорошо бы увидеть это всем, и особенно жителям других стран.
Там не особо доверяют нашим средствам массовой информации, а тут судьба многострадальных республик Донбасса глазами журналистки из Франции Боннель. Она старается сохранить объективность человека со стороны, но у нее это плохо получается. Когда видишь столько горя рядом, это растопит самое жестокосердное сердце.
В 2015 году молодая журналистка, преподавательница Сорбонны отправилась на Донбасс. В разгар войны она стала свидетелем настоящей гуманитарной катастрофы. Анн-Пор подчеркивает, что в ее картине нет политического подтекста ― она даже не старается понять, что прав, кто виноват в этом конфликте ― украинские власти или жители Донбасса. Нам показывают только реальные кадры мирной жизни под обстрелом или после него: мужчина, потерявший всю свою семью; женщина, которая радуется, что уцелела, хотя и лишилась всего, что нажито; дети, не знающие мирной жизни; разрушенные школа и детский сад; больница с тяжелоранеными…
Как мы узнали, из-за этого фильма французская журналистка уволилась из престижного Парижского университета, в котором она преподавала 15 лет. «На меня оказывали давление, я получала угрозы», ― признается она.
По-моему, в программе фестиваля это единственный фильм, который точно о войне. Во всяком случае, те ленты, которые я смотрела 26 июля, имели войну скорее как фон. Организаторы представили самые разные аспекты военной документалистики: жизнь конкретного воинского подразделения («Казаки», «Пацаны батальона «Восток»), нелегкий труд военкоров через четыре конкретные истории: Евгения Поддубного, Мурада Газдиева, Георгия Медведева и Павла Кукушкина «Военкоры»), такие же конкретные истории о том, как помогает фронту тыл («Сила»), знакомство с поэтами и артистами, которые понимают, зачем на фронте нужны стихи и песни.
Дополнительная информация с сайта фестиваля
Военкоры» (автор: РУСЛАН ГУСАРОВ, режиссер: АРТЁМ СОМОВ)
На них ведется смертельная охота. Националисты вычисляют, где работают российские журналисты, и прицельно бьют по ним. За их головы Киев обещает тысячи долларов, но они снова и снова возвращаются на фронт. Бойцы их считают своими — такими же солдатами. Ведь вместе с ними они ночуют в окопах и практически живут на передовой. А их слово чаще бьет сильнее, чем боевые снаряды.
Что происходит, когда выключается камера, и почему военкоры готовы рисковать жизнью ради истины?
«Я пошла на войну» (автор: ОЛЬГА КИРИЙ)
Семью Ники едва не сожгли заживо украинские военные в 2014-м. Тогда её дети и пожилая мама пытались выехать из Донбасса, но автобус с беженцами расстреляли ВСУ. Ника решила пойти на фронт, чтобы остановить этот кошмар. В одном из боёв её тяжело ранило и контузило. У неё отбиты почки, проблемы со спиной. Как только Ника смогла ходить без помощи, она вновь отправилась на передовую, к своим бойцам.
В фильме несколько пронзительных историй женщин, которые отправились воевать в зону СВО.
«Культурный фронт» (авторы: РУСЛАН ГУСАРОВ, ОЛЕГ НЕКИШЕВ
режиссёр: ОЛЕГ НЕКИШЕВ)
После гибели любимого человека на фронте поэзия вернула Анну Долгареву к жизни. Теперь поэтесса вдохновляет своими стихами тех, кто на передовой. Бок о бок с ней на культурном фронте поэт и военкор Семён Пегов, певица Юлия Чичерина, группа «Зверобой», Аким Апачев, Руслан Баширов и многие другие. Все они по доброй воле отправились в самое пекло сражений, чтобы поддержать солдат и сделать их подвиги известными всей стране. Военкоры, музыканты, поэты рассказывают о поездках на фронт, выступлениях перед военнослужащими и о том, как искусство вдохновляет на подвиги, помогает людям поверить в себя, выстоять и разбить врага.
Надо ли говорить о том, что фильм «Военкоры» я смотрела с особым интересом. Рассказывая студентам о необходимости объективности в отражении жизни, я подчеркивала, что журналист не должен брать оружия в руки, в случае конфликта оставаться как бы над ним. Наверное, героям фильма говорили то же самое. Но теперь у них своя правда. Когда надо, я воспользуюсь оружием, говорит один. Второй признается, что увиденное не позволяет быть НАД. Ты конкретно с бойцами, которые каждый день живут со смертью, с мирными жителями Горловки, уже с 2014 года не знающими нормальной жизни.
Каких замечательных людей я видела на экране, и в зоне военных действий, и в тылу! В фильме «Сила» запомнились три сакральных осетинских пирога, которые волонтеры привозят бойцам с малой родины, носки, которые вяжут женщины Кузбасса, с вложенными «вкусняшками» и молитвами, железные «буржуйки» от бывшего вертолетчика, шашлык от «Бати», который помогает военным с апреля 2021 года, тратя на это и всё свое время, и, как я поняла, все свои деньги.
