Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Январь | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
1922 – Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл вернулся в Казань из большевистского концлагеря. Его встретили колокольным звоном и крестным ходом
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Музыка слова и поэзия музыки»
- Любовь Агеева
- 13 декабря 2024 года
Так назывался IХ музыкальный «Абязов-фестиваль» Казанского камерного оркестра La Primavera, который завершился в Казани 13 декабря.
Зрители увидели… Впрочем, трудно выразить одним словом то, что произошло в этот вечер на сцене Государственного большого концертного зала имени Салиха Сайдашева — надо было и видеть, и слышать.
Спектакль «Опять метель» — это совместная работа оркестра La Primavera, организатора фестиваля, и камерного театра «Сдвиг», неожиданное и оригинальное прочтение произведения, знакомого всем еще со школы. Он был создан специально для фестиваля 2024 года.
В центре сюжета романтической драмы Пушкина из цикла «Повести Белкина» – интригующая и поучительная история о тайном «замужестве» 17-летней Марии Гавриловны. Вопреки родительскому благословению она тайно бежит из дома, чтобы обвенчаться с горячо любимым Владимиром Николаевичем: молодой поручик срочно должен отправиться к месту службы. Однако не судьба! Пылкие чувства влюбленных оказались беззащитны перед природной стихией. Яростная метель помешала реализовать их сиюминутное решение.
Пушкинская «Метель» прозвучала с музыкальными иллюстрациями композитора Георгия Свиридов, написанными для одноименного фильма известного артиста и кинорежиссера В. Басова. Художественный руководитель фестиваля и главный дирижер оркестра Рустем Абязов решил исполнить всё, что было написано композитором, в том числе малоизвестные фрагменты.
Прежде чем рассказать о фестивале, несколько слов о Казанском камерном театре «SDVIG», артисты которого напомнили зрителям пушкинский сюжет. Его создали супруги Галицкие. Михаил, известный актер Качаловского театра, — главный режиссер, Елена, актриса этой же труппы — режиссер. По сути театр начался в 1994 году, когда они возродили формат СТЭМа, в свое время очень популярного в студенческой художественной самодеятельности, и назвали его «СДВИГ по ФАЗЕ». Под руководством Галицких были созданы спектакли, получавшие главные награды российских фестивалей «Студенческая весна».
В 2000 году Михаил Олегович и Елена Игоревна набрали свой первый курс на театральном отделении Казанского государственного института культуры (в то время — университета). И театр «Сдвиг» стал для их студентов первой профессиональной площадкой. Сегодня театр переживает новую веху в своей истории. Театр получил постоянное место жительства — в старинном особняке на улице Маркса, где долгие годы была знаменитая аптека, он занимает второй этаж. А на первом — уютное кафе, как бы продолжение театра — «Театральный буфет».
Приведу цитату из обращения театра к потенциальным зрителям: «В репертуаре театра спектакли разного жанра, стиля и границ понимания. Неизменным остается лишь одно — желание наполнить жизнь обычных людей необычными смыслами. Простые истории, рассказанные непростым языком, помогут разглядеть сегодняшний день нашими глазами. Приглашаем вас ощутить необыкновенную атмосферу театра-семьи с более чем 20-летней историей побед, дружбы и бескорыстного творчества. Надеемся, что и вы извлечете пользу от встречи с нами!».
Творческий союз с этим небольшим коллективом маэстро Абязова — явление закономерное. Во-первых, Рустем Юнусович — постоянный зритель этого театра. Во-вторых, в заявленной идее девятого фестиваля — «Музыка слова и поэзия музыки» — без «Сдвига» просто нельзя было обойтись.
«Талантливо, искренне, с полной отдачей — вот далеко не полный перечень достоинств этой труппы. А небольшой, по-настоящему камерный зал создаёт приятную иллюзию, что актёры рассказывают историю, обращаясь только к тебе, что всё действо создано лишь ради тебя, чтобы именно ты мог смеяться и плакать, сопереживать и сочувствовать вместе с героями пьесы», — это цитата из отзыва Рустема Абязова на сайте театра.
Оркестр La Primavera уже многие годы ищет новые формы сочетания различных музыкальных течений, музыки и других видов искусств. Желающих послушать классическую музыку в новых форматах в Казани оказалось много. И тогда появился специальный фестиваль, который заманивает казанцев самыми невероятными взаимодействиями: классика и джаз, классика и этно, классика и рок. В 2020 году оркестр показал музыкальное отражение известных сказок, мифов и легенд, в 2022-м любители музыки слушали и сравнивали классику и неоклассику.
Стало доброй традицией, что на каждом «Абязов-фестивале» экспонируются картины художницы Татьяны Лярсон, написанные специально к фестивалю и непосредственно связанные с его тематикой. Не стал исключением и нынешний год.
Фестиваль «Музыка слова и поэзия музыки» оркестр посвятил взаимодействию Музыки и Слова. В программе было четыре концерта, два прошли на постоянной сцене оркестра, в ГБКЗ, два — в музеях города.
Большим подарком для казанцев стало выступление с оркестром La Primavera Евгения Князева, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, театрального педагога и ректора Театрального института имени Бориса Щукина. Как объявил гостя Рустем Абязов — Мессинга всея Руси. Действительно, роль Мессинга в сериале о судьбе знаменитого предсказателя сделала Евгения Князева суперзнаменитым. В его фильмографии много и других интересных ролей.
Но одно дело — смотреть актера на экране, совсем другое — видеть и слышать со сцены, что называется, на расстоянии вытянутой руки.
На концерте с программой «Пастернак и музыка» 9 декабря Рустем Абязов рассказал, когда и как сошлись их творческие пути:
«Наша первая встреча с этим замечательным актёром произошла в городе Троицке, куда и он, и оркестр LaPrimavera были приглашены для исполнения совместной программы «Восточная рапсодия». Эту литературно-музыкальную композицию на стихи татарских поэтов и музыку татарских композиторов специально для международной исламской конференции «Расулевские чтения» создал московский поэт, драматург, либреттист, литературный, театральный и музыкальный критик, автор семи спектаклей-лауреатов Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Российской национальной премии «Музыкальное сердце театра» Константин РубИнский.
Программа была восторженно принята переполненным зрительным залом. Но ещё больше о её достоинствах свидетельствует то, что она очень понравилась музыкантам оркестра. Они уже так избалованы различными эксклюзивными программами, что им непросто угодить, а тут большинство оркестрантов подошли ко мне и буквально потребовали повторить концерт в Казани.
Долго ждал возможности осуществить эту замечательную идею, и вот 11 декабря это случится.
Забавно, что о нашей новой коллаборации мы узнали, находясь в Троицке. Во время репетиции мне позвонили из Менделеевска и попросили приехать к ним на Пастернаковский фестиваль, чтобы выступить вместе… С кем бы вы думали? Да, с Евгением Князевым.
Буквально минут через десять сам Евгений Владимирович вдруг меня спрашивает: «Меня пригласили на фестиваль в Менделеевск и сказали, что буду выступать с оркестром LaPrimavera, а это ведь вы?». Я подтвердил его догадку, мы обменялись телефонами, и творческая дружба окрепла».
Международный литературно-театральный фестиваль, посвященный Пастернаку, впервые был организован в сентябре прошлого года. Он дополнил научно-краеведческие «Пастернаковские чтения», который проходят в Чистополе регулярно.
Позволю себе еще одно отвлечение от основной темы. Как известно, Борис Пастернак бывал в нашем крае по двум поводам.
Некоторое время он работал на Бондюжском химзаводе — заведовал военно-учетным столом, а также был учителем детей его хозяина И.П. Ушкова. Жил в рабочем поселке при заводе (Лев Карпов и Борис Пастернак в Менделеевске). Литературоведы отмечают, что этот период стал важной вехой в становлении Пастернака как писателя. Местные пейзажи оказали на него такое большое влияние, что часть из них он перенес в свои сочинения.
