Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1938 – Принято постановление СНК ТАССР об организации музея А.М.Горького в доме, где раньше была пекарня А.С.Деренкова. Открытие музея состоялось 12 марта 1940
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Рауфаль Мухаметзянов — реформатор и консерватор одновременно
- Любовь Агеева
- 11 ноября 2024 года
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля публично отметил 75-летний юбилей директора Рауфаля Мухаметзянова фильмом на канале ТНВ и двумя передачами на канале «Культура». Юбилей у него был 10 ноября. В этот день и поздравляли.
10 ноября на телеканале «Россия-Культура» была показана программа «Линия жизни», героем которой стал Рауфаль Сабирович Мухаметзянов. Шеф казанской оперы раскрыл секреты успешного руководства театром, рассказал о своем детстве и родителях, о музыкальной школе и увлечении джазом, об учебе в Казанском химико-технологическом институте имени С.М. Кирова. Сразу после этого вниманию зрителей был представлен балет «Корсар» А. Адана в постановке балетной труппы театра имени Джалиля. Весной нынешнего года киноверсия балета «Корсар» была показана жителям более 60 городов России в рамках проекта «Театр в кино».
В этот же день на телеканале ТНВ состоялся показ документального фильма «Аншлаг! Всегда аншлаг!», посвященного театру имени Джалиля и его руководителю.
Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая Рауфаль Сабирович Мухаметзянов — человек известный и авторитетный не только в Казани. Он возглавил театр оперы и балета в 1981 году. За эти годы ему удалось из провинциального театра, в котором были большие проблемы со зрителями, создать театр европейского класса, работающий по международным стандартам и встроенный в современную систему координат. И в этой характеристике из релиза пресс-службы театра нет никакого преувеличения.
Спектакли Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля широко транслируются на телеканалах «Mezzo», «Россия-Культура», ТНВ. В релизе пресс-службы упоминаются проекты театра, которые с успехом презентованы в американском зале «Карнеги-холл» (фестиваль татарской песни «Yзгәреш җиле»), Большом театре России (спектакли «И воссияет свет…», в 2020-м планировались «Сююмбике» и «Любовь поэта», не знаю, состоялись ли). В День народного единства, 4 ноября, на телеканале «Россия-Культура» можно было увидеть спектакль «Жизнь за царя». Показ первой национальной оперы Михаила Глинки на федеральном канале был приурочен к 150-летию Казанской оперы.
Кстати, перемена даты рождения театра тоже произошла при Мухаметзянове. До этого начало его истории вели с первого спектакля «Качкын» Назиба Жиганова, который был показан в 1939 году. Сегодня мы вспоминаем 1874 год, антрепренера первой постоянной труппы в Казани Петра Михайловича Медведева.
По ряду показателей, как качественных, так и количественных (экономических), Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля является одним из лидеров отрасли в стране, что, в первую очередь, является заслугой директора театра Рауфаля Мухаметзянова и его команды. При нем в театре появились проекты, получившие широкую известность и ставшие культурными брендами республики, и прежде всего Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина, старейший из существующих ныне в России, Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. И если первый фестиваль задумывал не он (Мухаметзянов в 1982 году был новичком на своем посту), то балетный фестиваль рожден уже при его непосредственном участии. Благодаря Рауфалю Сабировичу, казанцы увидели в Казани и в театре легендарного Нуриева.
Фестивали помогли сформировать постоянную театральную публику, и сегодня билет надо покупать заранее не только во время фестивалей.
При Мухаметзянове театр узнали за границей. Спектакли театра имени Джалиля идут, конечно, не в театре «Ла Скала», но в Европе много других театров, в которых нет своих трупп, и гастролеры из Казани местной публике нравятся. Театр гастролирует с начала 1990-х, то есть на протяжении более чем 25 лет.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, даже в настоящее время Мухаметзянов продолжает сотрудничать с театральными деятелями Европы. В 2023 году «Севильский цирюльник» был поставлен итальянским режиссером Джузеппе Морасси, в 2024-м состоялась российская премьера балета «Грек Зорба» в хореографии Лорки Мясина, на 2025 год запланирован выпуск оперы «Кармен» в постановке Марко Гандини (Италия). В декабре 2024 года впервые состоятся гастроли балетной труппы в Китае.