Очень тронула картина «Я ушла на войну» ― история женщин, которые не только делят с мужчинами все тяготы военной жизни, но и руководят ими. Одна из них ― Анна Илясова с позывным «Белка» ― пришла на встречу со зрителями. Привычная к военной форме, она не очень комфортно чувствовала себя в короткой юбке.
Когда ее спросили, как ей удается следить за собой в боевой обстановке, она не стала скрывать, что привела себя в порядок к съемке. Каждый день не удается…
В зрительном зале Анна встретилась с Марселем Хафизовым, с которыми знакома с фронта. Он уже в гражданской одежде, но пока в воспоминаниях там, на фронте.
С 2014 года женщины в Донбассе воюют наравне с мужчинами. Конечно, что их на фронте мало. И я не думала, что есть такие, как героини этого фильма: командир артиллерийского взвода Ника, полковник медслужбы Наталья, командир дивизиона реактивной артиллерии Ольга Качура.
Об Ольге (ее позывной «Корса») стоит сказать особо. Заместитель командира реактивного артиллерийского дивизиона (по организации ведения боевых действий) в/ч 08803 Управления Народной милиции Донецкой Народной Республики, гвардии полковник. Родом из семьи потомственных военных. Герой Донецкой Народной Республики (3.08.2022), Герой Российской Федерации (4.08.2022).
Интервью авторам фильма стало для нее последним ― она погибла вскоре после съёмок. Автомобиль «Корсы» попал под обстрел украинской артиллерии и был поражен реактивным снарядом. Мы видим в кадре ее дочь Алену, которая, закончив учебу в вузе, хочет стать бойцом подразделения, где служила мать.
Защитницы Донбасса рассказали, по каким причинам пошли на фронт, каково служить наравне с мужчинами, как проходят их боевые будни и что помогает им сохранять боевой настрой. Мы видим их не только на фронте, но и дома. И это ― большая разница.
Фильм представила Ольга Кирий, ее автор. «Мы постарались раскрыть мотивацию женщин, что именно их заставило отказаться от мирной жизни и отправиться на войну», — подчеркнула она.
С большим интересом я посмотрела два фильма казанского журналиста Зуфара Давлетшина — «ZV», часть 1 и «ZV», часть 2. Это его репортажи из зоны боевых действий. Вместе с оператором ТНВ Андреем Ключниковым
Зуфар провел на фронте с бойцами из Татарстана две недели. Журналист встречался с добровольцами батальонов «Алга» и «Тимер» и в 2022, и в 2023 году (интервью с Зуфаром Давлетшиным - https://kazanfirst.ru/articles/619081).
В разговоре с журналистом KazanFirst Давлетшин признался, что когда на телеканале ТНВ бросили клич о поиске репортера, способного поехать на войну, он не стал отказываться. Правда, близким истинный маршрут и цель командировки раскрыл не сразу, а лишь по прибытии.
«Мы проехались по всем четырем новым регионам. Конечно, когда в первый раз приехали, это был шок увидеть все эти картины — Мариуполь, Лисичанск, разбитые дома, то, что там люди без света, газа и воды живут. Слезы наворачивались. Когда общались с бойцами, ситуация была аналогичная: сначала шок, а потом большая гордость за этих ребят. На самом деле это взрослые и состоявшиеся мужики. Они добровольцы. Пошли не из-за денег. Там было много предпринимателей и руководителей предприятий. Они просто идейные», — сказал он.
Андрей Ключников и Зуфар Давлетшин
В фильме казанцы увидят Лисичанск, который восстанавливает Татарстан. Раз в две недели или в месяц, в зависимости от прибытия гуманитарных колонн, местные жители берут продукты по талонам. Постепенно ремонтируются кровли жилых домов и социально значимых объектов. Из всех благ цивилизации пока возобновил работу общественный транспорт – на полдня. Многие жители могут вновь пользоваться газом в доме. Постепенно город начал привыкать к мирной жизни, несмотря на отсутствие тепла, электричества и водоснабжения…
Фильм — это серия интервью участников боевых действий. Иногда в спокойной обстановке, иногда сразу после боя, когда бойцы не отказываются отвечать на вопросы журналиста, понимая, как это для него важно. А еще, быть может, и потому, что каждый, кто глядит в камеру, надеется, что его увидят на канале ТНВ дома.
Не думаю, что преуменьшу значение картин, которые посмотрела, говоря об их репортажности. Пока это скорее наброски к будущей кинодокументалистике. Сегодня это большей частью мазки одной большой картины под названием «оперативная журналистика». Как журналист, я знаю ей высокую цену. Время обобщения, осмысления, ярких сюжетных ходов и оригинальных композиционных приемов будет потом, уже после войны. Но как же важны эти свидетельства очевидцев событий, которые в мирной Казани кажутся невероятными. Тем более что на экране нет поверхности и беспомощности журналистов, которые видишь порой в новостях на телевидении.
У читателей «Казанских историй» есть возможность посмотреть показанные в Казани фильмы по адресу arteldoc.tv, в онлайн-кинотеатре документального кино. Знаю, что многие предпочитают не будоражить себя видом крови, разрушенных домов, взрывами и пламенем пожаров. Но, как говорили участники фестиваля, чтобы отличить правду об этой войне от лжи, нужна прививка. Фильмы, которые я посмотрела, дали на экране новый образ этой войны. И о многом заставили подумать.
В завершение еще три штриха к программе фестиваля. Кроме просмотра фильмов, предусматривались встречи с их создателями, а также деловая программа. С помощью видеотрансляции 27 июля на встречу с казанскими зрителями и участниками фестиваля выходил московский журналист Борис Корчевников. Мы больше знаем его как ведущего телеканала «Россия-1», а он еще и генеральный директор и генеральный продюсер телеканала «Спас». Тема общения с ним звучала так — «Война и вера. Как Библия помогает осмыслить происходящее».
Я была на двух мероприятиях в режиме офлайн — на встрече с Вованом и Лексусом и на дискуссии «Культурный фронт: искусств, вдохновляющее на подвиг». В программе она обозначалась круглым столом, но получилась именно дискуссия, поскольку не во всем ее участники были согласны.
Они говорили о важности патриотического воспитания в школах, миссии родителей, о создании правильного контента и противодействии лживой информации, а также о том, как деятели культуры могут вдохновить людей, которые на фронте.
Дискуссию вел журналист и общественный деятель Антон Коробков-Землянский, который был активным участникам разговора. Но если его больше интересовали сами деятели культуры, то его собеседники вывели дискуссию на более широки темы.
«Внутри семьи нужно культивировать историю своего рода, изучать ее, потому что наша сила — в наших корнях», — таково мнение актера театра и кино Александра Мартынова.
«Кино — это великая сила, которая вдохновляет людей, защищающих нашу страну, на подвиг», — отметила директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.
В разговоре также участвовали Уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец, председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, политолог, общественный деятель Сергей Архипов, соучредитель премии «Главкнига», куратор литературной премии имени В. Арсеньева Вячеслав Коновалов.
Воспользовавшись случаем, Вячеслав Коновалов вручил сертификат на полмиллиона рублей журналистке из Набережных Челнов Эльвире Мухаметдиновой — литературную премию имени Арсеньева в номинации «Ждем тебя». Так оценена ее публикация о реальной истории, связанной с боевыми действиями на Донбассе.
— Малая проза как пуля — короткая, быстрая, попадает в цель. Большое спасибо за все, что вы делаете. Это действительно очень нужно сейчас. Мы ждем от вас еще других прекрасных слов о том, что сейчас происходит в стране. Самое главное, честных слов, — заключил Коновалов, вручив сертификат.
Я не сомневалась, что на встречу с Вованом и Лексусом зал будет полон. Собственно, свободные места сильно уменьшились много раньше.
Встреча с известными российскими пранкерами Вованом (Владимир Кузнецов) и Лексусом (Алексей Столяров) обозначили как панельную дискуссию на тему «Информационные войны».В интернете много информации об этом необычном дуэте, но мне была интересна тема этой дискуссии. И я такая в зале была не одна. Прозвучало много вопросов, и не столько лично о Воване и Лексусе, сколько о том, как защитить себя в век информационных войн.
Но это тема особого разговора. И я напишу об этой встрече подробнее, но в другой раз. Тем более что эта тема звучала на фестивале не раз.
Фестиваль называется «RT.Док: Время героев». Но для его организаторов и тех, кто снимал показанные документальные фильмы, герой – это не только, фигурально выражаясь, человек с ружьем. Это и медики, и волонтеры, и работницы приграничного кафе, созданного Батей, и поэты, и артисты, и музыканты, и мои коллеги журналисты, и блогер Павел Кукушкин из знаменитой «Пятнашки».
Мы уже привыкли к мысли, что живем в мире, в котором нет героев. Но они есть. И фестиваль убеждает в этом каждым своим кадром.
ПОСТСКРИПТУМ
Прошу прощения за плохое качество моей фотосъемки из зала. К сожалению, на сайте фестиваля кадров из фильмов нет. Я сидела далеко от сцены, и потому на моих снимках одни и те же спины. Не планировала писать — так получилось. Намерения на месте события часто меняются.
Советовала бы организаторам всевозможных мероприятий заранее думать о том, где будут сидеть аккредитованные журналисты. Спасибо пресс-службам и за тексты релизов, и за снимки. Но сегодня у каждого из нас фотоаппарат. И нам лучше знать, что нам потом, за компьютером, понадобится.
Фото: пресс-служба фестиваля и Любовь Агеева