Уже в советское время, в 1941-1943 годах, поэт жил в эвакуации в Чистополе. В суровых условиях тылового быта писал стихи и статьи о войне, участвовал в литературно-художественных вечерах и писательских собраниях. В далекой российской глубинке при свете керосиновой лампы рождался перевод бессмертной шекспировской трагедии. Помните? — «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
В Чистополе есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Его экспозиция развернута в доме, в котором поэт жил во время войны (Бориса Пастернака в Чистополе помнят). Тогда у него была маленькая комнатка.
9 декабря оркестр и Евгений Князев представили казанцам литературно-музыкальную композицию «Больше всего на свете я любил музыку», посвященную Борису Пастернаку. Программа по сценарию Константина Рубинского, звучавшая во многих городах России, была показана в Казани впервые.
Впрочем, вряд ли то, что мы увидели и услышали на сцене ГБКЗ имени С. Сайдашева, можно назвать просто композицией. В исполнении Евгения Князева получился настоящий моноспектакль, завораживающий то знакомыми строчками пастернаковского стиха, то музыкой — оркестр исполнял сочинения Иоганнеса Брамса, Арве Пярта, Мориса Равеля, Сергея Рахаманинова, Александра Скрябина, Камиля Сен-Санса, Петра Чайковского, Фридерика Шопена.
Константин Рубинский включил в программу стихотворения, фрагменты из писем, воспоминаний, дневников, прозы Бориса Пастернака, и любители музыки узнали, что знаменитый поэт когда-то очень хотел стать композитором.
Будучи подростком, он познакомился с А. Скрябиным, который жил на даче, по соседству с семейством Пастернаков. Александр Серафимович был его кумиром. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина», — так писал он о нем. Его музыкальные предпочтения сформировались полностью под влиянием Скрябина — Шопен, Лист, Вагнер, Чайковский.
С 1903 по 1908 год он с усердием изучал теорию композиции под руководством другого известного композитора — Р. Глиэра.
О том, почему это случилось, как дальше развивались его отношения с музыкой, мы узнали от самого Бориса Леонидовича, то есть от Евгения Князева. Повзрослев, уже в 19 лет, Борис Пастернак решился показать Скрябину свои сочинения. Но выслушав разбор своей сонаты, несмотря на слова одобрения композитора, принял решение навсегда оставить музыку и никогда больше не подходить к роялю. В музыкальном отношении Пастернак оказался излишне требователен к себе. Не забудем, что его мать была пианисткой. Его тяготило отсутствие абсолютного музыкального слуха.
Пастернак много размышлял о том, что есть музыка вообще и что она для него лично. И нас, зрителей, погрузили в эти размышления, в мир поэта, для которого одинаково важны были и мир музыки, и мир поэзии. Связь музыкального и стихотворного начАл делала его стихи по-особому ритмичными, наполняла их образами музыкальных инструментов и любимых композиторов. Как считают специалисты, в своих лирических стихах он одновременно был музыкален и прост, изыскан и доступен, эмоционален и сдержан.
Не знаю, что произвело на меня большее впечатление — мастерство, с каким Евгений Владимирович делал строки из писем, дневников и воспоминаний своими собственными высказываниями, или его красноречивое молчание, когда он слушал музыку, исполняемую оркестром — то с грустью, то с восторгом, то с необыкновенным вдохновением. Казалось, актер в эти минуты забывал про всё на свете — и про то, какое время на дворе, и про нас, сидящих в зале. Для него была важна только музыка, и оркестр, который на какое-то время прерывал его монолог.
Порой он особо вслушивался в звуки конкретного инструмента – фортепиано (лауреат Всероссийского и международных конкурсов Елена Лось), скрипки (концертмейстер оркестра La Primavera Михаил Редреев).