При нем решилась-таки проблема с национальным репертуаром, за который театр щемили и народные депутаты республиканского парламента, и многие зрители. С начала 2000-х годов по инициативе Мухаметзянова на сцене театра появились новые национальные музыкально-сценические произведения, которые идут при аншлагах. В тесной работе с композиторами Резедой Ахияровой и Леонидом Любовским, поэтом, либреттистом Ренатом Харисовым были созданы оперы «Любовь поэта», «Сююмбике», балеты «Сказание о Йусуфе», «Золотая Орда», «Иакинф».
«Среди авторов балетов композиторов-женщин можно по пальцам одной руки пересчитать, но и среди них вряд ли найдется кто-нибудь, кто написал бы такую масштабную балетную музыку и чьи произведения шли бы на лучших балетных сценах нашей страны, а Татарский оперный театр, несомненно, один из лучших в России, а, значит, и в мире», — так написала в рецензии о балете «Иакинф» рецензент из Санкт-Петербурга Людмила Лаврова.
Получая Госпремию Г. Тукая за балет "Золотая орда"
Рауфаль Сабирович, настаивая на сохранении традиционных классических постановок в ответ на упреки в отсутствии современных балетов на сцене казанского театра, тем не менее поддерживает поиски новых форм в театральном искусстве. Иначе не появился бы в театре фестиваль современной хореографии #StagePlatforma, основателем и художественным руководителем которого является Олег Ивенко. Осенью 2023 года в театре состоялась премьера двухактного спектакля «Личности Миллигана», посвященного юным годам известного американского преступника-психопата Билли Миллигана (постановщик — Олег Габышев, солист Театра балета Бориса Эйфмана, композитор — Эльмир Низамов).
Периодически театр обращается к новым формам, создавая масштабные полотна, жанр которых порой не определят даже специалисты («Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С. Баха, «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А. Моцарта в постановке народного артиста СССР В.В. Васильева). Великий танцовщик Владимир Васильев выделяет наш театр среди региональных собратьев. На сцене нашего театра уже многие годы идет балет «Анюта» Гаврилина в его постановке.
В начале 1990-х Мухаметзянов первым в России провел в театре реформу, создав уникальную художественно-административную модель театра, объединяющую распространенную в Европе систему stagione и традиционный для нашей страны репертуарный театр. Реформа, предложенная им, была встречена в коллективе неоднозначно, и в результате театр понес серьезные творческие потери. Например, не согласилась с экономическим подходом к оценке артистов знаменитая Зиля Сунгатуллина, и потому из театра ушла. Но большинство согласилось.
Его тогда обвиняли в технократическом походе к организации театрального дела. Слышала, как подсмеивались при этом, вспоминая, что по образованию он химик, выпускник КХТИ. Хорошо, что мы не повторили таких обвинений в «Вечерке». Мы знакомы с ним давно, и я знала, что Рауфаль с юности хотел работать в театре. Учился в музыкальной школе, играл в рок-ансамблях, увлекался джазом. Одновременно с учёбой в 1972-1974 годах был директором студенческого клуба КХТИ, в 1974-1976 годах — секретарем комитета комсомола в Казанском институте культуры, и это был хороший административный опыт, который ему потом пригодился. Возможно, театральную реформу он задумал, еще будучи директором Казанского ТЮЗа (1979-1981).
Есть еще один немаловажный факт: его мама — заслуженная артистка Татарской АССР Разия Девлетшевна Тимерханова, была одним из основателей Ансамбля песни и танца республики.
Новые принципы формирования балетной и оперной трупп позволяют легче расставаться с теми, кто потерял форму. Ведь в театре благотворительность может иметь экономические последствия. Зато к работе театра можно стало привлекать талантливых исполнителей и постановщиков из разных городов России и мира. И публика это приветствует.
Но, как известно, наши недостатки проистекают из наших достоинств. В театре имени Джалиля есть спектакли, где солисты – сплошь гастролеры. Дело не в том, что в таком случае театру очень трудно составлять репертуарный план, ведь у хороших исполнителей большая занятость. Как бы в загоне оказываются штатные солисты театра, что хорошо видно по программкам оперных спектаклей, которые я сохраняю в своем архиве.
С годами была утрачена живая связь театра с консерваторией, поддерживаемая Назибом Жигановым и Ниязом Даутовым. В результате мы потеряли артистов мирового уровня: Алексея Тихомирнова, Михаила Казакова. Многие казанские певцы сегодня в Казани — только гастролеры. В балетной труппе таких проблем нет. Ее художественный руководитель Владимир Яковлев растит смену солистам сам, вместе с педагогами хореографического училища. И директор ему не мешает.
Не могу не поздравить Рауфаля Мухаметзянова с юбилеем. В 80-90-е годы годы мы тесно сотрудничали, поскольку и у него, и у редакций «Вечерней Казани» и «Казанских ведомостей» был общий интерес — сделать театр лучше, увеличить число зрителей в нем. Не думаю, что удалось бы сделать Шаляпинский фестиваль популярным уже в конце 80-х годов, если бы «Вечерка» не высаживала в театре в эти дни настоящий десант из журналистов, фотокорреспондентов и музыковедов.
В дни юбилеев мы зачастую, рассказывая о конкретном человеке, больше говорим о деле, которым он занимается, невольно приписывая ему успехи всего коллектива. Но будем честны — очень часто этими успехами коллектив обязан как раз юбиляру.
Предлагаю вниманию читателей интервью с Рауфалем Мухаметзяновым, которое я взяла у него в ноябре 1988 года.
Испытание экспериментом
Взгляд из кабинета директора
Скоро два года, как длится Всесоюзный эксперимент, в котором принимает участие Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. О том, что эксперимент идет успешно, можно судить уже по одному тому факту, что недавно театру присвоено звание академического.
В последнее время газета несколько раз обращалась к теме театрального эксперимента. Мы интересовались мнением специалистов, зрителей. Сегодня предоставляем слово директору театра Р. МУХАМЕТЗЯНОВУ. Составляя вопросы для интервью, мы обращались в основном к проблемам экономического, организационно-творческого характера, названным в письмах читателей «Вечерки».
Прежде всего речь зашла о возможностях, которые предоставили творческому коллективу эксперимента.
— Переосмысляя возможности театра в рамках эксперимента, мы столкнулись с целым комплексом самых разнообразных проблем: производственных, творческих, чисто человеческих. Ведь в театре очень многое зависит от настроения актера, от его взаимоотношений с другими людьми. Такой простой на производстве вопрос, как распределение премий, у нас может обернуться серьезным конфликтом.
— И как же вы распределяете премии? Насколько удастся сохранить объективность в оценке труда артистов? Ведь здесь многое зависит от вкусовых пристрастий...
— Оценить творческий труд, конечно, сложно, но мы пытаемся это делать. Судя по тому, что с переходом на новые условия оплаты у нас не было ни одного серьезного конфликта, субъективности избежать удается. Хотя обиды, конечно, бывают.
Многие болячки в театральной жизни обусловлены внутренними противоречиями. Одно из самых существенных — невозможность равномерной занятости всех актеров в текущем репертуаре. В любой труппе есть творчески работающие лидеры, есть ветераны, есть массовые постановки и спектакли на нескольких артистов. Всю сложность этой ситуации мы ощутили в прошлом году, когда впервые провели аттестацию кадров.
Существующая система формирования труппы предусматривает перевыборы актера через каждые пять лет. Вроде бы неплохая возможность отказаться от услуг тех, кто работает плохо. В какой-то степени аттестация подстегивает, но не более того. Я не считаю ее действенным средством стимулирования творческого труда. Надо строить экономические отношения в театре так, чтобы не было самой ситуации, когда актеру нечего делать. Его берут на определенный срок, на определенные роли, на определенную оплату.
С первого октября в порядке эксперимента руководство заключило договоры с тремя артистами на оплату, за спектакль.
— Интересно, с кем конкретно?
— С Хайдаром Бигичевым, Николаем Путилиным и Владимиром Ефимовым. Сейчас внимательно изучается возможность перехода на такую оплату балетной труппы.
В массовом порядке систему договоров-контрактов пока вводить нельзя: мы к этому не готовы. Прежде всего надо решить все вопросы социальных гарантий артистов.
— Премии у вас получают только солисты?
— Нет. Мы имеем возможность стимулировать хороший труд всех коллективов — и творческих, и производственно-технических. Производственные цехи переведены на сдельную оплату. Отдачу от этого мы уже ощутили: за небрежную работу можем наказать рублем. Благодаря самостоятельности в составлении штатного расписания смогли увеличить зарплату артистам хора и оркестра.
— Зрители уже заметили, как изменился к лучшему хоровой коллектив. А что получил театр вместе со званием «академический»?
— Пожалуй, только большую ответственность. Раньше это звание давало возможность увеличить количество актеров высшей категории. Этот вопрос теперь в нашей компетенции. Хочу подчеркнуть, что все меры, которые сейчас принимаются для совершенствования работы театра, надо рассматривать в контексте сегодняшнего дня. В ходе эксперимента корректируются многие позиции.
— Можно пояснить, какие конкретно?
— Секретов нет. Если вы помните, вначале дали очень большие права художественным советам. Руководители театров стали им подотчетны. Привело это к резкому обострению отношений в театрах. Так что со временем вернулись к тому, что было. За положение дел в театре отвечают руководители, в вопросах тарификации актеров, их переизбрания — слово за художественными советами.
— А как при эксперименте складываются ваши отношения с Министерством культуры?
— В отличие от драматических театров, у нас тут каких-то сложностей и раньше не бывало. Мы всегда находим понимание. Теперь театр имеет право самостоятельного подбора репертуара, самостоятельного выпуска спектаклей. Работники вышестоящих органов присутствуют на наших премьерах на правах обычных зрителей.
— Теперь давайте взглянем на эксперимент из зрительного зала. Как вы думаете, почувствовали ли казанцы, что театр работает в новых условиях?
— Ну, об этом я должен спросить у вас.
— Театр на подъеме, что и говорить. У вас много зрителей. В оперный потянулась молодежь. Популярность театра во многом возросла благодаря Шаляпинскому фестивалю. Теперь вот появился фестиваль классического балета. Мы стали видеть на вашей сцене интересных гастролеров.
— Добавьте сюда последние работы театра — «Риголетто», «Снегурочку», «Отелло», отличающиеся новизной режиссерского решения, а также цикл концертных программ — татарского романса, неаполитанской песни, бенефисы ведущих солистов театра Николая Путилина, Юрия Борисенко, Ирины Хакимовой, Зили Сунгатуллиной.
— Отношение казанцев к творческим исканиям театра неоднозначно.
— Ваша газета не дает нам об этом забывать. Правда, пишут почему-то только то, кому они не нравятся. Впрочем, это естественно. Те, кому нравится, голосуют, как говорится, ногами. Назову две цифры. По плану за первое полугодие мы должны были принять 178 тысяч зрителей, а обслужили 200 тысяч. Средняя заполняемость зала ежевечерне — 80 процентов. И это на фоне неблагополучной работы многих оперных театров страны.
Мы понимаем, что есть часть зрителей, которая не принимает новые постановки. В нашем репертуаре сохраняются спектакли Нияза Курамшевича Даутова, которого мы любим и ценим не меньше, чем его поклонники.
Но законы сцены неумолимы. Спектакль существует до тех пор, пока на него ходит зритель. Увы, мы пока не привыкли оценивать театр с точки зрения экономической. И когда театр впервые стал учиться считать деньги, нас пытаются обвинить в коммерциализации искусства.
— Что касается старых спектаклей, то уж если вы оставляете их в репертуаре, не мешает за ними лучше следить. Зрители предъявляют претензии к «Музыкальной мозаике», «Фаусту»: режиссерское решение в них во многом утеряно. В очень плохом состоянии «Чио-Чио-сан». Старение спектакля — процесс естественный, только не надо его убыстрять. Это приятно, что на премьерные спектакли билеты раскупаются в считанные дни, а на прочие постановки нужна дополнительная реклама, более активная работа распространителей. Согласитесь, одними деньгами работу театра не измеришь.
