Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Татарские национальные мотивы и космос в музыке Алсу Сунгатуллиной
- Айрат Бик-Булатов
- 02 ноября 2024 года
В Казани в дни юбилея Сары Садыковой прошёл авторский творческий вечер Алсу Сунгатуллиной, представительницы плеяды современной татарской композиторской школы.
На концерте известной в музыкальных кругах России сочинительницы музыки, а также пианистки и педагога побывал журналист и поэт Айрат Бик-Булатов. В своём отзыве о концерте он стремится разъяснить публике, даже далёкой от увлечения академической музыкой, почему концерт Алсу Сунгатуллиной – это важное культурное событие для Татарстана.
На днях по приглашению Алсу Сунгатуллиной, удалось побывать на её бенефисе – композиторском творческом вечере. Концерт получился отличный! Как позже узнал, подготовка к нему велась более года.
Символично было и то, что концерт проходил на следующий день после дня рождения великой Сары Садыковой – первой профессиональной женщины-композитора среди татар. Недавно в Казани появился (играется в Особняке Демидова) прекрасный спектакль «Табу», из которого все зрители, независимо от языка общения, могут узнать о судьбе этой талантливой и устремлённой женщины! В частности, о том, как долго в те далёкие уже советские времена не принимали её в Союз композиторов Татарии, ну и конечно же, услышать прекрасную музыку неповторимой Сары Гарифовны.
Алсу Сунгатуллина вступила в Союз композиторов в 2017 году. Вообще, в последнее время у нас явилась целая плеяда молодых женщин-композиторов, чьи имена стали известны уже далеко не только академической, но и всей культурной публике Татарстана. В своих социальных сетях я много писал о Миляуше Хайруллиной, запомнившейся музыкой глубокой, драматичной, к спектаклям о трудных судьбах героев, наполненных часто трагическими событиями; а также — о Рушание Низамутдиновой, композиторе авангардном, где-то продолжающем традиции Софьи Губайдуллиной, более 10 лет привлекавшей меня к организации музыкального, творческого фестиваля «Расширение спектра», бывшей аккомпаниатором моих стихов. И вот вчера была у меня возможность хорошо послушать музыку ещё одной татарской женщины-композитора Алсу Сунгатуллиной.
Вообще, все они, те женщины, которых я упомянул выше — композиторы национальные, татарские, гордость, сокровище и радость татарского народа. Музыка Алсу — часто в мажорном ладе, бодрая, тяготеющая к эстрадности (в хорошем смысле! можно вспомнить, например, ВИА 1970-х), цирку, недаром так хорошо, например, у неё выходят детские песни. Частые мотивы всех вообще песен (текстов, которые она выбирает, чтобы написать музыку на них) – это мечта, счастье, крылья! В оркестровой группе для разных случаев оказывались задействованы вдобавок к классическому набору инструментов – аккордеоны, обычная и бас-гитара, малые барабаны!
Отдельно я подумал о песнях и культуре песни, конечно. У татар песня не потеряла значение явления высокой культуры, всяческая попсятина (но есть и хорошая поп-музыка, об этом тоже помним и имеем в виду) не задвинула, не уничтожила песню как жанр высокого искусства... Мы же помним по старым записям советских времён, как выступали Клавдия Шульженко, Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский или Сергей Захаров... Нарядные, но строгие костюмы и вечерние платья, позади певца — оркестр. Песня часто становилась целым спектаклем. При этом хорошие, поставленные голоса... Песня звучит, а не всякие технические, компьютерные ухищрения... Артист, голос, а не рюшечки на платьях или стразы...
Татары культуру песни именно такой, о которой я написал только что, сохранили, не задвинули на задворки сугубо нишевых развлечений для рафинированной публики. Такой вот песне посвящён, например, спектакль «Альфия» — об Альфие Авзаловой, великой нашей певице, постановка Татарского театра кукол. Работая на телевидении, не раз и я снимал и готовил фильмы, посвящённые именно вот этому жанру — концертной татарской песне и его художникам (назову фильм о замечательном татарском певце Минголе Галееве; фильм о поэте-песеннике Наиле Касиме, ныне народном поэте РТ, в котором у нас снималась певица и профессор Венера Ганеева)...
Я упомянул Театр кукол. Накануне я был на его новой премьере — спектакле «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. В рецензии на него я вспоминал срифмовавшийся для меня с этой постановкой спектакль «Ашина» Театра Карима Тинчурина. И надо же — концерт Алсу Сунгатуллиной открылся сюитой «Ашина». Спектакль тот тоже был мрачный и трагический, а вот сейчас слушал отдельно музыку: какая она, напротив, светлая! И даже если есть нотки тревоги, то похожи они на лёгкую тревогу Алисы, которая сейчас зайдёт в волшебный лес и встретит там Чеширского кота!
Я подумал ещё: «Неужели в спектакле «Ашина» была такая музыка? Мне запомнилось что-то совершенно другое!».
А потом от самой Алсу Сунгатуллиной получил такое пояснение: «Я действительно писала музыку к пьесе «Ашина», но был представлен всего лишь театральный эскиз в рамках лаборатории Алкыш. А вот год спустя в постановку вошёл спектакль уже с другой творческой командой! И композитор тоже сменился. Поэтому в действующей постановке моя музыка уже не звучит! Но я рада, что звучит отдельно в исполнении оркестра!».
Как бы то ни было, сотрудничество Алсу Сунгатуллиной с театром Тинчурина – долгое, разное, во многих проектах, неслучайно, что оркестр именно этого театра (художественный руководитель и дирижёр Ильяс Камал) был на сцене всё это время.
Алсу – разноплановый композитор, и академический, и детский, и эстрадный, пишет музыку для спектаклей, пробовала себя в опере... Когда речь зашла о спектаклях и фильмах, во время исполнения одной из пьес я вспомнил недавно виденный мною фильм про великого Энио Морриконе. Он учился в классе прославленного академиста, и его педагог и многие сокурсники, сделавшие карьеры на сочинении академической музыки, сперва очень свысока относились к Морриконе, «разменявшего», как они думали, свой талант на сочинение музыки для вестернов. Но позже они были посрамлены, вынуждены были признать, насколько это сложная, новаторская музыка. В своём жанре Морриконе считается чуть ли не изобретателем профессии кинокомпозитора. Его случай, конечно, предостерегает нас от снобизма по отношению к разным жанрам.
Кстати, симфоническая поэма «Нурлы Казан» («Лучезарная Казань») композитора и пианистки, члена Союза композиторов России и Татарстана Алсу Сунгатуллиной завоевала третье место в номинации «Академическая музыка» на Первом международном конкурсе-фестивале музыкального и мультимедийного искусства имени другого великого, и на этот раз уже отечественного кино-композитора Эдуарда Артемьева «Сибириада». Алсу гордится этой наградой (и мы с ней и очень рады за неё!), недаром и свой вечер назвала «Нурлы Казанда» («В лучезарной Казани») по имени своего сочинения.
В связи с Артемьевым логично покажется (для тех читателей, кто знает, что это за композитор) упоминание ещё одного сочинения Алсу, о котором говорилось на вечере: «Отзвуки космического вакуума». Приведу отрывок из рецензии в журнале «Музыкальная жизнь»:
«В своих «Отзвуках космического вакуума» Алсу Сунгатуллина попыталась найти ответы на вопросы, бывает ли абсолютная пустота, даже если мы в космосе; а может, именно из этого и рождается жизнь – из пустоты? Сочинение медитативного характера, включающее как традиционные способы звукоизвлечения на струнных, так и авангардные приемы игры, подталкивало к рефлексии и слушателей».
Отдельно хочется сказать ещё несколько слов о поэтах. Алсу Сунгатуллина активно работает с современными татарскими поэтами. В начале концерта прозвучала, в исполнении детского ансамбля «Сююмбикэ» песня на стихи Роберта Миннулина «Мама, я увидел щеночка» (ещё раз напомню: Алсу, в том числе, много работает с детьми, пишет для детей, есть у неё детки-ученики, также участвовавшие на концерте, отдельно упомянем Альмира Сулейманова, надо запоминать юные имена!), а потом — песни на стихи поэтесс моего и более младших поколений.
Выдающейся Йолдыз Миннулиной, которую однажды назовут великой, моего близкого друга, столь разной, ставшей даже именем молодого поколения татарской (особенно женской) поэзии — сама бы она, впрочем, ухмыльнулась едко от таких аттестаций. Мы дружим сто лет, ещё по журналу «Ялкын», где вместе работали. И вот – прекрасная детская песня на стихи Йолдыз. Наши русские казанские поэты до 40 лет не часто жалуют этот жанр, а зря! Могу назвать со всей очевидностью только Анну Русс и что-то вроде пробовал Игорь Тишин...
Или вот: на стихи Миляуши Гафуровой в рамках оперной лаборатории «Умай» Театра имени Тинчурина Алсу Сунгатуллина написала несколько арий и пьес. Обе сочинительницы надеются, что этот намеченный на лаборатории проект вырастет до полноценной камерной оперы…
Мимо меня прошёл прекрасный проект оперной лаборатории! Ещё раз к вопросу о том, сколько хорошего делается у нас в городе, а мы не всегда замечаем это вовремя!
Миляуша Гафурова – молодая казанская татарская поэтесса, уже следующего после Йолдыз поколения. Она уже сделала много прекрасного, креативного, придумывала форматы. Татарская молодая публика прекрасно её знает, русская — хуже, хотя она бывала нередко в зрителях на русских барных поэтических концертах. Мы с Миляушой познакомились, когда вместе оказались в одной сценарной группе для спектакля «Ядэч исемде» Театра имени Карима Тинчурина, и потом уже я следил, сколько мог, за её творчеством.
Одной из тем будущей оперы Гафуровой-Сунгатуллиной стала «Азат хатын» (свободная женщина). Перед началом арии солистка Диляра Набиуллина произнесла эту фразу на татарском: «Была ли в нашей истории хоть когда-то свободная женщина»? Имелась в виду, конечно, прежде всего в истории татар (характерно: на афише концерта-творческого вечера Алсу Сунгатуллиной значилось: «Вечер национальной музыки». Алсу очень ощущает свою музыку, любых жанров, как национальную, татарскую).
Эта тема свободной татарской женщины, конечно, возвращала меня к судьбе Сары Садыковой, ведь именно теме «свободной татарской женщины» и был посвящён и спектакль «Табу» о наших великих женщинах первой половины ХХ века. Среди которых — первая татарская женщина-профессиональный композитор Сара Садыкова!
Хочется закончить словами благодарности за концерт и приглашение на него в адрес Алсу Сунгатуллиной, и обещанием – моим личным пока что! — следить с вниманием за её творчеством! Но отзыв этот я написал для того ещё, чтобы после него могли бы ко мне присоединиться и другие будущие зрители и слушатели наших прекрасных современных татарстанских композиторов, среди которых у Алсу есть уже своё яркое и неповторимое место.