А когда он говорил, музыканты становились как-то по-особому сосредоточенными. Замирал на своем пьедестале Рустем Абязов…
Необыкновенную одухотворенность исполнителя и слушающих хорошо передают снимки Германа Логвинова. Мне тяжело было отобрать несколько из них для публикации, поскольку каждая фотография несла свою эмоцию.
Знаю, что на концертах оркестра La Primavera значительная часть публики — постоянная. За 35 лет своей истории коллектив сформировал верную аудиторию, готовую отправиться в любое путешествие, в какое позовет их Абязов.
Я видела не раз, как эта аудитория слушает музыку. И поразилась, как она слушала стихи. До концерта боялась аплодисментов, которые прерывали бы тонкую ткань спектакля. (Замечу в скобках — их стало очень много на театральных спектаклях, и это не может не раздражать). Но зал слушал так завороженно, что первые аплодисменты раздались ближе к концу, на самом эмоциональном пике пастернаковских рассуждений — как знак согласия с ними. А Евгению Князеву были адресованы уже овации после окончания выступления. Зрители долго не отпускали его со сцены.
На концертах в музеях я быть не смогла, поэтому скажу о них только то, что сообщила Наташа Лукина из пресс-службы оркестра.
В Музее Евгения Боратынского 3 декабря проходил концерт-открытие фестиваля, который был приурочен к 35-летию оркестра La Primavera. Программу «Слыхали ль вы?» оркестр посвятил 225-летию А.С. Пушкина. В этот день в зале собрались любители двух известных казанских коллективов: оркестра La Primavera и Поэтического театра Алексея Гомазкова, который постоянно показывает свои литературно-музыкальные композиции в этом музее.
Звучала музыка Чайковского, Свиридова, Рахманинова, Римского-Корсакова и других композиторов. Большая часть сочинений — в оркестровке Рустема Абязова. Арии и дуэты из опер, известные русские романсы исполнили Юлия Зиганшина, Айслу Нуруллина, Оксана Шайдуллина, Анна Халлдорсдоттир и Динар Шарафетдинов. Концерт, который вел Алексей Гомазков, завершился увертюрой к опере Глинки «Руслан и Людмила».
В Литературном музее Габдуллы Тукая была представлена программа под названием «Две судьбы под знаком Шурале», посвященная двум культовым фигурам татарского искусства — Габдулле Тукаю и Фариду Яруллину. Прозвучали «Тукаевский марш» Загидуллы Яруллина, части из большой сюиты «Шурале» Фарита Яруллина и два сочинения Рустема Абязова: Фантазия на темы из балета «Шурале» и «Тафтиляу» из сюиты «Образы Тукая».
Поэму «Шурале» и тукаевское стихотворение «Разбитая надежда» прочитал актер Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, заслуженный артист РТ Рамиль Вазиев. Кроме того, в литературно-музыкальную композицию вошли стихи, в том числе мало известные, татарских поэтов Мажита Гафури, Закира Рамиева (Дардмэнда), Сагита Рамиева, Гали Чокрыя, Габделжаббара Кандалыя, МахмудыМузаффария, Шамсетдина Закирова, Мусы Джалиля в переводах на русский язык. Музыканты и артисты рассказали слушателям историю татарского народа от древних булгар до сегодняшних дней.
В программе был Танец для кыл-кобыза с оркестром, которую написал дирижер оркестра Ильяс Камал. Он же исполнил соло на этом мало знакомом в Казани старинном струнном смычковом инструменте тюркских народов. Музыка была хорошим фоном для стихотворения Габдуллы Тукая «Пар ат».
Через два года, будем надеяться, оркестр La Primavera пригласит нас на десятый, юбилейный «Абязов-фестиваль». Впрочем, Рустем Абязов удивляет любителей музыки необыкновенными музыкальными сочетаниями не только во время этого фестиваля, но и на обычных концертах. Это, на современном сленге, фишка оркестра La Primavera.
Фото Германа Логвинова (представлены пресс-службой оркестра)