— Это так. Но не будем сбрасывать со счетов экономику. В конце концов от этого в выигрыше зритель. Если раньше мы могли позволить себе истратить на постановку одного спектакля 30 тысяч рублей, то «Отелло» встал нам в 70 тысяч. Это стало возможным за счет дополнительных источников. И не в ущерб искусству. В конце концов все творческие поиски не выходят за границы нашего жанра. Мы ведь не устраиваем в театре эстрадных концертов, не приглашаем рок-группы.
Говоря о дополнительных источниках доходов, я имею в виду другое. Наши производственные цехи стали брать заказы на изготовление театральной сетки, декораций, костюмов.
— Вы ведь имеете возможность поднять цены на билеты.
— Да, но мы этим путем решили не идти. На гастролях продаем билеты по 4 рубля, дома даже на Шаляпинском фестивале не превышаем три рубля. Не хотим повторить печальный опыт наших коллег, поднявших цены — и потерявших зрителя.
— В последнее время стали часты жалобы на распространение билетов, особенно накануне Шаляпинского фестиваля.
— Пока мы не можем найти такую систему распространения, чтобы удовлетворить всех. удовлетворить всех. Но думаю, что приоритет всегда будет у постоянных посетителей театра, у членов клуба друзей опоры. Рассмотрим предложение одной из читательниц «Вечерки» об абонементной системе.
Чтобы завершить разговор об экономике, приведу еще несколько цифр. Доход от реализации билетов за первое полугодие нынешнего года должен был составить 400 тысяч рублей, фактический – 490 тысяч.
— А не снимут ли театру дотации, коли вы так хорошо научились зарабатывать деньги?
— Нет, размер дотации остается прежний. Оперно-балетное искусство настолько сложно и дорогостояще, что ни о каком хозрасчете тут речи быть не может.
Потенциальные возможности театра ограничены. Поэтому надо искать другие источники. На недавнем съезде Союза театральных деятелей Татарии главный дирижер нашего театра Владимир Михайлович Васильев правильно поставил вопрос о меценатах искусства. Почему эти традиции у нас утеряны? Разве не могут помочь театру крупные промышленные предприятия?
— Теперь давайте несколько отвлечемся от театральных дел и поговорим о делах околотеатральных.
— Наверняка о буфете?
— Да. В редакционном почто много жалоб на бедность ассортимента, на очереди.
— К сожалению, в буфетах — свой хозяин. Никак не можем наладить должных контактов с объединением кафе и ресторанов. Попробовали работать с кооператорами, отказались: невыгодно им. Шашлыки ведь в театральном буфете не подашь.
Еще одна больная проблема — транспорт. Как бы ваша газета в этом вопросе нас ни поддерживала, вопрос о предоставлении автобусов к окончанию спектаклей решаем только на время Шаляпинского фестиваля. Мы приобрели специальное электронное табло, которое поможет узнать, какой транспорт в какой день понадобится, готовы платить компенсацию...
Не можем никак наладить своевременный выпуск афиш. Перед открытием сезона оказались просто в критическом положении. Если нет возможностей выполнять наши заказы своевременно, то мы готовы открыть свою типографию. Наверное, ее лучше сделать общетеатральной.
Хотя все это — буфеты, транспорт, афиши — дела, как вы сказали, околотеатральные, но они впрямую отражаются на нашей работе. Зритель хочет прийти в театр, как на праздник.
И все-таки главное — это сам спектакль. Необходимо большая сменяемость постановок, мы это понимаем. Но театру не хватает мощностей. И все-таки будем планомерно пополнять репертуар, Сезон, например, открыли премьерой «Отелло». И в театре снова аншлаг. Это не может нас не радовать.
— Желаем вам творческих успехов, удач в юбилейном сезоне!
Интервью взяла Л. АГЕЕВА
«Вечерняя Казань», 17 ноября 1988 года