Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1938 – Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
От «казанского феномена» до «эпохи пацанов»
- Любовь Агеева
- 13 декабря 2023 года
21 декабря на видеосервисах Wink и START состоится премьера документального фильма «Конец эпохи пацанов».
О своем участии в этом проекте рассказывает главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.
Для начала перескажу комментарий, который я дала корреспонденту сетевой газеты «БИЗНЕС Online» Александру Гавриленко. Это издание первым заметило информацию о выходе фильма «Конец эпохи пацанов».
Любовь Агеева, журналист, автор книги «Казанский феномен: миф и реальность»:
― Не думаю, что съемки документального фильма «Конец эпохи пацанов» связаны с оглушительным общественным резонансом от сериала «Слово пацана». Напротив, в концепции, с которой я знакома, документальный фильм рассматривался как одно из средств продвижения сериала. Думаю, многое что было сделано для того, чтобы спроектировать такой массовый интерес зрителей. Я, как человек, занимающийся массовыми коммуникациями, все-таки кое-что в этом понимаю.
Сама идея ― сделать документальное послесловие к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» ― скорее всего возникла после той напряженной реакции, которую вызвало в Казани сообщение о начале съемок этого сериала. Во всяком случае, когда в октябре нынешнего года на меня вышла линейный продюсер компании по производству документального кино Spotlight, она сказала, что решено снять документальный фильм, чтобы поделиться мнением очевидцев, которые могут рассказать, как всё было в Казани на самом деле.
Съемки моего интервью прошли 22 октября в Национальной библиотеке РТ. Как мне сказали, интервью давали в Казани и другие очевидцы. Поскольку я была наслышана о будущем художественном сериале и читала книгу Роберта Гараева «Слово пацана», я опасалась, что в сериале снова пойдет речь только о криминальных группировках, с которыми неправомерно связывать само понятие ― «казанский феномен». Для Казани это была прежде всего серьезная социальная проблема. Поэтому я не сразу на интервью согласилась. Но меня все-таки убедили, прислали концепцию, ответили на мои вопросы, заверили, что будут использовать понятие «казанский феномен» осмотрительно, не смешивая его с другим понятием – «оргпреступность».
Мое общение со съемочной группой, кстати, было еще до премьеры художественного сериала. Но его съемки уже шли. Я посоветовала хотя бы в документальном фильме четче очертить ареал понятия «казанский феномен». Потому что его нельзя сводить к чисто криминальным группировкам. Неправомерно говорить о том, кто все казанские «конторы» 1980-х годов были бандитскими. И тем более называть те группировки ОПГ. Тогда еще и понятия такого не было – организованная преступная группа. Хотя банды, во всяком случае, одна, уже были. Это смешение переводит разговор в совершенно другую плоскость.
В своем интервью я рассказала, как представляю «казанский феномен», поскольку детально изучала то, что происходило в Казани в 80-х годах. Для меня эта тема всегда была актуальна, поскольку я писала о проблемах воспитания. О неприкаянных подростках впервые написала еще в 1968 году. Группировками заинтересовалась позднее, когда работала над книгой «Казанский феномен: миф и реальность».
Теперь с тревогой жду: какие фрагменты моего интервью прозвучат с экрана? Увы, примеров непрофессионального использования мнений людей много.
Каково мое отношение к такому интересу, который вызвал сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»? Я думаю, что наше руководство, уж не знаю на каком уровне, поступило не очень мудро со всеми этими запретительными призывами. Мы всё никак не можем научиться существовать в системе, не побоюсь этого выражения, свободы слова. Когда надо отстаивать свою точку зрения путем разговора с оппонентом, путем приведения аргументов в защиту своей позиции. Если бы мы пошли по этому пути, пригласив для разговора всех, кто принимал участие в анализе этой проблемы, то, наверное, это было бы более продуктивно.
Не я одна знаю эти проблемы. У нас есть практики, которые этим занимались, ученые, которые эти проблемы изучали, журналисты, которые об этом писали. У нас есть люди, которые могли бы подсказать, как разумнее сделать, чтобы сериал не наделал белы. Увы, это возможно. У нас есть Александр Авдеев, Евгений Гатцук, которые работали в органах МВД, у нас есть психиатр Владимир Менделевич, который профессионально интересовался несовершеннолетними преступниками…
Вопрос же не только в том, что в фильме идет героизация преступности. Во-первых, это утверждение нуждается в доказательстве, во-вторых, сериал все-таки художественный.
Вопрос в том, что искажение исторической перспективы развития такого сложного явления, как «казанский феномен», когда всё смешивается в одну кучу: банда «Тяп-ляп» из 70-х годов, дворовые сообщества 80-х, оргпреступность 90-х, существенным образом мешает предотвратить нечто подобное в сегодняшних условиях. Сериал ведь такой задачи не ставит. Это яркая и пугающая констатация того, что было.
Кстати, очень советую прочитать этот материал, в нем много интересной и полезной информации, в том числе родителям подростков («Чихать хотели на фильмы»: авторы «Слова пацана» берутся за нынешнюю молодежь).
Теперь приведу некоторые подробности о документальном фильме «Конец эпохи пацанов», которые я нашла в интернете.
«Конец эпохи пацанов» — документальный фильм о бандах на казанских улицах, дополнение к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Сюжет
В проекте будет рассказываться об уличной преступности, охватившей города в конце восьмидесятых годов двадцатого века. Помимо актеров оригинального телесериала, своим видением проблемы с зрителями поделятся сотрудники МВД, историки, журналисты и культурологи. Стоит отметить, что они расскажут не только сухие факты, но и личные переживания и эмоции: как сталкивались с молодыми преступниками, не знавшими другой жизни; каким образом защищали себя и своих близких; что предпринимали, если возвращались поздно вечером домой в одиночестве. Создателями было использовано немало архивных достоверных кадров и документов эпохи.
Но, самое важное, они проследят всю цепочку событий, что привела к засилью насилия, а также выдвинут собственные предположения, что можно предпринять, чтобы печальные страницы истории больше никогда не повторились.
Производство
Режиссер – Александра Чухненко.
Актеры: Сергей Бурунов, Никита Кологривый, Жора Крыжовников, Григорий Пушкин, Евгений Стрижмон, Тимур Каримуллин, Дмитрий Казанский, Юлия Зюрнина, Максим Дорофеев, Дмитрий Громов, Любовь Агеева, Энже Дусаева, Ирина Афанасьева, Асгат Сафаров, Михаил Основ, Борис Сагадеев, Ильсояр Гарифуллин и другие.
В съемках, которые проходили в том числе в столице Татарстана, принимали участие Никита Кологривый, Жора Крыжовников, Григорий Пушкин, Евгений Стрижмон, Тимур Каримуллин, Дмитрий Казанский, Юлия Зюрнина, Максим Дорофеев и другие. Например, Сергей Бурунов поведал, что лично был свидетелем похожих событий: он вырос в Орехово-Борисово Южном, но с подобными явлениями, по его словам, можно было столкнуться в любом районе каждого города. И если ты возвращался из школы, не нажив проблем, то это считалось грандиозным успехом.
Теперь о том, как относиться к новому витку ажиотажа вокруг Казани и «казанский феномен».
Мне было предложено отметить на 15 вопросов, в большинстве показывающих интерес к более точному определению того, что происходило в Казани в 70-90-х годах. Но два вопроса меня насторожили, в том числе такой: «Как проблема отцов и детей нашла свое отражение в казанском феномене — символе подростковой преступности, вражды дворовых компаний или «контор»? И мы еще до сьемки постарались сблизить наше видение предмета разговора.
Основным источником информации для съемочной группы, как и для сериала, была книга Роберта Гараева «Слово пацана», а она узко направлена на криминальную проблематику и, соответственно, на криминальные группировки. Они названы в концепции фильма: «Борисково». «Грязь», «Жилка», «Кинопленка», «Калуга», «Перваки», «Хади Такташ». Причем, как я поняла, о них будет рассказываться на материале более позднего времени, когда они уже рассматривались милицией как ОПГ.
К сожалению, в общественном сознании понятие «казанский феномен», действительно, считается символом подростковой преступности. И этому не мешает ни то, что теперь общеизвестно, что создание уличных компаний, массовые драки, поборы со школьников младших классов были не только в Казани, ни то, что в нашем городе этот феномен был изучен, главное – найдено противоядие, позволившее забыть про гопников, как про страшный сон. Наиболее отвязных лидеров «контор» посадили, какие-то дворовые компании распались сами собой, криминальные группировки затихли, чтобы появится уже в 90-х годах. Но в это время им развернуться не дали – уже был опыт. Но это тема особого разговора, который, признаюсь, мне не интересен.
В какой-то степени мы сами порой способствуем тому, что понятие «казанский феномен» стал своего рода брендом, если можно так сказать, Казани. Опасно употреблять слова в несвойственном им контексте. Особенно в названии книги, которая рассказывает об опыте борьбы с преступностью, в том числе подростковой, но в более позднее время. Я имею в виду книгу «Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» Асгата Сафарова.
Но в 90-х годах никакого подросткового феномена не было. Город уже не жил по законам гопничества. Была просто преступность, причем чаще всего организованная. Об этом книга Асгата Сафарова, ценное пособие для тех, кто изучает ОПГ.
Подростковым группировкам 80-х годов посвящено в ней всего 10 страниц. Остальное – о преступности. Которая была до нас и будет после нас.
Как писал Юрий Шекочихин в очерке «Экстремальная модель» («Литературная газета, 12 октября 1988 г.), Казань оказалась наиболее изученной экстремальной моделью явления, с которым столкнулось тогда общество. Кстати, первым это понятие – «казанский феномен» – употребил в очерке «Дряные» мальчишки», опубликованном в журнале «Огонек» в июле 1988 года, московский журналист Дмитрий Лиханов. Он изучал группировки именно в Казани. А Юрий Щекочихин называл массу других адресов, где в подростковой среде тогда действовали такие же нравы.
Реанимировать труп казанского феномена пытаются уже давно. Мне приходилось давать интервью двум съемочным группам канала НТВ, из них ближе всего к истинной истории была программа из цикла «Следствие вели…». В 2015 году фильм из серии «Советские мафии» сняла съемочная группа телеканала ТВЦ, которая чудовищным образом использовала интервью, записанные в Казани. Я даже написала об этом – Еще одна «страшилка» про Казань. Зачем? Тогда мы почему-то не обеспокоились тем, что Казань сделали «городом грехов».
О фильме «Слово пацана. Кровь на асфальте» говорить не буду – не видела. Вот когда посмотрю все серии…
Пока из того, что видела на экране, а сегодня таких видео в сети очень много, – близко к истине фильм Сергея Шерстнева на телеканале «Эфир», снятый в 2010 году. Мой коллега не берется обобщать, но о том, как жилось в это время в Казани, узнать можно в красках. Сергей использовал фрагменты двух документальных фильмов казанских кинематографистов: «Страшные «игры» молодых» и «Крик. ПТУ не с парадного подъезда» – режиссер Роберт Хисамов, оператор Николай Морозов (Мир в фокусе Николая Морозова). Насколько я помню, эти фильмы отрезвили многих, кто не совсем понимал, что в Казани происходит. Винили журналистов, что мы «раздуваем», «нагнетаем» и т.д.
И это во общем-то правда. Но не с нашей ли помощью город отправил «казанский феномен» в историю? И очень бы не хотелось, чтобы нечто подобное случилось снова.