Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ринат Тазетдинов из когорты казанских щепкинцев

На 87-м году жизни скончался народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РТ имени Тукая и Национальной театральной премии «Золотая маска» Ринат Тазетдинов.  

 Очень огорчена вестью о том, что от нас ушел Ринат Тазетдинов. Еще больше — что не смогу с ним проститься, поскольку болею.

У меня в последнее время, когда получаю подобные известия, и не только о людях, с которыми была знакома – о тех, с кем не дружила, просто изредка виделась в силу профессиональных интересов, общалась, как правило, на бегу, всегда возникает ощущение одиночного плота посреди огромного океана. И от него время от времени отламывается очередной кусок поверхности.

Плот всё меньше и меньше. И людей, с которыми ты десятилетиями жила рядом, в одном городе, всё меньше…  Вокруг много других людей, молодых, энергичных, успешных, не менее, а, может, даже более талантливых, чем люди моего поколения… Но они не занимают пустоту, которая неизменно возникает в случае такой потери. Не думала, пока была молода, что это будут такие тягостные ощущения.

Я не могу похвастаться дружбой с Ринатом Арифзяновичем Тазетдиновым, великолепным актером Камаловского театра, уже давно перешедшим в когорту ветеранов этого прославленного коллектива. Хотя каждый раз, когда мы виделись, он встречал меня так, как будто я наилучший из его друзей.

Сейчас буду себя терзать тем, что так и не взяла у него интервью, как несколько лет назад, когда ему вручали «Золотую маску», обещала. В последнее время я мало что видела в Камаловском театре. Может, поэтому было стыдно напрашиваться на беседу. А на пустую болтовню, какой заполнены сегодня многие СМИ, даже с таким милым человеком, как Ринат, решиться не могла.

Единственное, что я точно успела ему сказать, — это то, что считаю Бесприданницу» камаловцев лучшим воплощением легендарной пьесы Островского на сцене. Возможно, моя личная база для сравнения и не очень велика, но в том, что наша «Бесприданница» точно была лучше, чем фильм Н. Михалкова «Жестокий романс», я уверена.

Какая приятная компания: Ринат Тазетдинов и Азгар Шакиров

Когда я сказала это на одном из заседаний творческой лаборатории ВТО, в которой училась как начинающий театральный критик, мне, конечно же, не поверили. Но мои аргументы были так убедительны, что их  коллеги и руководитель лаборатории приняли. Марсель Салимжанов, режиссер-постановщик того спектакля, увидел в пьесе русского драматурга не только трагедию Ларисы Огудаловой, но и боль ее нечаянного жениха — небогатого чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. Как оказалось, даже у маленького человека, которого богатые люди и за человека не считают, если его унизить, есть человеческое достоинство.  

За роль Карандышева в этой постановке 1983 года, где вместе с Ринатом Тазетдиновым я видела Алсу Гайнуллину, Шахсанем Асфандиярову, Азгара Шарипова, Шауката Биктемирова и Равиля Шарафеева, а также за образ Мусы Джалиля в спектакле «У совести вариантов нет», поставленном по пьесе Т. Миннуллина, в 1986 году Ринат Тазетдинов был удостоен Государственной премии СССР.

Я видела Рината Ашрафзяновича на сцене не раз, но если и писала, то о спектакле в целом. Не раз он был ньюс-мейкером новостей о театре, ведь целых 20 лет руководил республиканским отделением СТД. Начиная с 1989 года, мы встречались особенно часто. В новом столетии моя дорога долгие годы пролегала далеко от театров, и наши встречи стали очень редкими. К большому сожалению. И теперь уже ничего не исправить.

«Ринат Тазетдинов был одним из знаменитых щепкинцев и самых прославленных артистов татарского театра, внёсших огромный вклад в развитие театрального искусства России. Выдающийся актёр занимал достойное и значимое место среди театральных корифеев, являлся олицетворенной историей прославленного коллектива старейшего национального театра России — Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала», — написано в прощальном сообщении на сайте Камаловского театра.

Любовь Агеева 

Аксакалы Камаловского театра

Ринат Ашрафзянович Тазетдинов родился 1 января 1938 года в деревне Малая Цильна Дрожжановского района ТАССР. Учился в Москве, в Высшем  театральном училище имени Шепкина. В Камаловском театре с 1961 года.

В 1973 году он стал народным артистом ТАССР, в 1982-м — заслуженным артистом РСФСР, в 1982-м — народным  артистом РСФСР. В 1967 году получил республиканскую премию им. Г. Тукая, а в апреле 2016-го — «Золотую маску».

В 2008 году его заслуги были отмечены орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», в 2018 году он был удостоен республиканского ордена «Дуслык» — «за высокое сценическое мастерство и значительный вклад в развитие национального театрального искусства». В 2020 году получил российский орден Дружбы — «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Среди его знаковых спектаклей — «У совести вариантов нет», «Бесприданница»,  «Три аршина земли, «В ночь лунного затмения», «Кул Гали», «Тартюф», «Антоний и Клеопатра», «Мы ухо­дим, вы остаетесь», «Вот так случилось», «Идегей», «Жизнь есть сон». 

В фильмографии Тазетдинова есть роль эмира Афганистана Амануллы-хана в двухсерийной «Миссии в Кабуле» 1970 года, мелодрама «Они будут счастливы», а потом уже — первый татарский художественный фильм «Куктау» 2004-го и, конечно, «Орлы», где он играет с одногруппниками — Азгаром Шакировым и Равилем Шарафеевым.
В сентябре прошлого года в родном селе Тазетдинова — Малая Цильна— Дому культуры было присвоено имя актера.

Имя Рината Тазетдинова занесено в Книгу Почета Казани. 

Предлагаю читателям «Казанских историй» интервью Рината Тазетзинова из подшивки «Вечерней Казани» за1986 год. 

Огни рампы

Время перемен

В работе учредительных съездов Союзов театральных деятелей Российской Федерации и СССР принимали участие и посланцы театров нашего города. Среди них был актер Татарского академического театра имени Г. Камала, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Р. ТАЗЕТДИНОВ. Наш корреспондент Л. Агеева встретилась с ним и задала ему несколько вопросов.

– Прежде всего, Ринат Арифзянович, разрешите поздравить вас с избранием в секретариат правления Союза театральных деятелей Российской Федерации.

– Спасибо. Но тогда давайте поздравим и моих коллег, избранных в руководящие органы театральных союзов. Членом правления Союза театральных деятелей страны стал главный режиссер нашего театра, народный артист СССР Марсель Салимжанов, членами правления Российского Союза – директор Большого драматического театра имени Качалова, заслуженный артист РСФСР Евгений Кузин и молодой солист балета театра имени Джалиля Рифат Абульханов.

Избрание, конечно, почетно, но и ответственно. Вряд ли сегодня нам позволят просто числиться в активе. Я, например, вместе с главным режиссером Башкирского театра имени Гафури Исрафиловым отвечаю за состояние национальных театров России. Придется выезжать в командировки, а это очень трудно, когда плотно занят в репертуаре...

На днях поеду в Москву на заседание, где будет рассматриваться Устав нашего Союза. Как вы знаете, проект на съезде утвержден не был: столько существенных изменений было внесено по ходу обсуждения доклада. Я знакомился с новым проектом, он стал конкретнее. Появились не только новые положения, но и целые главы.

Преобразования, которые начались сегодня в театре, по праву можно назвать революционными. Нам даются большие права, но это неизбежно налагает и большую ответственность. «Мы не боимся этой ответственности», – сказал на съезде Михаил Ульянов. Но каждый ли актер может повторить эти слова?

Всем нам надо очень много работать. Театру, как никогда прежде, нужны люди талантливые.

Театральное общество стало Союзом театральных деятелей. Внесло ли это какие-то изменения в работу Татарского отделения!

–– Пока работаем по-прежнему. Но думаю, что с утверждением Устава театрального Союза вряд ли надо отказаться от уже известных, десятилетиями проверенных форм и методов работы. Я вижу преимущества Союза в том, что теперь есть кому заботиться о правах актера. На обоих съездах актерским бедам и проблемам было посвящено не одно выступление – наболело. Вот здесь у нашего Союза – непочатый край работы.

Конечно, сегодняшний день по-своему окрашивает прежние формы работы. Люди становятся активнее, инициативнее. Я убедился в этом на днях на встрече молодых актеров казанских театров с представителями руководящих органов.

– Вы ведь были на этой встрече не почетным гостем!

 – Да, я руковожу молодёжной секцией Татарского отделения. Так что пришлось не только присутствовать, но и быть за ведущего этого непростого разговора. Диалог был откровенный, вполне в духе времени.

– Что же волнует сегодня молодых актеров!

– Проблемы самые разные. Что приятно, молодые выступают очень зрело. Они прямо-таки требуют внимания к себе, доверия, самостоятельности.

Интересным было выступление актера театра имени Качалова Юрия Ильина. Он предложил возродить одну из традиций этого старейшего в стране театра – давать молодым учебные роли в текущем репертуаре, чтобы была возможность творческой учебы у более опытных коллег, был сценический опыт, без которого нет профессиональной учебы.

О том, что надо повышать профессиональное мастерство, говорили все. А одна из балерин театра имени Джалиля заметила, что, кроме того, надо вообще много работать над собой. Если нет ничего в душе, то ничего не будет и на лице.

Лида Огарева с болью говорила о том, что республиканский конкурс молодых актеров проходит формально. Совершенно справедливо, на мой взгляд, вину за это она возложила не только на его организаторов, но и на саму молодежь: она порой безынициативна, пассивна.

Я ожидал, что много будут говорить о творческих проблемах, но больше внимания уделили бытовым вопросам. И понять молодых можно: много всяких проблем у них накопилось.

Один из самых острых вопросов – жилье. Из актеров кукольного театра лишь один человек имеет государственную квартиру, остальные живут в общежитии. Какие у актеров общежития, рассказывали в подробностях: запущенные, неуютные, без всяких удобств... Однако, как я понял, тех же актеров-кукольников больше личных бед беспокоит положение дел в театре. Как вы знаете, уже который год этот театр на ремонте и актеры играют где придется.

Заместитель министра культуры Татарии Лилия Сахаповна Нарбекова попыталась объяснить, чем вызвано явно ненормальное положение дел у большинства казанских театров, рассказала о мерах, предпринимаемых для того, чтобы поправить ситуацию. В частности, она заверила собравшихся, что следующий сезон театр кукол откроет в его собственном помещении.

Как важно, чтобы этот разговор не остался просто разговором! Молодые не очень-то верят словам. Они их уже не раз слышали. Они нетерпеливы и требуют скорейших перемен.

Впрочем, перемен ждут не только молодые. Время сейчас такое...

Однако перемены не придут сами собой. От нас зависит, каким будет завтрашний день наших театров.

Л. Агеева

«Вечерняя Казань», 18 декабря 1986 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить