Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Какова цена счастья? ― ответ на склоне лет

Казанские зрители тепло встретили коллектив Башкирского государственного академического театра драмы имени М. Гафури, чьи гастроли с большим успехом прошли в столице Татарстана с 14 по 19 ноября.

Актеры показали одиннадцать спектаклей: «Весна без тебя», поставленный по повести писателя из народа Зифы Кадыровой, «Красный паша» по пьесе Нажиба Асанбаева (в обновленной редакции Айрата Абушахманова и Динары Каюмовой), «Асма, или Превратности судьбы» по произведению Ризаитдина Фахретдинова в инсценировке Шауры Шакуровой, «Я сотворил тебя» по пьесе Туфана Миннуллина, «Зятек» по произведению Хабибуллы Ибрагимова, два проекта в жанре вербатим «Мы… Хранители» и «Мы… Наследники», молодежный опыт в драматургии – спектакль «Внутри меня цунами», «Сноха» по повести Загиды Мусиной в инсценировке Зухры Буракаевой, «Цена счастья» по мелодраме Халисы Мударисовой и музыкальная комедия Баязита Бикбая и Загира Исмагилова «Кодаса».

Музыкальная драма «Бәхет хакы» («Цена счастья») с участием Фидана Гафарова собрала аншлаг в большом зале Татарского академического театра имени Г. Камала. Впервые спектакль был поставлен в 2012 году. На протяжении 11-ти лет актеры Башдрамтеатра выступают с ним по всей России. Своими впечатлениями о мелодраме поделилась Шаура Губаева.

Жанр ― музыкальная мелодрама

Автор повести ―   Халиса Мударисова

Режиссер-постановщик ― Айрат Абушахманов

Художник-постановщик ― Варвара Чувина (Санкт-Петербург)

Музыкальное оформление ― Ильшат Яхин, заслуженный деятель искусств РБ

Пластика ― Сулпан Аскарова, заслуженная артистка РБ.

В спектакле заняты: Фидан Гафаров, Артур Кунакбаев, Сара Буранбаева, Милена Сираева, Светлана Хакимова, Руслан Хайсаров,  Ахат Хусаинов, Фанис Рахметов, Ильсияр Газетдинова, Зилия  Халилова, Лилия Галина, Сабина Киреева, Танзиля Хисамова, Ирек Булатов, Хурматулла Утяшев, Артур Кабиров, Айнур Ситдиков,  Айнур Габитов. 

Перед началом, хотелось бы уделить должное внимание автору повести ― Халисе Мударисовой. Многие ее произведения посвящены родному селу, природе родного края. По словам поэтессы, в каждом ее произведении присутствуют образы реальных людей. Повести написаны исключительно про тех, с кем она лично встречалась, работала и общалась.

Сюжет анализируемого спектакля, действительно, драматичный, тяжело представить человека с такой судьбой.  Не буду многословить, приступлю к анализу.

Первое действие (пролог) пьесы начинается со сцены, где в гордом одиночестве, буквально в углу комнаты сидит главный герой ― Зариф. В прошлом известный артист, в настоящем больной, несчастный человек. Декорации отчётливо передают внутреннюю пустоту героя. Желтые обои в квартире напоминают «каморку» Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание». И в этом, и в другом случае объекты декора символизируют душевную боль, ментальную лихорадку главных героев.

Зариф с горечью вспоминает о прожитой жизни, о молодости, о первой любви, о студенчестве. По-настоящему задумывается, был ли он счастлив сам и сделал ли счастливыми тех, кто всё это время был рядом с ним.

Роль пожилого композитора исполняет легендарный Фидан Гафаров ― народный артист РФ, РБ и РТ, лауреат Государственной премии Башкортостана имени С. Юлаева, кавалер орденов С. Юлаева и Дружбы народов РБ. Отчасти творческая и личная судьба героя, в некоторой степени, совпадают с жизнью самого актера.

Тишина в квартире нарушается из-за прихода жены ― Альбины. Она на порядок лет моложе своего супруга. В ней борются две личности: первая хочет остаться рядом с мужем, поддержать его во время болезни, а вторая мечтает о славе, думает о зрителях и о том, каково им будет без нее. Народная артистка РБ Светлана Хакимова точно передает эгоистичность, меркантильность, алчность и свободолюбие своей героини. Зритель настолько проникается ироничной игрой актрисы, что в зале послышались возмущенные вздохи на ее реплики.  Альбина оставляет Зарифа одного в квартире и уходит в ресторан отмечать премьеру с коллегами.

В открытую квартиру входит друг, бывший коллега ― Булат. Ранее они с Булатом гастролировали по городам, пользовались популярностью у девушек. Булат встретил Гульфиназ, а что приключилось с Зарифом, вы узнаете, посмотрев спектакль. В диалоге друзья вспоминают бурную молодость, что способствует открытию новой тайны личной жизни Зарифа. Он рассказывает другу про свою первую любовь ― Загиду. Драматическая история между ними красной нитью пролегает через весь сюжет мелодрамы. Важную деталь в кульминации сыграет подаренный им медальон со словами: «чтобы быть счастливым, надо сделать счастливым кого-то другого».

Автор инсценировки и режиссер спектакля заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева  Айрат Абушахманов ― постановщик нашумевших спектаклей «Зулейха открывает глаза», «Пролетая над гнездом кукушки», «Затмение», «Черноликие» и многих других. Его задумка активно использовать поворотный круг сцены для смены явления ― удалась! Сменяющиеся декорации, актеры, костюмы и реквизит соответствовали времени действия.

Привлекло внимание то, что в спектакле играли как малознакомые, так и известные артисты театра. Ранее роль Загиды исполняла заслуженная артистка РБ Римма Кагарманова, которая в своем послужном списке имеет сплошь главные роли: Зулейхи в «Зулейха открывает глаза», Сауле в «Джуте» и Галимы в «Черноликих». За одну из ролей она была даже номинирована на премию «Золотая маска». Однако не зря говорят: «дорогу молодым». Во время гастролей зритель познакомился с героиней в исполнении Лилии Галиной, которая дает иной рисунок образа Загиды. Дуэт с Артуром Кунакбаевым смотрелся очень гармонично, не каждая актриса сможет сыграть обезумевшего человека с влюбленным взглядом.

Роль Амины со дня премьеры играла народная артистка РФ, РБ и РТ Нурия Ирсаева. Актриса фактически прожила многие годы на театральной сцене и внесла большой вклад в воспитание целых поколений. На этот раз в роли была  народная артистка РБ Сара Буранбаеву. Она не менее артистично справилась с задачей, особенно красиво спела. Мало того, смогла вжиться в судьбу героини и правдоподобно показала, как непросто быть женой выдающегося артиста. Ведь он настолько увлечён сценой и творчеством, что никого вокруг не замечает.

Однако семейная трагедия образумила Зарифа.

Молодой состав Башдрамтеатра не уступает в актерской силе. Как только на сцене появился Руслан Хайсаров, исполняющий роль сына артиста, сразу стало понятно, что перед нами наркозависимый человек. Он сумел продемонстрировать все стадии его болезненного состояния

Сцена, где Зариф теряет сына, переплетается с судьбой актера Фидана Гафарова. В далеком 2009 году артист потерял старшего сына Айбулата. Тяжело представить, каково это ― проживать свое горе на сцене, из раза в раз. Достаточно проникновенно сыграла и Ирада Фазлаева в роли медсестры Зухры. Ее интермедия с элементами циркового представления разбавила драматичное «натяжение».

Молодого Зарифа играл заслуженный артист РБ, лауреат премии имени Ш.Бабича Артур Кунакбаев. Силой своего искусства он «заставил» зрителей проникнуться вымышленной историей.

Нельзя не отметить прекрасное музыкальное оформление Ильшата Яхина и значение музыки, написанной к мелодраме. Каждая вставка вовремя вписывалась в сюжет, передавая внутренние переживания героев. Песни во время спектакля исполнялись в живую. Приятно было наблюдать за элементами мюзикла, когда герои пели и танцевали одновременно. Видно, как Сулпан Аскарова постаралась через пластику передать стиль танца того времени.

За два часа и сорок минут зрители прожили жизнь нескольких поколений. Это отличная мелодрама, поднимающая актуальные проблемы нынешнего времени: трудность выбора, непонимание отцов и детей. Она о верности профессии и о любви.

В спектакле всё смотрится гармонично: и сценическое решение, и стилистика, и музыкальное оформление, и даже новая подбор актеров.  

Биографическая история раскрывает этапы становления личности Зарифа. На закате жизни главный герой задумывается над тем, каким он был человеком? Все сцены тесно связаны между собой, прошлое переплетается с будущим.

По словам Фидана Гафарова, «творчество, являясь необъяснимо волшебной, магической силой в жизни людей, выступая неотъемлемой составляющей их бытия, заставляет героев задуматься о самом главном и о самом сокровенном в жизни человека — о цене счастья».

Для думающих людей это идеальный спектакль, после которого обеспечены часы рефлексии, как модно сейчас говорить. Мелодрама заставит и вас задуматься: «а правильно ли я живу?», «не упустил ли, увлекшись карьерой, зарабатыванием денег и достижением материального благополучия, чего-то более важного в жизни?».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить