Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Третий возраст ― самое время для самообразования

7 мая в группе «Журналистика» Университета третьего возраста был выпускной, третий по счету.

О том, как проходила учеба, рассказывают слушательница группы Гельфия Заярина и ее руководитель Любовь Агеева.

Мои университеты. Не  по Горькому

Начну хрестоматийной цитатой из поэмы В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: «Когда я итожу то, что прожил и роюсь в днях, ярчайший где»… Так вот, самые яркие впечатления после выхода на пенсию (а этому событию в моей жизни уже 11 лет) я получила в группе «Журналистика» в Университете третьего возраста. Это и есть мой университет не по Горькому.

Полагаю, что руководству Республики Татарстан, создавшему такой уникальный университет для пенсионеров, надо построить памятник и обязательно предусмотреть в нем барельеф с указанием имен организаторов и преподавателей, благодаря которым это учебное заведение стало необычайно популярным среди нас, представителей элегантного возраста.

Дело не только в том, что ветераны теперь имеют возможность получить необходимые знания по вопросам здоровья, азам экономики, финансов и садоводства, освоить премудрости работы на компьютере и смартфоне, обогатить кругозор на лекциях по истории культуры, искусства, психологии, заняться немецким, татарским языками, побывать на экскурсиях и узнать много интересного о Казани и Татарстане. Немаловажен и психологический аспект ― совместные занятия позволяют пожилым людям расширить круг общения, дефицит которого ― тоже проблема старости, да еще какая!  Помните стихи Б. Ахмадуллиной: «О одиночество, как твой характер крут. Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг...».

Но не будем о грустном. Тем более, что учеба в университете, где много самых разных групп, приносит людям только радость, и прежде всего от открытия в себе новых способностей и возможностей, о которых многие даже и не подозревали.

Сертификат получает Гельфия Заярина

Кому-то учеба в группе «Журналистика» помогла воплотить давнюю несбывшуюся мечту. Например, я в юности мечтала о журналистике. Собственно, поэтому и записалась на курс лекций к Любови Владимировне Агеевой.

Ее многие в республике знают как автора нескольких книг, редактора сетевой газеты «Казанские истории». А мне довелось с ней познакомиться лично, еще в восьмидесятых, когда я, молоденькая учительница, на каникулах приходила к Любови Владимировне, тогда курировавшей вопросы образования и культуры в газете «Вечерняя Казань», и робко просила дать мне какое-нибудь задание.

До сих пор помню, как я была горда и счастлива, когда она принимала мои заметки и даже публиковала в газете за подписью «внештатный корреспондент». Я считала Любовь Владимировну своей наставницей, ведь даже  от кратковременного общения с ней я получала творческий  импульс такой силы, что это невозможно забыть.

И вот спустя сорок лет судьба снова свела нас. Любовь Владимировна читала нам лекции по истории журналистики, специфике современной массовой коммуникации, особенностях профессии журналистов и обо многом другом. А я слушала лектора и буквально испытывала наслаждение от блеска ее профессиональной эрудиции, железной логики, остроты ума, великолепного знания  материала, мощного интеллекта. Для меня Любовь Владимировна стала вдохновляющим примером победы человеческого разума над возрастом и болезнями ― пугающими спутниками старости. Несмотря на годы, она была и остается бойцом как в профессии, так и в жизни, поэтому никогда не позволяла расслабиться ни себе, ни нам, великовозрастным студентам, скрупулезно отслеживая выполнение домашних заданий и практических работ. Такой же требовательной была и к себе, неукоснительно и педантично рассылая  нам  после каждого занятия тексты лекций в электронном виде.

Было понятно, что наш учитель настойчиво вела своих учеников за собой, настойчиво вовлекая нас в обсуждение той или иной актуальной темы или предлагая сформулировать свое мнение по поводу нашумевшего фильма, продумать вопросы для предполагаемого интервью. А недавно мы писали заметки об экскурсии на телестудию ГТРК «Татарстан», куда смогли попасть 3 апреля 2024 года исключительно благодаря протекции Любови Владимировны – у нее и там есть ученики по Казанскому государственному университету, где она преподавала много лет на отделении журналистики.

Об этой экскурсии скажу особо. Дело в том, что мой юношеский флер относительно журналисткой профессии давно рассеялся, чему немало поспособствовало освещение печально известных событий 2022 года некоторыми тележурналистами, не слишком озабоченными, на мой взгляд, вопросами профессиональной этики. В какой–то момент произошло отторжение от всех средств массовой информации. Читала только краткие сообщения в новостных лентах.

Именно в таком негативном настрое я пребывала до того, как стала посещать лекции Любови Владимировны. Нет, она ни в коей мере не приукрашивала суровую действительность. Оставаясь на позициях жесткого реализма, наш мудрый преподаватель открывала перед нами законы и тенденции современной журналистики, рассказывая о технологиях информационных войн, окнах Овертона и других хитроумных приемах манипулирования общественным сознанием с помощью СМИ. И в то же время ненавязчиво, но последовательно знакомила нас со всем многообразием журналистского мира, где много честных, достойных  представителей этой профессии.

Первое занятие

А потом нам была предоставлена возможность на экскурсии в ГТРК «Татарстан» лично познакомиться с тележурналистами Дмитрием Юрьевичем Второвым, депутатом Государственного Совета Республики Татарстан и ведущим программы «Парламентские вести», а также с Алмазом Гумеровичем Хакимовым, ведущим программ «Вести Татарстана» и «Местное время. Воскресенье». Умные, открытые, приятные в общении, они каким-то образом сумели выкроить  целый час из своего плотного расписания, чтобы  лично провести нас, бабушек, по телестудии и подробно рассказать обо всех тонкостях своей работы.

Самым ценным для меня были их высказывания о высокой ответственности журналиста за каждое слово не только перед руководством, но и перед самим собой. Это было то самое, о чем нам неоднократно говорила на лекциях Любовь Владимировна как о ведущем принципе журналистской этики, ибо «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...» (Ф.И.Тютчев).

Так, благодаря курсам в моем сознании, медленно, но верно вновь возродились интерес и уважение к журналистике, а вместе с этим вдруг опять затеплились искорки творчества. Как в известных стихах А.С. Пушкина (уж простите за нескромное сравнение), «и пальцы просятся к перу, перо – к бумаге»…

Однако, кроме шуток, после долгих лет творческого простоя (строго регламентированный характер моей трудовой деятельности не располагал к свободному полету мысли) я неожиданно для самой себя написала аж три материала. Они опубликованы в сетевой газете Л.В.Агеевой «Казанские истории», а это для меня самая высокая оценка.

 Мои однокурсницы тоже отмечают у себя подъем творческой активности, а вместе  с этим повышение самооценки. Иначе и быть не может – количество интеллектуального труда, которое вложила в нас Любовь Владимировна, обязательно должно перейти в качество интеллектуального продукта. У кого-то это статьи, у других ― интересные, аргументированные суждения, и у всех слушателей ― активная жизненная позиция, желание понять и осмыслить происходящие процессы и их оценку в современных средствах массовой информации.

Это именно то, чему нас научила замечательный журналист и удивительный человек Любовь Владимировна Агеева, за что ей огромное спасибо.

Мы все ждем продолжения занятий в нашем любимом Университете третьего возраста в следующем учебном году.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ЛЮБОВИ АГЕЕВОЙ

Не могу оставить эту публикацию без комментария. Слишком много в ней восторженных слов обо мне. Понять Гельфию Самиулловну можно: для педагога каждый выпускной ― что-то вроде юбилея, когда на хорошие слова не скупятся.

Но главное в публикации ― не моя скромная персона, а ощущение полноты жизни, которое редко бывает у человека, ушедшего на пенсию. Кто-то очень умный придумал этот Университет третьего возраста, и у республики, к счастью, находятся деньги на его финансирование, ведь занятия во всех группах бесплатные.

Слова благодарности в адрес руководства Университета третьего возраста, сказанные от имени группы Мариной Паткуль, выслушала Гузель Минкина

Учебу в октябре начали 38 человек, до последнего дня добрались не все. Трое не смогли прийти и на последнее занятие ― болеют, а двое, наоборот, пришли, хотя до этого много занятий пропустили.  

В Университете третьего возраста учатся люди почтенного возраста. В моей группе, например, дамы от 61 года до 73 лет. А Флера Сабирова вообще с 1946 года.

А потому пропуски занятий никого не удивляют. У кого-то причина ― болезнь, у кого-то ― домашние хлопоты с внуками. А кто-то еще работает. Так что все группы университета к весне редеют.

В нынешнем году в нашей группе до финиша дошли 23 человека. Сертификат, который выдается тем, кто посетил  большинство занятий и сдал письменные домашние задания, получили 16 человек. Назову тех, у кого почти не было пропусков:  Ярания Залялетдинова была на всех 36 занятиях (каждое по 4 учебных часа), Елена Барад, Светлана Петрякова, Маргарита Дубникова и Надежда Таланова имеют всего по одному пропуску.

Сертификат получила Ярания Залялетдинова

Гельфия Заярина, автор текста, училась в нашей группе второй год. Прошлый учебный год был у нее более успешным, в нынешнем нашлись более важные дела в семье. Тем не менее, она от программы не отстала ― помогли лекции, которые я посылаю по электронной почте. А вот на творчество времени, к сожалению, не хватило. В «Казанских историях» за 2023 год можно найти несколько ее публикаций, в нынешнем году ― только эта.

В нашей группе «второгодников» много, а трое учились уже в третий раз. Из-за этого приходится каждый год менять учебную программу. Например, в нынешнем учебном году она называлась «Человек в информационной среде». Сегодня выбрать тему несложно, ведь теперь можно знакомить слушателей не только с журналистикой, но и с массовой коммуникацией в целом. Порой обсуждаем проблемы сегодняшнего дня.

Видимо, к октябрю придется придумать новую тему ― как выяснилось, третий учебный год в группе планируют многие.

Учатся в группе только женщины. Мужчин за три года было всего два, причем, один посетил только два занятия. И такая картина в большинстве групп Университета третьего возраста.

Это наводит на грустные размышления. Выходит, мужчины, выходя на пенсию, не склонны продолжать самообразование? А ведь у них времени на это гораздо больше. Почти все мои слушательницы ― бабушки, а они вовлечены в заботу о внуках больше, чем дедушки.

Сначала поражалась ― зачем пенсионеркам, в основном технарям, журналистика? Мне объяснили ― после занятий о современной массовой коммуникации им проще разговаривать с внуками. Причина понятная ― разрыв в информационных предпочтениях разных поколений сегодня огромный. Как выяснилось, в семьях необычных студентов такое внимание к пополнению знаний поддерживают. 

Экскурсия на студию телевидения

Как не приятно в конце учебного года слышать комплименты, осознаю, что притягательность занятий в группе вызывают не только темы занятий и не примеры из моей жизни, в которой есть всё ― и журналистика, и связи с общественностью, и много еще что. Как признались однажды мои ученицы, им всё равно, о чем я рассказываю. Для них важно, что каждую среду у них одно общее дело, а это сильно сближает в любом возрасте.

И они откладывали домашние дела, забывали про хвори (если это возможно) ― и спешили в Торгово-промышленную палату, где нам в нынешнем году выделили аудиторию имени Евгения Примакова.

Замечу, что многие мои слушательницы посещают занятия и в других группах, где дают более необходимые в этом возрасте знания, о здоровье, например. Они ходят на лекции по мировой культуре, по истории Казани. Их можно видеть в музеях, театрах, на выставках. Очень востребованы экскурсии.  Кто сказал, что на пенсии интересы человека сужаются? По моей группе этого не скажешь.

Мотором у нас является староста Лариса Ивановна Ходунова. В мае мы поздравили ее с юбилеем. Поражаюсь ее умению увлечь, организовать, помочь.

Ей ничего не надо напоминать, ни о чем не надо просить ― она всегда действует на опережение. В эпоху «развитого индивидуализма» трудно представить подобную направленность на других.

Кстати, Лариса Ивановна продолжает работать ― она главный маркшейдер службы «Путевое хозяйство метрополитена» ГУП «Метроэлектротранс». В Университете третьего возраста учится с 2007 года, то есть с его основания. Как признается, благодаря университету у нее теперь огромный круг знакомых и друзей.

В группе много интересных людей. Не буду кого-то выделять, чтобы не обидеть других. Они мне все интересны.

В 2018 году я завершала свою педагогическую карьеру в КНИТУ-КАИ с очень плохим настроением. По жизни предпочитала не делать того, что мне не интересно, а тут не интересно было всё: студенты без присутствия каких-либо интересов к учебе, формализм учебного процесса, возведенный в культ…

Я ловила себя на мысли, что зря столько лет отдала педагогике, работая на кафедре журналистики КГУ и на кафедре истории и связей с общественностью авиационного университета. Лучше бы книги писала…

Судьба сложилась так, что думы эти меня теперь не посещают. Я люблю журналистскую профессию, отдала ей большую часть своей жизни. Но ее значительной частью стала педагогика, дающая возможность передать, как эстафету, свои знания и умения другим.

Общение с учениками, а у меня их многие сотни (педагогический стаж 34 года) ― это как сообщающиеся сосуды: если наполнять один ― прибывает в другом. И в этом смысле общение с учениками полезно не только им, но и тебе.

Это важно, когда в аудитории обычные студенты. А когда перед тобой люди взрослые ― ценнее во много раз.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить